Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
Герой поэмы более прозорлив, чем
был Есенин в те далекие годы. Поэт из "Анны Снегиной" уже в 1917 году
почувствовал ломку традиционного крестьянского уклада в деревне, которая не
сулила России ничего хорошего ни в социальном, ни в нравственном плане. Поэтому
вполне закономерно, что бунтарь Прон Оглоблин в поэме гибнет, а приспособленец
Лабутя процветает; новая, Советская власть создает почву для того, чтобы такие
лабути жили, "не мозоля рук". И Есенин первым увидел образ этого
советского Клопа, задолго до того, как он стал героем сатирической пьесы В.В. Маяковского.
Обратим внимание на образ главной героини. Облик девушки в белой накидке и
надменной помещицы Снегиной, которая говорит о печальной тайне, "преступной
страсти" женщины, брошенной "как выпитая бутыль", и та Анна
Снегина, которая пишет из эмиграции в Россию по-матерински нежное письмо,
проникнутое любовью к родине и воспоминанием о первой любви, не совпадают и
живут как бы отдельной жизнью. Не случайно критики особенно иронизировали над
словами помещицы Снегиной: "Потом бы меня вы бросили, как выпитую бутыль..."
"Как она выражается, эта девушка в белом!" - возмущался К. Мочульский.
И действительно, девушка в белом, которая умеет ласково даже отказать в любви
("сказала мне ласково "нет""), не может говорить так
вульгарно". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. 2004. - №9]
"Пленительный образ Анны
Снегиной постоянно оборачивается новыми, неожиданными гранями. И за каждой
угадывается живое лицо - три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Но
при этом образ не является собирательным в привычном смысле этого слова. Он
состоит как бы из трех разных, лиц. Три возраста героини - это три разных
облика. У каждого из них есть свой прототип.
Одна из женщин широко известна
как прототип Анны Снегиной. Это Лидия Ивановна Кашина - дочь богатого помещика
Ивана Петровича Кулакова, которому принадлежали имение в Константинове, родном
селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в
глубь Мещеры, заливные луга, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.
Л.И. Кашина была красивой и
образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт
благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме,
где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. "Матери нашей,
- вспоминала сестра поэта Е.А. Есенина, - не нравилось, что Сергей повадился
ходить к барыне. <... > " - Мне, конечно, нет дела, а я вот что тебе
скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней". <...
> Сергей молчал и каждый вечер ходил в барский дом. <…> Мать больше не
пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею
букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне <1917г. >
Сергей написал стихотворение Л.И. Кашиной "Зеленая прическа...
"". Прогулкой с Кашиной на Яр летом 1917 года навеяно стихотворение
"Не напрасно дули ветры... ". [Шубникова-Гусева // Литература в школе.
2004. - №9]
Однако образ и судьба хозяйки
константиновского имения расходятся в главном - в отношении к революции. Муж
героини есенинской поэмы - белый офицер, да и сама Анна не принимает революцию,
покидает Россию, становится эмигранткой, а Кашина в 1917 году сама передала
свой дом крестьянам и стала жить неподалеку, в Белом Яру, где бывал Есенин. В
1918 году Кашина переехала в Москву, работала переводчицей, машинисткой и
стенографисткой. Умерла она в 1937 году и похоронена на Ваганьковском кладбище.
Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и
фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает "богатая,
чудесная, грация, миловидность" и освящено классической литературной
традицией (вспомним хотя бы "Анну Каренину" Л.Н. Толстого и "Анну
на шее" А.П. Чехова), не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны
Сардановской, внучатой племянницы отца Ивана (И.Я. Смирнова), священника села
Константинова, которой в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская
напоминает "девушку в белой накидке" именем, возрастом,
запоминающейся чертой внешнего облика - смуглой кожей ("смуглая рука")
и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той
девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту "нет".
Ранняя смерть Сардановской (скончалась
родами 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как
образ единственной настоящей любви к деревенской девушке. И.В. Грузинов
вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: "У меня была настоящая
любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все
рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она
умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю".
Но самые удивительные совпадения
имеются с третьей женщиной, которая "дала" есенинской героине фамилию.
Эта женщина - писательница, автор книг "Рассказы" [Т.1-2, 1911-1914],
"Лики любви. Повести и рассказы" [СПб., 1914] - Ольга Павловна Сно (1881-1929),
которая подписывала свои произведения "О.П. Снегина", "Ольга
Снегина", "О. Снегина", "Снежинка", "О.С." и
др.
Знакомство Есенина и О.П. Снегиной
состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне, куда поэта привел его
друг М.П. Мурашев, автор нескольких очерков для журналов "Женщина" и
"XX век", где Снегина состояла в редколлегии.
Есенин был хорошо знаком с
рассказами и очерками О. Снегиной о революционной деревне, проникнутыми
народническими настроениями. Доказательством этому является перекличка
есенинской поэмы с путевым очерком О. Снегиной "На хуторе", опубликованном
в петроградской газете "Биржевые ведомости", где нередко печатался
Есенин. Недаром в вариантах поэмы "Анна Снегина" упоминается Галерная
улица, где была расположена редакция этой газеты.
"Совпадает место действия
"Анны Снегиной" и очерка О. Снегиной - деревня и хутор, где
сохранилась дворянская усадьба и "княгинин парк", и персонажи - молодой
паренек "Сергунька" (так в кругу друзей ласково называли и Есенина); Проня
Красноносый, "ленивый, шельмоватый, прямо сказать, большой пакостник",
убитый бандой анархистов; перевозчик, который требует деньги за переправу,
бабка Прасковья и др. Но атмосфера революционной деревни в "Анне Снегиной"
противоположна "невыразимому спокойствию, которое веет от моря колосьев",
в очерке О. Снегиной, где лишь один Сергунька "очень интересуется далекой
столицей и таинственной революцией". Есенин вспоминает персонажей очерка
Снегиной, типичных для деревни 20-х, внутренне не соглашаясь с их трактовкой и
противопоставляя свою картину суровых и грозных лет революции". [Шубникова-Гусева
// Литература в школе. 2004. - №9]
Поэт показывает разных женщин и
разную любовь. От первого чувства до "преступной страсти". "Теперь
бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман", - думает Сергей,
направляясь в деревню Криуши. В словах о русском мужике оказывается уместным и
образ, построенный в форме русской озорной загадки: "Он мыслит до дури о
штуке, / Катающейся между ног". Как большинство таких загадок, на первый
взгляд неприличных и вульгарных, эта обозначает совершенно невинный предмет, в
данном случае - конкретную примету послереволюционной деревни - велосипед.
На протяжении всего произведения
поэт настойчиво употребляет эпитет "белый" и вставляет его в разные
картинки. Белый цвет - символ духовной чистоты, высокой нравственности и
непогрешимости в крестьянской среде. В историческом - белое движение и т.д. В
бытовом и природном смысле: белый цвет одежды и цветущих вишен, белый и чистый
снег, ассоциации с которым вызывает фамилия героини поэмы.
С тремя разными ликами героини
связаны основные идейно-тематические линии поэмы - прошлое, настоящее и будущее
время; трехмерное пространство - революционная деревня, цветущий сад и чужие
дали лондонского порта, где оказалась Снегина; и разные чувства
героя-рассказчика: мечты о счастье, разочарование и, наконец, принятие жизни
такой, какова она есть, со всеми ее радостями и горестями. А главное - уважение
к истории своей многострадальной родины.
Сюжет и композиция "Анны
Снегиной" также ярко выявляют столкновение различных мнений и
неоднозначность отношения автора к происходящим событиям. Поэма состоит из пяти
соразмерных частей. Первая часть является прологом. В ней дана предыстория
событий, которые разыгрались в деревне в 1917 году.
Герой поэмы, известный поэт,
возвращается в родные места после долгого отсутствия. Словоохотливый возница
всю дорогу "поет" ему "печальные вести" о мужицких войнах
двух соседних сел - зажиточного Радово и обделенного землей Криуши. После
столкновения радовцев и криушан десять бунтовщиков сослано в Сибирь. Захирело
зажиточное Радово. Но герой думает о своем, совсем о другой - Первой мировой
войне ("Война мне всю душу изъела... ") и Февральской революции, то
есть о судьбе всей России, которые и являются причиной "неурядов" в
каждой российской деревне.
Вот тогда-то впервые странным
диссонансом к трагическим социальным событиям неожиданно возникают прекрасные
картины природы ("дорога довольно хорошая", "разросшийся сад",
"состарившийся плетень") и воспоминание о девушке в белом.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |