Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
В 6 и 7 классах изучаются стихотворения
о природе. В 6 классе это "Мелколесье. Степь и дали" и "Пороша",
в 7 классе " Топи да болота" и "Край ты мой заброшенный". В
приведенных фрагментах уроков нет знакомства с жизнью и творчеством Сергея
Есенина.
Так как на изучение двух
стихотворений в 6 классе выделена только часть урока (также изучаются
стихотворения о природе А. Блока, А. Ахматовой, Н. Рубцова), анализ
стихотворений дан неполный, Сначала анализируется "Мелколесье. Степь и
дали", затем "Пороша", после чего второе стихотворение сравнивается
с первым.
Несмотря на то, что в 7 классе
стихотворения Есенина изучаются на одном уроке с творчеством В. Брюсова и В. Сологуба
их анализ более полный и глубокий. Изучаемые стихотворения объединены одной
темой и анализируются вместе приемом сравнения. Определяется размер
стихотворений, обращается внимание на от, как длина строки при одинаковом
размере влияет на интонацию.
При анализе стихотворения "Топи
да болота…" обращается внимание на диалектные и областные слова, на звуки
стихотворения (звук [р]).
Анализируя стихотворение "Край
ты мой заброшенный…" обращают внимание на то как передается ощущение
движения в стихотворении.
На изучение творчества С. Есенина
в 9 классе по программе под редакцией В.Я. Коровиной отводится 2 часа. На
первом уроке изучается образ родины, на втором - тема любви в лирике поэта.
Цель урока.
1. Расширить знания учеников о
личности Есенина и его творчестве; показать своеобразие его лирики.
2. Развивать мышление, память,
речь, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
3. Воспитывать любовь к
отечеству, нравственные идеалы, пробудить в детях эстетические переживания,
связанные с восприятием поэзии.
Ход урока.
1. Чтение стихотворений и беседа
о творчестве С.А. Есенина.
Дети читают подготовленные
стихотворения Есенина.
Беседа после прочтения.
Что вас привлекает в поэзии?
В чем причина популярности
стихов Есенина?
3. Слово учителя.
Есенин - единственный среди
русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о
родине в особый раздел. Как писал сам поэт: "Чувство родины - основное в
моем творчестве". Заметим, не "тема", а "чувство". Например,
в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная" (читаем его) рисуется образ
родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился
в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык
его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России
хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил
национальный характер, национальный настроения, мечты, сомнения, надежды.
Образ родины в лирике поэта
неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает
восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Изумительная миниатюра, зачаток
всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и
красота природы, и любовное, бережное к ней отношение.
3. Анализ стихотворений.
Как Есенин изображает природу?
Какие художественные приемы
характерны для лирики Есенина?
Природа олицетворена,
одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями:
"Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи в лесу"; "Край ты
мой заброшенный, / край ты мой, пустырь"; "Черная, потом пропахшая
выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?"; "Край любимый! Сердцу
снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях
твоих стозвонных"…
Заметим, что в последнем примере
найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты, - звон,
поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление, - "стозвонный",
звон слышен и в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается
в стихах Есенина: "Звонкой позолотой взвенивает лес"; "Поет зима
- аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка". В звуковых образах
воспринимаются цветовые, зрительные явления: "В роще по березкам / белый
перезвон"; "Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвучных";
"А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя"; "Мне навстречу,
как сережки / Прозвенит девичий смех". Этот ряд можно продолжить.
В поэзии Есенина есть и тихие
звуки: "шелест тростника", "шепот сосняка", "говор
кроткий", "слабый крик", "тягучий вздох", "нежно
охает ячменная солома", - и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня,
и множество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении,
одно явление природы мог передать через другое: "Сыплет черемуха снегом",
"Как метель черемуха машет рукавом", "И горит в парче лиловой /
Облаками крытый лес". В последнем примере отмечаем яркую цветопись.
Найдите примеры цветового
изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? (Несколько минут на
выполнение задания)
В стихах Есенина разнообразные
оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого
часто приобретают "металлическое" звучание: золотой, медный; много
зеленого, синего, голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом
стихи Есенина окрашены в чистые, ясные - то нежные, то яркие - цвета и оттенки.
В лирике Есенина и краски, и движение, и звуки мира. И запахи.
Найдите примеры изображения
запахов.
"Запах меда от невинных рук",
"пахнет смолистой сосной", "духовитые дубровы", "пахучий
мякиш тишины", "пряный вечер" и т.д.
Какие явления природы чаще всего
изображает Есенин?
Зори, закаты, снег, дождь,
ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно
часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой
березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом.
Найдем примеры.
4. Подведение итогов.
Мы успели рассмотреть лишь
некоторые стороны есенинского художественного мира, мира природы-родины. Мы
начали урок со слов Есенина. Закончим тоже его словами: "Моя лирика жива
одной большой любовью - любовью к Родине".
5. Домашнее задание.
Выучить стихотворение Есенина (по
выбору).
Урок начинается с чтения
подготовленных учащимися стихотворений Есенина. По моему мнению, это очень
удачное решение, так как дети психологически готовятся к продолжению знакомства
с творчеством уже известного им поэта, и возникает благоприятная атмосфера для
работы. Учитель рассказывает, как прослеживается тема родины в творчестве
Есенина и как она переплетается с уже знакомой темой природы.
Затем учащиеся знакомятся с
новыми стихотворениями поэта и анализируют их.
Авторские модели уроков
Цель урока.
1. Познакомить учащихся с
биографией поэта.
2. Развивать умение
выразительного чтения стихотворения.
3. Воспитывать любовь к родной
природе.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
Ребята, любите ли вы читать
стихи о природе?
Как вы думаете, для чего они
существуют? Зачем огромное количество поэтов, писателей, художников и
музыкантов посвящают природе свои произведения?
2. Прослушивание музыки П.И. Чайковского
и ее анализ.
Мы попытаемся в этом разобраться.
А сначала - небольшой музыкальный пример.
3. Сообщение учителем краткой
биографии поэта.
"Константиново, родное село
поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Взору
открывается необъятный просмотр заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у
самого горизонта - дымка лесов Мещеры.
Уже в детские годы в чувствах и
сознании мальчика закладывалось представление о нерасторжимой близости человека
и природы.
В семье заботились о развитии
добрых нравственных качеств в ребенке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной
сказительницей. Она рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд.
В доме самой читаемой книгой
была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на богомолье. Красота
церквей, соборов не могла не тронуть душу. Золотом сияли на солнце купола, они
величественно возносились в бездонную синь неба, гармонично вписываясь в
зеленое окружение лесов и лугов.
Дед Федор Андреевич, да и другие
мудрецы на селе любили испытывать детей в отгадывании загадок. Загадка
заставляла думать, развивала воображение, учила мыслить.
4. Чтение и анализ стихотворения.
Ребята, а давайте поиграем.
Стоит красавица на поляне в
белом сарафане, в зеленом полушалке.
Летом цветет, зимой греет,
Настанет весна - потечет слеза.
Правильно, ребята, это береза. А
сейчас мы выразительно прочитаем стихотворение С.А. Есенина "Береза".
Чем понравилось стихотворение?
Какие ассоциации возникают у вас
с этим стихотворением?
Какое возникает настроение?
Почему запомнилось это
стихотворение?
Что скрывается за внешней
простотой, музыкальностью этого стихотворения?
Предлагаю учащимся устно
нарисовать иллюстрацию к есенинскому стихотворению. Выбираем самый лучший
устный рисунок, оцениваем результаты.
5. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение.
9 класс
Цели урока.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |