Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
Последняя главка - это
вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам "с поджиданьем седых матерей",
думам деревенских баб, которых не пугнет "ни гром и ни тьма". Здесь
выражено острое чувство единства с природой родного края ("хоть бы стать
мне кустом у воды"), его народом и великая сыновняя любовь к Родине,
которой поэт желает мирной и счастливой жизни: "Припаду к лапоточкам берестяным,
/ Мир вам, грабли, коса и соха! / Я гадаю по взорам невестиным / На войне о
судьбе жениха".
Последняя строфа, образующая
почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает
основной лейтмотив этого произведения и отвечает на риторический вопрос,
которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной
любви: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, / Лишь к тебе я любовь берегу. /
Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу".
Самым значительным
произведением, которое Есенин завершает в последние дни своей жизни, является
поэма "Черный человек" (1923 - 14 ноября 1925). Основное содержание
произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые
восходят к народной сказке и притче о черте.
Действие поэмы происходит
декабрьской метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным
поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла. Герой поэмы - желтоволосый
поэт с голубыми глазами обращается к другу: "Друг мой, друг мой, / Я очень
и очень болен". Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из
обликов, который принимает черт. Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы
живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям
и даже друга вытесняет черный человек.
Ироничным и нравоучительным
тоном прескверный гость говорит о жизни "скандального" поэта,
бесцеремонно копошится в его душе. Содержание его слов, небрежная манера
поведения, глаза, покрытые "голубой блевотой", гнусавый и бормочущий
голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды
прерывает речь своего гостя возмущенной тирадой, а затем запускает в него
тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.
Есенин ценил поэму гораздо выше
своих коротких лирических стихов и считал, что "это лучшее, что он
когда-нибудь сделал". Говоря о "Черном человеке", он не раз
упоминал пушкинского "Моцарта и Сальери".
Пушкина и Есенина сближает
многое, и, прежде всего, тема. Это произведения о Гении и высоком искусстве. Поэт
- герой есенинской поэмы, сближен с Моцартом: его душу "томит бессонница"
и "черные мысли", к нему также дважды приходит "черный человек".
Но есенинский черный человек оказывается зеркальным отражением героя поэмы. И
тем самым приводит читателей к мысли об ответственности художника за Зло и
болезни мира. Если зло есть в мире, тс оно есть в каждом из нас.
Многозначность поэмы создается
ее зеркальным построением (две одинаково построенные части и эпилог) и
образностью. Образ Есенина диалогичен, он восходит к классической литературной
традиции, народной мифологии и библейской символике. В народе существует
поверье, что метель и свист ветра происходят от злых духов. В то же время
сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения. Зеркало
также выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии - символ
Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой
силой).
Главное, что стоит понять,
анализируя "Черного человека": это поэма не предсмертная (ранний
вариант написан в 1923 году), а скорее философская. Основные ее мотивы,
особенно мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы
становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с юношеских стихов.
Есенину свойственна пушкинская
всечеловечность и отзывчивость на каждое состояние человеческого бытия и
отношение к жизни как бесценному дару и части общего пути, начало и конец
которого скрыты от человека. Чувство вечного круговорота жизни.
"Наиболее ярким и крупным
произведением Есенина о революции и первой любви является поэма "Анна
Снегина" (1925), основное действие которой происходит с весны до поздней
осени 1917 года. "Мужицкие войны" двух соседних сел, зажиточного
Радово и обделенного землей Криуши, причины деревенских "неурядов", захват
усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных
персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о
любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность
и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции,
эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и
общечеловеческих ценностей." [Гулин // Литература в школе. - 2001. - №6]
Тема 3. Поэма "Анна Снегина"
(материалы к уроку)
Свою поэму "Анна Снегина"
Есенин написал в начале 1925 года за очень короткий срок (чуть больше месяца).
"Работается и пишется мне дьявольски хорошо <... >. Я чувствую себя
просветленным. <... > Я понял, что такое поэзия". Но замысел ее
вынашивался довольно долго.
Необычный сюжет произведения о
революции, где главная героиня - не революционерка, а дворянка, а потом
эмигрантка - Анна Снегина; откровенная ориентация поэмы на русскую классику, и
прежде всего на Пушкина, и одновременно смелое нарушение канонов классического
жанра; смелое сочетание повествовательности, диалога, эпического сюжета и
лирических воспоминаний о первой любви, а также другие новаторские черты "Анны
Снегиной" выделяли ее среди поэм середины 20-х годов.
"Очень большая" и
"очень хорошая", по словам самого автора, поэма, которой он особенно
гордился, была встречена многими с откровенным непониманием и издевательской
иронией. "Еще нянюшку туда - и совсем Пушкин", - шутили "друзья"
поэта. Критики иронизировали, видя в поэме "любовную канитель" на фоне
бунтующей деревни или "маленький лирический пустячок". На этом
основании нередко отказывали "Анне Снегиной" в социальной значимости.
Восхищались лишь рядовые читатели и некоторые критики, преимущественно в
провинции.
Современные исследователи также
расходятся в оценке "Анны Снегиной". Одни определяют главную тему
поэмы, полную драматических коллизий, как революционную (Октябрь в деревне),
другие считают главной тему любви, третьи видят ее самой "антикрестьянской"
поэмой Есенина. "В "Анне Снегиной" "как сон, как утренний
туман" слетела с его глаз романтическая дымка, через которую он видел
русского мужика: верующим, крепким, работящим. Годы мировой и Гражданской войн,
насилие власти, ответное насилие народа, разруха и нравственный распад, при
которых было дозволено грабить награбленное, проявили в деревне все худшее,
темное, завистливое, что теплилось в ней всегда". [Куняев, 167]
Каждое отдельное определение не
отражает всего содержания этой многоплановой поэмы. Каждый автор по-своему прав
и в то же время по большому счету не прав, так как смотрит на нее лишь с одной
стороны. В то время как авторская позиция выявляется в сложном взаимодействии
различных сюжетных линий, богатом подтексте и контрапункте противоположных
оценок, которые дают ее персонажи происходящим событиям.
Доктор филологических наук
Наталия Игоревна Шубникова-Гусева в статье "О поэме Есенина "Анна
Снегина" обращает внимание на название поэмы, указывает на сходство сюжета
"Анны Снегиной" и "Евгения Онегина". Она говорит, что
"Анна Снегина" - самая пушкинская поэма Есенина (хотя здесь можно
увидеть сознательное развитие традиций Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева и даже Н.В.
Гоголя). Сходство "Анны Снегиной" с "Евгением Онегиным" проявляется
в дворянской теме-перекличке сюжетных мотивов, писем Татьяны к Онегину и Анны к
Сергею, сходстве фамилий главных героев - О-негин и С-негина, "разности"
между автором и героем поэмы Сергеем." [Шубникова-Гусева // Литература в
школе. 2004. - №9]
Прославленный петербургский поэт
едет в родные сельские места на дрожках, как Евгений Онегин "летел в пыли
на почтовых". Есенин намеренно подчеркивает сходство с сюжетом пушкинского
романа в мелочах, чтобы ярче оттенить различие. Поэт XX
века рисует других героев в другой исторической обстановке.
В героине "Анны Снегиной"
сохраняется нечто от пушкинской Татьяны. Известный поэт Сергей из "Анны
Снегиной" также образ-смешение: в нем есть нечто от скучающего Онегина, но
в отличие от пушкинского романа в стихах этот образ совмещает действующего
героя и рассказчика, двух в одном. Причем Есенин, как и Пушкин, постоянно
подчеркивает разность между самим собой, автором, и героем поэмы, которому дает
свое имя, принимая на свой счет слова рассказчика из "Евгения Онегина":
"Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной..." и т.д.
Кроме того, Есенин как бы меняет
местами главных героев. Пушкинский Онегин "в деревне, вдали от суетной
молвы", отвергает любовь юной Татьяны. Позже Татьяна, верная своему долгу,
отказывает Онегину. У Есенина все наоборот: "девушка в белой накидке"
ласково говорит "нет" своему юному другу, а, став зрелой женщиной и
потеряв мужа, мечтает о новой возможности их любви. Но знаменитый поэт остается
к ней холоден. Его больше волнуют перемены, происходящие в селе: "Скажите,
/ Вам больно, Анна. / За ваш хуторской разор?"
Шубникова-Гусева обращает
внимание на то, что "некоторые автобиографические черты имеет образ
героя-рассказчика, "знаменитого поэта", которому автор дает свое имя
- Сергей - и свое призвание - он поэт - и даже свою славу "Москвы кабацкой",
упоминая "стихи про кабацкую Русь". В то же время герой-рассказчик во
многом не совпадает с автором поэмы. Он приезжает в родные места как давний
знакомый и гость, живет не дома, а у мельника и смотрит на самого себя холодно,
как бы со стороны. В 1917 году, к которому относится действие поэмы (исключая
эпилог и последнюю, пятую часть), Есенин не испытывал чувства тоски, не был ни
автором "Москвы кабацкой", ни знаменитым поэтом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |