Дипломная работа: Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней"
"Право каждого человека на счастье" - вот, в
сущности, единственное требование Виана к жизни, которое звучит буквально в
любой написанной им строчке. Требование это как раз и становится той мерой, при
помощи которой он проверяет на истинность любые формы человеческого общежития. Любые
нормы и формы такого общежития (от лозунга "свобода, равенство, братство"
до такого института как "общественная благотворительность") - коль
скоро они обнаруживают свою фальшивость - уравниваются Вианом перед лицом его
"категорического императива". И если Виан, например, с нескрываемым
ужасом изображает сцены тяжелейшего труда шахтеров или заводских рабочих, то
дело тут, конечно, не в том, это его страшил труд как таковой (мало кто работал
в своей жизни с такой отдачей сил, как Виан), а в том, что он органически не
приемлет труд. отчуждающий человека от самого себя, превращающий его в простое
средство для достижения неведомых, а то и чуждых ему целей, труд, способный
убить его в самом прямом смысле слова. Напомним в этой связи лишь один эпизод -
тот, где Колен приходит наниматься на завод, выращивающий винтовочные стволы
при помощи человеческого тепла и отбирающий у него это тепло вместе с жизнью:
"За письменным столом сидел старик в белом халате... Волосы у старика были
всклокочены. На стене висели различные виды оружия, сверкающие бинокли,
огнестрельные ружья, смертометы различных калибров и полный набор сердцедёров
всех размеров. "Здравствуйте, месье", - сказал Колен. "Здравствуйте,
месье", - ответил старик... "А вы давно тут работаете?" -
спросил Колен. "Год. Мне двадцать девять лет". - И он провел дрожащей
морщинистой рукой по испещренному глубокими складками лбу"[8].
Виана страшит не только то, что люди вынуждены вступать в
этот мир несвободы, предъявляющий права и на их личность, и на саму их жизнь,
но и то, что они свыкаются с подобным положением вещей, начинают воспринимать
его как нечто само собой разумеющееся.
Вот откуда главная задача писателя - "отстранить" неподлинную
действительность, вскрыть ее нелепость, абсурдность, алогизм. И Виан добивается
этого двумя путями - комическим и трагическим. Комический эффект возникает у
него тогда, когда он делает акцент на глубокой жизненной несерьезности тех форм
человеческой деятельности, которые претендуют именно на серьезность, нередко
даже - абсолютную. Иллюстрацией здесь может служить пародийная линия, связанная
с фигурой Жан-Соля Партра. Виан вовсе не стремится опорочить реального человека
- Сартра (к которому относился дружески) или его философию (которой попросту не
интересовался), он хочет высмеять самый тип философствования и философии,
которая принимает свои конструкции за последнюю истину, за подлинную
действительность и потому живет в блаженном отчуждении от действительной жизни.
Но вместе с тем для Виана совершенно очевидно, что только
разоблачаемые им формы социокультурного общения и существуют реально, что
именно они без остатка заполняют собой жизнь, не оставляя места ни для каких иных
ценностей. И в этом смысле они предельно серьезны, более того - угрожающе
агрессивны по отношению ко всему, что им не соответствует. Отсюда - трагическая
и далее - утопическая тема в творчестве Виана, в первую очередь - в "Пене
дней".
Стилистика контрастов, специфически "виановский" колорит,
возникающий от смешения фантастики и реальности, комизма и трагизма, пародии и
патетики, ерничания и искренности, кукольности персонажей и человеческой правды
их переживаний - вот чем проза Виана производит неповторимое впечатление,
заставляя с первородной остротой ощущать привычные или просто забытые нами вещи.
Ведь даже сам сюжет, использованный Вианом, по сути представляет собой не более
чем банальную мелодраматическую историю о юной деве, умирающей от туберкулеза
на руках у безутешного возлюбленного. Однако Виан с необыкновенным мастерством
сумел заново открыть человеческую глубину этого сюжета.
Элитарный негативизм Виана, его разделение общества на
"своих" и "чужих" пришлись по душе не желающим взрослеть
подросткам, "реалистам, требующим невозможного". И Виан, и его
последователи были безнадежными утопистами, которые, впрочем, догадывались о
своем утопизме и потому компенсировали свою социальную несостоятельность
изрядной долей иронии. Студенческий бунт шестидесятых годов способствовал
невероятной популярности Виана: газеты и журналы печатали о нем статьи, в
университетах по его творчеству защищались диссертации, были изданы
неоконченные произведения Виана (в частности, ранний роман "Волнения в
Анденах"). Такая популярность продолжается и в первой половине 70-х годов.
Тираж "Пены дней" достигает миллиона экземпляров. В трудах по истории
новейшей литературы во Франции Виан занимает место современного "классика".
Однако уже в конце 70-х годов популярность Виана, безусловно в связи с
изменением общественного климата в стране, падает. Любопытно отметить, что в
исследовании начала 80-х годов "Литература во Франции после 1968 года",
где внимательным образом прослеживаются идейно-эстетические направления
новейшей литературы и анализируется, какие писатели и почему популярны в
читательской среде, имя Бориса Виана упоминается лишь однажды. Причем
показательно, в каком контексте он назван. Речь идет не о мировоззренческом
влиянии Виана на современную литературу, а о его интересе к пародии, который
находит отклик в творчестве писателей конца 70-х - 80-х годов. [9]
Роль пародии в творчестве Виана и особенно в "Пене дней"
действительно весьма значительна и разнообразна. В этом смысле Виан принадлежит
к семье великих пародистов от Рабле до Джойса, причем роль национальной
традиции, которая включает в XX веке А. Жарри и Р. Кено, особенно чувствуется в
его творчестве. В "Пене дней" Виан, словно бабочка, порхает от одного
стиля к другому, не задерживаясь ни на одном, и создает таким образом особую
атмосферу разностилья. Борис Виан пародирует все, что превратилось или только
может превратиться в клише, - канонические формы ренессансной лирики и кодифицированную
стилевую манеру классицистов, подчеркнутую исповедальность поэтов-романтиков и
нарочитую приземленность писателей-натуралистов, "классическую ясность"
парнасцев и суггестию символистов, но с особой охотой, естественно, - современную
ему литературу... он пародирует, наконец, целые жанры", от романов "розовой
серии" и трогательного "рождественского рассказа" до детектива,
комикса и мультфильма.
Игра со стилями ведет к созданию определенного метастиля не
для того, чтобы разоблачить условность того или иного жанра (которая, в
сущности, ясна), а для того, чтобы прорваться к изображению реальности в
ситуации откровенного признания условности любых литературных приемов. Так,
трагедия в романе возникает не непосредственно, а через игру в трагедию, через
серьезность несерьезного (значение пародии) и несерьезность серьезного (похороны
Хлои неотличимы от "черной" игры в похороны - и, и сущности, уже нет
разницы, игра это или нет, поскольку игра принимает суггестивный характер и
захватывает читателя). Игра в трагедию, которая выглядит то игрой (и потому
окончательно не разрушает "веселую" основу романа), то, напротив,
трагедией, вызывающей читательское чувство сопереживания, - вот основа
художественной новизны "Пены дней", в которой использован принцип мерцающей
эстетики, получивший развитие в последующей литературе постмодернизма.
Игровой момент в "Пене дней" обусловлен не только
стилистическими, но и словесными играми. Обилие каламбуров, неологизмов,
буквальное толкование идиоматических выражений придают роману "несерьезный"
характер. То же самое можно сказать об игровом, фантастическом вещном мире
"Пены дней", который теснее связан с человеческими эмоциями, нежели в
традиционной прозе. Когда Хлоя заболевает, квартира, в которой живут
молодожены, начинает уменьшаться, скукоживаться. Говорящая мышка - элемент
поэтики мультфильма, - не выдержав страданий Колена, кончает самоубийством.
Мир "Пены дней" в творчестве Виана оказался
уникальным. Поэтика ювенильного романа в последующих произведениях постепенно
распадается, герои взрослеют и обременяются заботами, которые в "Пене дней"
казались "чужими". На смену виановским играм идет стилистически куда
более традиционный роман, оставляющий большое место размышлениям и самоанализу
героев. Правда, фантастический элемент полностью не исчезает, но
трансформируется, приобретая солидный притчевый характер.
1.3 Значение
романа для творчества Б. Виана и литературного процесса во Франции в целом
Роман писался в тяжелые годы второй мировой войны. Законченный
в 1946 году, он стал одним из самых популярных произведений Виана. Это
сочинение концентрированно отразило настроения французской интеллигенции тех
лет - скептицизм, неверие в жизнь, гротеск, ностальгию по красивому, поэтичному.
Никто до Виана, изваяв шокирующий роман, не прикидывался
всего лишь скромным переводчиком с английского. Не подвергался судебному
преследованию за оскорбление общественной нравственности. Не смеялся над
знаменитым французским философом Жан-Полем Сартром, выведя его карикатурный
образ в романе "Пена дней" под именем философа Жан-Соля Партра. Причем,
Сартр шутку оценил и стал в последствии, если не другом, то хорошим приятелем
Виана.
Говорят, что имя человека определяет его судьбу, свое
мальчик из парижского предместья получил в честь оперы "Борис Годунов",
страстной поклонницей которой была его мать. Неудивительно, что Виан сам начал
писать оперы (самую известную "Фиесту" - закончил за год до смерти).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |