Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
Поэту бесконечно дороги все
приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и
слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.
Сравнивая есенинскую "Русь"
с лермонтовской "Родиной", исследователи видят перекличку двух поэтов
в попытке разгадать свою странную любовь к России (ср. "Но я люблю - за что,
не знаю сам..." (Лермонтов); "Но люблю тебя, родина кроткая, / А за
что - разгадать не могу..." (Есенин). Близки друг к другу картины, где
Лермонтов и Есенин рисуют народную Русь в праздник и в часы короткого отдыха:
И в праздник, вечером
росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с гиканьем и
свистом
Под говор пьяных мужичков.
Лермонтов
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров,
А как гаркнут ребята с
тальянкою.
Выйдут девки плясать у
костров.
Есенин
"Русь" сразу привлекла
внимание критиков не только непосредственным проникновением в те события, какие
выпали на долю многострадальной Родины, но и свежим, необычным языком, от
которого веяло ароматом полей и лесов. Здесь немало незнакомых или забытых
русских слов и образов, которые поэт возвращает современному читателю: в
погорающем инее, застреха, бласт. Учитель может растолковать их
школьникам, пользуясь заметками самого поэта [Шубникова-Гусеева, 20.].
Одно из наиболее известных и
любимых читателями произведений "Отговорила роща золотая..." традиционно
воспринимается исключительно как произведение о природе. На самом деле это
стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его
раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии.
Стихи построены на своеобразном
приеме - "олицетворении наоборот", когда то, что происходит с живым
миром природы, отождествляется с состоянием человека. Здесь Есенин использует
характерный для лирики его зрелого творчества прием кольцевой композиции,
который придает переживанию, выраженному в стихе, завершенную форму - повторение
начальных и завершающих строк в измененном виде, когда варьируется вторая часть
кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего
предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале
вопрос, объясняет ее или опровергает высказанный ранее тезис:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
……………………………………
Скажите так... что роща
золотая
Отговорила милым языком.
В первой строфе дана обобщенная
картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя:
"Отговорила роща золотая / Березовым, веселым языком, / И журавли,
печально пролетая, / Уж не жалеют больше ни о ком".
Во второй строфе содержится
своеобразная формула жизненного пути человека: "Кого жалеть? Ведь каждый в
мире странник - / Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. / О всех ушедших грезит
конопляник / С широким месяцем над голубым прудом".
Затем появляется одинокий герой
("Стою один среди равнины голой..." - "один" и "голая"
равнина - почти тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества),
который говорит о том, что ему "в прошедшем ничего не жаль". Эти
слова явно соотносятся с первой строфой, где журавли "не жалеют больше ни
о ком". Далее слова "не жаль" повторяются еще два раза: "Не
жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь".
Но удивительно - эти настойчивые
повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно.
Кульминационные незабываемые строки стиха: "В саду горит костер рябины
красной, / Но никого не может он согреть". Кажется, в словах "никого
не может" - высшая степень безысходности. И здесь возникают другие,
противоречащие этим отрицаниям слова, слова утверждения того, что роща не может
отговорить навсегда и человек не может не жалеть о прошедшей молодости. Ничто
не проходит бесследно: "Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не
пропадет трава".
И когда лирический герой
сравнивает себя с облетевшей рощей ("Как дерево роняет тихо листья, / Так
я роняю грустные слова... "), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его
поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что
на смену осени и зимы всегда приходит весна.
"В стихотворении "Край
ты мой заброшенный..." (1914) дается новый взгляд на деревню, лишенный
всякой благостности и покоя:
Край ты мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь,
Сенкос некошеный.
Лес да монастырь.
Избы забоченилисъ,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гатъ.
Кажется, в этом стихотворении
нет загадки. Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного
пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес, монастырь да избы, вросшие в
землю. Гать - насыпь, плотина. Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение
происходит лишь в природе. Только вороны бьют крылами в окно, предвещая беду, и
"черемуха машет рукавом", как бы прощаясь с теми, кто ушел на войну. Нищета
задавила деревеньку из пяти изб. Но стоит обратить внимание учащихся на то, что
их число - пять. Оно не случайно, так же как пять частей-главок в маленькой поэме
"Русь" и в "Анне Снегиной" - на руке пять перстов; православная
церковь о пяти главах; на пяти просвирах обедня и т.д. Нищая деревенька похожа
на заброшенный церковный храм." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. -
2004. - №2]
Тема 2. Поэмы С. Есенина. "Анна
Снегина"
Одним из ярчайших произведений
поэта является маленькая поэма "Русь" (1914), которая входит в
обязательный минимум содержания школьного образования. Это одно из самых
значительных произведений Есенина, в котором поэт рисует обобщенный образ
родной земли, задумывается о судьбе современной Руси, рассказывает о страданиях
и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою
Родину.
Произведение состоит из главок,
которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор
рисует деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой
силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично выписывает поэт нищий и
печальный деревенский пейзаж: "Воют в сумерки долгие, зимние, / Волки
грозные с тощих полей, / По дворам г погорающем инее / Над застрехами храп
лошадей".
Не случайно пейзаж деревни
зимний, это не только реальное время. Пейзаж как бы впитал в себя драматизм
происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали
предсказания смерти, недаром у Есенина "заморозь злая". То же самое
сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой
главки: "сумерки долгие, зимние" и "сумерки мглистые". Картина
Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за
что. Однако вторая главка является признанием в любви своей Родине и начинается
с противительного союза "но": "Но люблю тебя, родина кроткая! /
А за что - разгадать не могу. / Весела твоя радость короткая / С громкой песней
весной на лугу".
Поэт задает трудные вопросы и
пытается разгадать свою любовь. И оказывается - ему дорого все: от гуда комаров
над покосной стоянкою и плясок у костра до "сладкого" отдыха "в
шелку купырей" (купыри - луговая трава).
В третьей главке - опять резкий
контрастный переход Образ Руси исторически конкретизируется, и рисуется
символическая картина наступившей войны:
Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все
стороны.
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота.
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого
золота
Закачались лампадки небес.
Первая строка третьей главки
"Понакаркали черные вороны" - народное поверье, предвещающее беду.
"Подвески из легкого золота" и "лампадки небес" - сравнения
неба и звезд с реалиями церковного храма и традиционные образы небесных светил,
устроенных как светильники. "Между нашими поселянами, - писал А.Н. Афанасьев,
- существует поверье, в котором нельзя не признать отголоска глубокой
древности, что каждое светило имеет своего ангела: один ангел носит по небу
солнце, другие луну и звезды. Вечером всякий ангел зажигает свою звезду, как
лампаду, а перед рассветом тушит" [Афанасьев А. Поэтические воззрения
славян на природу: В 3 т. - М., 1994 (Репринт издания 1865-1869 гг.). - Т.1. -
С.176-177.].
Обобщенная символическая картина
народной беды содержит конкретные приметы времени и детали крестьянского быта:
"Повестили под окнами сотские / Ополченцам идти на войну" - речь идет
о призыве новобранцев в связи с началом Первой мировой войны. Сотские - низшие
полицейские чины в царской России, которых выбирали из крестьян. Мирные пахари
собираются в поход без печали, без жалоб и слез, сознавая свой великий долг
перед Родиной.
В четвертой главке говорится о
страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с
тревожных вопросов о судьбе солдат: "Затомилась деревня невесточкой - /
Как-то милые в дальнем краю? / Отчего не уведомят весточкой, - / Не погибли ли
в жарком бою?"
В четвертой и последней строфе
этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это
четница Луша, к которой приходят "допытаться любимых речей". Четница
читает письма, "груды вестей", пришедшие с фронта, но она еще и
гадальщица, предсказательница (от глагола "четничать", который в
словаре В. Даля толкуется - отгадывать, чет или нечет камешков, орехов в кулаке).
Луша, которая говорит об "успехах родных силачей", олицетворяет
сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит
свою Родину и что ждет ее в будущем, и невозможностью постигнуть до конца ее
тайну. Не случайно в каждой главке встречаются слова о колдунах, ворожбе и
предсказаниях ("что ни прорубь - везде колдуны"; "разгадать не
могу", "понакаркали черные вороны"; "собралися над четницей
Лушею"), на которые поэт пытается ответить в пятой, последней главке
("я гадаю по взорам невестиным"; "разгадал я их думы несметные").
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |