Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
"Единственной программой,
где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую
известность, является программа издательства "Дрофа" ["Программно-методические
материалы: Литература: 5-11 классы / Сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000. С.286.
В Программе 2002г. (издательство "Просвещение") также рекомендована
поэма "Пугачев"]. Можно согласиться с доводами многих возможных
оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия,
метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения
говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество
Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа
об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно
отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию
и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в
VII, IX и XI
классах более основательно". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. -
2004. - №2]
По мнению Г.Э. Голышевой, "не
менее важен вопрос о проблематике и современном прочтении жизни и творчества
Есенина в школе. Материал по этому вопросу дают тематика и развертки программ (аннотации),
которые составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в
материале, составить план, конспект урока, найти оптимальный путь изучения
художественного произведения или творчества писателя." [Голышева // Литература
в школе. - 2004. - №2. С.3.]
За последние семь лет заметны
новые штрихи в характеристике творчества Есенина. Кроме лиризма и живописности
образов, народно-поэтических традиций в его поэзии, понятия о параллелизме и
обращения к природе как форме поэтического самовыражения [Программа по
литературе: 5 - 11 кл. / Под ред.А.Г. Кутузова; Программа по литературе: 5-11
кл. / Под ред.Г.И. Беленького. - М.: Просвещение. 1995.] добавились идея "узловой
завязи" природы и человека, сквозные образы поэтики Есенина, поэтика
есенинского цикла "Персидские мотивы" и жанр лирической поэмы.
Между тем явление Есенина было
закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания
России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды
необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для
выражения смертной любви россиянина к бедной своей Родине, Поэта, который
обладал бы нездешней силой "корявого и хитренького мужичонки", Поэта,
который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот и
суглинок Слово - поющее "золото", и заговорил бы "на новом языке",
предсказал Александр Блок [Блок А.А. Девушка poзовой
калитки и муравьиный царь // Собр. соч.: В 6т. - Л.: 1960 - 1963. - Т.5. - С.14.].
И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже
скажет Есенин, была "единственным расточительным и неряшливым, но все же
хранителем этой тайны" "узловой завязи самой природы" и народного
мышления.
"Историческая заслуга
Есенина состоит, прежде всего, в том, что поэт раскрыл свое трагическое время,
наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи. Иными словами,
Есенин является одним из тех писателей, которые ярко отразили тему революции и
Гражданской войны". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]
Однако именно в рамках этой темы
произведения Есенина в большинстве программ вообще не обозначены. Даже в
программе, выпущенной в "Просвещении" (2001), Есенин в этой теме не
значится. Здесь перечислены только "Железный поток" А. Серафимоаича,
"Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Конармия" И. Бабеля,
"Россия, кровью умытая" А. Весело-го, "Разгром" А. Фадеева.
"Отношение Есенина к
революции, действительно, вызывает немало споров. Сам поэт в автобиографической
заметке "О себе" (1925) писал: "В годы революции был всецело на
стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Правда,
годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: "Первый период революции
встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно". [Голышева // Литература
в школе. - 2004. - №2. С.3.]
В ряде программ все творчество
Есенина рассматривается в рамках имажинизма [Программы по литературе для 5 - 11
классов с углубленным изучением литературы (1020 часов) / Коллектив авторов
Санкт-Петербурга, 2001/Санкт-Петербургский государственный университет
педагогического мастерства.]. Однако творчество поэта никогда не ограничивалось
рамками этого литературного течения.
"На изучение жизни и
творчества поэта в рамках имажинизма отведено 4 часа. Для сравнения напомним,
что на изучение творчества Маяковского в этой же программе выделено 5 часов в
подразделе "Футуризм" и в теме революции и Гражданской войны "Ода
революции" и "Левый марш" - еще 1 час, таким образом - 6 часов. Конкретно
рекомендовано всего четыре стихотворения Есенина: "Гой ты, Русь моя родная...
", "Песнь о собаке", "Отговорила роща золотая... ",
"Русь уходящая" (другие по выбору учителя).
Одной из важнейших задач учителя
является формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста. Умение
анализировать художественное произведение, истолковать прочитанное, внимательно
задумываясь над каждым словом и задавая вопрос, почему поэт сказал так, а не
иначе, - одно из самых важных." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. -
2004. - №2]
Эпиграфом к общей теме "Сергей
Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это
был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством,
единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения
тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из
современников... Чудесное наследство".
Тема 1. "Я последний поэт
деревни…" (поэт и революция) (материалы к уроку)
Важнейшим вопросом при изучении
жизни и творчества поэта является его отношение к революции. Учитель может
рассказать о сложном и неоднозначном отношении поэта к революции, которое
проявилось у поэта в 20-е годы. Важно показать, что Есенин как крупный художник
сумел передать в своей поэзии предчувствие нового, а также драматические
коллизии и переживания "последнего поэта деревни".
Первым откликом на Февральскую
революцию явилось стихотворение "Разбуди меня завтра рано..." (1917).
Оно начинается с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия
светлого гостя - явления Христа. Приметы дорогого гостя связаны с окружающим
миром природы: "след широких
колес на лугу", "золота" дуга, которую "треплет ветер",
и шапка-месяц. Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица "игриво
взмахнет" красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать
"знаменитым русским поэтом", который воспоет высшие ценности жизни,
мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного
дома: "Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров... / И на песни
мои прольется / Молоко твоих рыжих коров".
Предчувствие нового выражено
также в стихотворении "Я по первому снегу бреду..." (1917). Передавая
робкую надежду на обновление мира, поэт совмещает самые чистые первые приметы
разных времен года: первый снег выпадает в начале зимы, а упоминание ландышей
соотносит вспыхнувшие силы с весенними цветами. С ожиданием встречи с дорогим
гостем связаны первые приметы наступающей зимы (в природе) и весны (в душе
человека). Не случайно эти приметы окрашены в белый цвет, который является для
Есенина цветом мечты и любви.
В 1917 году Есенин встретил
революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С женитьбой на З.Н. Райх ("милой
Зикан") в июле 1917 года поэт связывал романтические надежды на свой дом и
семейный очаг. "В эти месяцы, - вспоминал его друг В.С. Чернявский, - были
написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции. <...
> Он был весь во власти образов своей "есенинской Библии". <...
> "Пророк Есенин Сергей" с самой смелой органичностью переходил в
его личное "я" [Чернявский B. C. Три эпохи встреч (1915-1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях
современников. - Т.1. С.220.]. "Есенинская Библия" состояла из десяти
маленьких поэм: "Певущий зов", "Отчарь", "Октоих",
"Пришествие", "Преображение", "Инония", "Сельский
часослов", "Иорданская голубица", "Небесный барабанщик"
и "Пантократор", в которых Есенин воспел творение нового мира. Революционные
поэмы Есенина довольно сложны для восприятия школьников, но учитель может
кратко сказать о них, раскрывая тему революции в творчестве поэта.
"В 20-е годы отношение
поэта к революции стало неоднозначным. Поэт справляет "панихиду" по
дорогому деревенскому миру ("Я последний поэт деревни…", - и "Сорокоуст",
1920), выражает не только свою боль, но и боль многих-многих жителей России,
страны по преимуществу аграрной. Прощание с деревянной деревней не сводится к
противостоянию деревни и города или протесту против наступления "железного
гостя", новой технической эры паровозов и тракторов, как считали
современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели
традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда
высшей ценностью являлось все живое - "милое родное звериное". [Гулин
// Литература в школе. - 2001. - №5]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |