Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
1. Показать своеобразие любовной
лирики Есенина, ее народно-песенные основы.
2. Развивать мышление, память,
речь, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
3. Пробудить в детях
эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии.
Ход урока.
1. Реализация домашнего задания.
Выразительное чтение
стихотворений Есенина (наизусть)
2. Слово учителя.
Тема любви к женщине в лирике
Есенина естественно переплетается с темой любви к природе, к родине. О Любви
Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых - в песенном
русском фольклоре ("Подражание песне": "Ты поила коня из горстей
в поводу…", 1910). Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства
любви ко всему земному. Любимая часто представляется в образах природы6 "Зацелую
допьяна, изомну, как цвет", а природа - олицетворена: "Выткался на
озере алый цвет зари" (1910); "Зеленая прическа, / Девическая грудь,
/ О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?" Любовью пронизана вся
природа: "В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела… И я, как
страстная фиалка, / Хочу любить, любить весну" (Чары", 1913 - 1915).
3. Чтение и анализ стихотворений.
Настроения любовной лирики
меняются в "городских стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от
"родины-рая", и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием,
а земная "девушка-природа" стала мечтой-воспоминанием, почти
бесплотным ("Вот оно, глупое счастье"):
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Мечта о "чистой" любви
- один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает
страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:
Вечер черные брови насупил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость
пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Вдали от родины Есенин продолжает
чувствовать ее, в любовной лирике постоянно обращается к родным образам. В
"Персидских мотивах" (1924 - 1925), написанных на Кавказе,
романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию
Пушкина и Лермонтова. Символом красоты и любви в персидской лирике является
образ розы: "Тихо розы бегут по полям…"; "Губы к розам так и
тянет, тянет"; "Лепестками роза расплескалась"; " Красной
розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах". В любовные мотивы Есенин
непременно привносит образ родины, а восточная экзотика лишь обостряет
ностальгию, любовь к России: "Мы в России девушек весенних / На цепи не
держим, как собак"; "Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше
рязанских раздолий"; "Там на севере девушка тоже / на тебя она
страшно похожа"; "Сердцу снится страна другая".
Читаем стихотворение: "Шаганэ
ты моя, Шаганэ!." В стихотворении-послании "Шаганэ ты моя, Шаганэ!."
Есенин подчеркивает и духовную, и телесную, и биографическую связь лирического
героя с домом: "Эти волосы взял я у ржи", "Я готов рассказать
тебе поле / Про волнистую рожь при луне". Здесь доминирует тема рязанского
раздолья и разлуки с северной девушкой.
Пятнадцать стихотворений цикла
передают особый лирический сюжет - динамику, развитие чувств, настроений
лирического героя, который завершается возвращением к родине:
Многие видел я страны,
Счастье искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.
В любовной лирике Есенина
обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях
лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или
несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.
Многие стихи Есенина стали
песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
4. Итог урока.
Завершим урок словами Максима
Горького: "Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный
природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали
полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего
иного - заслужено человеком".
|