рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах  
Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах

Характер отношений лирики и изобразительного искусства сложный, многогранный, при этом диалогическая сущность их связи очевидна. Лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи нередко выступают по отношению друг к другу как интерпретация одного вида искусства другим, то же можно говорить о жанре портрета в этих видах искусства, о жанровых сценах на полотнах передвижников и в произведениях, например, Некрасова, Островского.

Понять и ощутить своеобразие лирики в процессе ее изучения в школе поможет привлечение других видов искусства, выявление характера их взаимосвязи.

Возможности изучения лирики в старших классах будем рассматривать в нашей работе.

Изучение литературы с опорой на опыт собственного творчества в области других видов искусства - одно из условий постижения лирики Необходимо показать сходство и отличие поэтического текста и музыки, живописи на разных уровнях: содержательном, идейном, эмоциональном

Обращение к лирике, по выражению Г.Д. Гачева, “выход в иное измерение”. Каким образом школьник на разных этапах его развития входит в это “иное измерение" и как помочь ему в этом вхождении?

1.2 Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное.

На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник всегда ведет диалог с прошлым, настоящим, этот диалог обращен и в будущее, которому принадлежит современный читатель и который может и должен осознать себя как участник этого диалога. Осознание тех или иных граней диалога, его уровней (от художественного приема до идеи) в конечном итоге может способствовать пониманию специфики искусства, особенностей конкретного художественного явления, которые обусловлены принадлежностью к роду, жанру, направлению, что обеспечит сочетание объективного и глубоко личностного начал в восприятии искусства и формированию целостного мировоззрения подрастающей личности.

Как показывают исследования, проводимые учеными среди учебных заведений страны, ученики читать лирические произведения не любят, уровень восприятия лирических произведений у них низкий, умения пользоваться теоретико-литературными понятиями, связанными с лирикой как родом литературы, оставляет желать лучшего.

Критические статьи, и заметки о лирике, ученики почти совсем не читают и не смотрят литературные передачи.

А ведь изучение лирики в школе составили органическую часть воспитательного процесса. Многие литературоведы, методисты, которые занимались и занимаются изучением лирики, Рез В.Я., Медведев В.Л., Маранцман В.Г. отмечали, что лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Нужен ли, возможен ли анализ лирического стихотворения и если нужен, то, как при изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начало, как добиться, чтобы "алгебра" анализа не убила, не разрушила гармонию целого - эти вопросы неизбежно встают перед учителями, безусловно, перед методистами, которые работают над этой проблемой.

Школьная практика свидетельствует, что многие стихотворения без соответствующих комментариев просто не будут понятны, ряд других будет понят однозначно, узко. Это относится к таким, например, стихотворениям, как "Пророк" А.С. Пушкина, "Поэт и гражданин" Некрасова Н.А. и многим другим.

Требуют усилий для понимания и другие поэты, вообще всякое истинное искусство. С другой стороны, скрупулезный анализ таких стихотворений, как "Прощай, немытая Россия..." Лермонтова М.Ю. или "Все в тающей дымке..." Рыленкова Н., рассчитанных на мгновенный эмоциональный отклик читателя, убивает непосредственность восприятия.

И, наконец, любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые подчас направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное - разрушают целостное восприятие стихотворения.

Дело, стало быть, не в том, нужен ли анализ, а в его направлении, мере и конкретных формах. Чтобы наметить принцип и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения - композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.

Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и отзвуков. Ученики должны понять, что для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира, и когда мы читаем произведение, важно определить, чем этот поэт не похож на других, чем он обогатил наше представление о жизни.

В старших классах, разумеется, происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием школьного анализа критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее. Одним из важнейших элементов восприятий и оценки стихотворения становится наблюдение над его общественным звучанием.

Подчас ученики применяют одни и те же формулы к характеристике разных художественных явлений и тем самым уравнивают, нивелируют их содержание. О художественных достоинствах стихотворений или не говорят ничего, или говорят крайне бегло, невнятно, обнаруживая слабую осведомляемость в вопросах теории литературы и недостаточно развитый эстетический вкус.

При изучении лирической поэзии в школе, как одна из основных задач возникает задача познакомить учащихся со спецификой лирики как особого рода литературы. Помочь восприятию таких особенностей лирики, как ассоциативность, метафоричность. Выработать объективные критерия оценки лирического произведения, вооружить учеников определенными навыками его анализа.

Анализируя художественное произведение, исходим из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства - и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра и кино и. д.

При этом поэзия особенно близка двум видам искусства изобразительному искусству и музыке. Близость эта обусловливает внимание к пластической к музыкальной выразительности лирического произведения. Но близость эта обусловливается также возможностью при изучении лирики, широко обращаться к образам родственных поэзий искусств.

При изучении лирики очень хорошо использовать произведения изобразительного искусства. При сопоставлении стихотворения и картины мы выясняем, какие мысли и чувства они вызывают, находим слова стихотворения, которые соответствуют содержанию и настроению картины, устанавливаем, как замысел поэта и художника воплотился в образах, колорите, языке произведения.

Отбирая произведения живописи, нужно считаться и с такими особенностями лирического образа, как экспрессивность и музыкальность. Этими качествами, в частности, отмечены картины Ч. Левитана, Ф. Васильева, и именно потому возможно широкое обращение к ним при изучении лирики.

Очень эффективно при изучении лирических произведений обращаться к музыке. Общность сфер поэзии и музыки прекрасно осознавали и сами поэты. В лирике 18-19 в. слово певец было синонимом слову поэт.

Конечно, знакомя учеников с музыкальными произведениями, педагог должен соблюдать чувство меры. Цель его - проявить при помощи музыки то музыкальное начало, которое входит в содержание каждого стихотворения.

Возможны разные формы этой работы. Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну.

Другая форма применения музыки - мелодекламация, чтение стихов на музыкальной основе. Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта.

Таким образом, наблюдения над произведениями живописи и музыки помогут учащимся войти в художественный мир лирических стихотворений, дадут представление о стиле того или иного поэта, поставят его творчество в связь с историей русского искусства.

Из всего выше перечисленного напрашивается вывод, что, начиная изучать с ребятами лирическое произведение, перед учителем встают очень сложные вопросы: Как же сделать в процессе обучения анализ лирического произведения наиболее эффективным? Как активизировать восприятие детей средних классов в ходе анализа лирических произведений?

На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в нашей выпускной квалификационной работе.

1.3 Проблемные ситуации при изучении лирического произведения

Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоциональных реакциях не могут перевести их в понятийный план, и это препятствует полноценному освоению идейного содержания. Работа воображения и осознание художественной формы стихотворных текстов хуже всего воспринимаются учащимися. У развитых учеников при восприятии лирики особенно заметна заостренность личностного отношения к произведению1. Стихотворение требует читательского присоединения к лирическому герою, эмоционального вхождения в ситуацию произведения, поэтому при чтении и анализе лирики возникают особые трудности: читатель-школьник либо не откликается на проблему и ситуацию стихотворения, либо подменяет их своим жизненным опытом. Неподключение и переключение - характерные крайности восприятия лирики, которые предстоит преодолеть в школьном анализе, чтобы личная ассоциация непременно возникала при чтении, но не заслоняла собой поэтического содержания стихотворения. Трудности перенесения идейного содержания стихотворения в план личных ассоциаций связаны с неразвитостью видения, однолинейным пониманием поэтического образа. Создание проблемных ситуаций с помощью различных музыкальных воплощений стихотворения или исполнений его чтецами содействует многогранности истолкования поэтического текста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

рефераты
Новости