Дипломная работа: Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней"
Французский романист, поэт, драматург середины XX века Борис
Виан чья литературная карьера практически укладывается в десятилетие (первые
поэтические опыты датируются началом 40-х годов, последний роман "Сердцедер"
(появляется в 1953 г), представлял своим творчеством оппозиционное "серьезной",
"ангажированной" литературе течение. В этом направлении трудно
отыскать писателя более необычного, яркого и многогранного. На родине Борис
Виан известен не только как автор романа "Пена дней" и нашумевшей,
скандально известной "черной серии", но и как трубач джазового
оркестра, исполнитель собственных песен, словом, "принц" богемного
парижского квартала Сен-Жермен.
Интерес читающей публики и французской литературной критики,
а также кропотливая работа биографов и архивистов, неоценимая поддержка Мишель
Леглиз, первой жены, и Урсулы Кюблер, второй жены Бориса Виана, позволили
найти, восстановить и издать большую часть литературного наследия писателя,
хотя долгое время значительная доля его неизданных работ считалась утерянной
или просто неинтересной, недостойной внимания.
Внимание к творчеству Бориса Виана во Франции подтверждается
постоянно возрастающим количеством изданий, пополняющих его библиографию. Внимание
к личности и художественному творчеству Бориса Виана со стороны исследователей
появилось в начале 60-х годов, уже после его смерти, и сохраняется до наших
дней. Творчество Бориса Виана изучается в лицеях и университетах Франции; делаются
попытки создания сайтов, посвященных творчеству писателя. [10]
Интерес читателей к жизни Виана объясняется также и
противоречивостью, парадоксальностью многих значительных событий в его судьбе и
творчестве. Отметим один интересный факт: в конце 40-х годов его скандально
известный роман "Я приду плюнуть на ваши могилы" затмил, по словам Р.
Кено, "самый проникновенный роман о любви" - "Пену дней". В
конце 60-х годов ту же позицию занял уже ставший хрестоматийным роман "Пена
дней" по отношению к более раннему творчеству Виана.
Французская литература начала 40-х годов и послевоенного
периода была отмечена печатью "ангажированности" или "вовлеченности"
в социально-политические события современного общества. Эти понятия стали
основополагающими в философии Сартра и употреблялись им по отношению к "сознанию
вообще и в более узком смысле, в рамках эстетической теории, к художественному
творчеству писателя". Сознание, по Сартру, всегда вовлечено в события
мира, а писатель вовлечен самим ходом истории, событиями социального мира. Писатель
не может "занять внешнюю позицию по отношению к обществу и истории, он сам
историчен, история проходит по его судьбе, и только это прохождение создает
возможность истинности художественного произведения". Таким образом,
"ангажированная" литература не помещалась в рамки исключительно
эстетической категории, она несла на себе приметы реального времени. Напротив,
романы Бориса Виана на фоне всеобщей "ангажированности" выглядели
"несерьезными" и "безыдейными". Виан обращается к иному
типу художественного мышления еще задолго до появления постмодернизма,
предвосхищая его, опережая время и оставаясь непонятым.
Понимание авторского мира Виана предполагает постижение ряда
аспектов. Прежде всего, важную роль играют биографические сведения, которые во
многом проливают свет на условия формирования эстетики писателя и являются
немаловажным фактическим комментарием, необходимым при анализе сюжета и системы
персонажей прозы Виана.
Великолепное знание лучших традиций классической литературы
позволило Виану выбрать свои художественные ориентиры, направляющие его на пути
новаторства и экспериментов в области художественных методов, форм и языка
повествования. Переосмысливая литературную традицию и многочисленные
социально-культурные концепты, лежащие в ее основе, Виан будто бы "сшивает"
свой роман из всевозможных стилистических, образных и сюжетных форм, знакомых
ему. Такой синтез дает возможность творческой самореализации автора через
оригинальное структурирование произведения и методичное, целенаправленное
разрушение читательского горизонта ожидания, связанного с
сюжетно-стилистическими особенностями используемых Вианом жанровых форм. Художественное
мышление писателя направлено на поиск способов реализации видоизмененной
согласно авторскому желанию, "нереальной" реальности, существующей по
своим алогичным и непредсказуемым законам.
Известность, а затем и слава пришли к писателю лишь через
два года после смерти, когда в серии "Классики XX века" вышла первая
монография о нем. С тех пор, вот уже в течение двадцати с лишним лет, Виан
продолжает оставаться во Франции одним из самых любимых и читаемых - особенно
среди молодежи - авторов. Такие его романы, как "Пена дней" и "Сердцедёр"
издаются миллионными тиражами. Рассказ "Пожарные" включен в антологию
"Шедевры смеха". Его произведения вошли в программы французских
лицеев; они переведены едва ли не на все европейские языки. В Европе и в
Америке о нем написаны десятки книг, сотни статей, ему посвящаются диссертации
и международные коллоквиумы, в его честь выбита медаль. Сегодня уже нет
сомнений, что Виан занял заслуженное и прочное место во французской культуре XX
века.
Художественная литература - один из видов искусства,
которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя
действительность посредством образов.
Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные
законы, но в то же время мы можем выделить черты, объединяющие ее со всеми
другими видами искусства. Во-первых, это образность, лежащая в основе любого
искусства; во-вторых, это коммуникативность - обращенность к читателю, зрителю,
слушателю; в-третьих, - эмоциональность - воздействие на чувства адресата; в-четвертых,
- идейность - произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности
творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот
материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею[11].
У каждого искусства - свой художественный язык, свои
средства создания образов. Например, в изобразительном искусстве это бумага,
холст, глина, мрамор, камень, карандаш, краски и т.п.; в музыке - звуки,
создаваемые разнообразными музыкальными инструментами и т.д. Образ в литературе
создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было
народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т.е. закодированного
специальными знаками-буквами на бумаге. Художественное литературное
произведение, с одной стороны, существует в виде текста - это его материальное
воплощение (книга, буквы, идиография - все то, что можно увидеть и взять в руки).
С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать,
увидеть. И в то же время читатель, открывая художественное произведение,
начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что, в отличие от
музыки и изобразительных искусств, литература - искусство синтетическое: слово
оказывается способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать
и зрительные и слуховые, обонятельные и даже тактильные (осязательные,
кинестетические) образы.
В разных словарях и пособиях понятие художественного образа
трактуется по-разному. Например:
Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных
терминов:
"... поэтическая наглядность, или образность, не имеет
ничего общего с той наглядностью, или образностью, с которой перед нами
выступают предметы внешнего чувственного мира <... > Образ не есть
предмет. Более того, задача поэзии - как раз в том, чтобы развеществить предмет:
это и есть превращение его в образ. Образ переводит изображаемый им предмет или
событие из внешнего мира во внутренний, дает нашей внутренней жизни излиться в
предмет, охватить и пережить его изнутри, как часть нашей собственной души. В
образе мы переживаем изображаемое". [12]
Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов:
"Художественный образ - форма отражения действительности искусством,
конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой
в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой
фантазии <... > Его основные функции - познавательная, коммуникативная,
эстетическая, воспитательная". [13]
Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС: "Художественный
образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству
способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое
явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто -
действующее лицо или литературного героя)". [14]
Роднянская И. Художественный образ // Философская
энциклопедия: "Художественный образ - способ и форма освоения
действительности в искусстве, всеобщая категория художественного творчества".
[15]
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций:
"Во всяком художественном образе мы имеем единство индивидуального и
типического. Мы имеем наглядное представление, которое вместе с тем содержит в
себе элементы обобщения". [16]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |