рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах  
Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Особенности изучения лирического произведения в старших классах

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Сравнивая есенинскую "Русь" с лермонтовской "Родиной", исследователи видят перекличку двух поэтов в попытке разгадать свою странную любовь к России (ср. "Но я люблю - за что, не знаю сам..." (Лермонтов); "Но люблю тебя, родина кроткая, / А за что - разгадать не могу..." (Есенин). Близки друг к другу картины, где Лермонтов и Есенин рисуют народную Русь в праздник и в часы короткого отдыха:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с гиканьем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лермонтов

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята с тальянкою.

Выйдут девки плясать у костров.

Есенин

"Русь" сразу привлекла внимание критиков не только непосредственным проникновением в те события, какие выпали на долю многострадальной Родины, но и свежим, необычным языком, от которого веяло ароматом полей и лесов. Здесь немало незнакомых или забытых русских слов и образов, которые поэт возвращает современному читателю: в погорающем инее, застреха, бласт. Учитель может растолковать их школьникам, пользуясь заметками самого поэта [Шубникова-Гусеева, 20.].

Одно из наиболее известных и любимых читателями произведений "Отговорила роща золотая..." традиционно воспринимается исключительно как произведение о природе. На самом деле это стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии.

Стихи построены на своеобразном приеме - "олицетворении наоборот", когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека. Здесь Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества прием кольцевой композиции, который придает переживанию, выраженному в стихе, завершенную форму - повторение начальных и завершающих строк в измененном виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет ее или опровергает высказанный ранее тезис:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

……………………………………

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя: "Отговорила роща золотая / Березовым, веселым языком, / И журавли, печально пролетая, / Уж не жалеют больше ни о ком".

Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека: "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - / Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. / О всех ушедших грезит конопляник / С широким месяцем над голубым прудом".

Затем появляется одинокий герой ("Стою один среди равнины голой..." - "один" и "голая" равнина - почти тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества), который говорит о том, что ему "в прошедшем ничего не жаль". Эти слова явно соотносятся с первой строфой, где журавли "не жалеют больше ни о ком". Далее слова "не жаль" повторяются еще два раза: "Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь".

Но удивительно - эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно. Кульминационные незабываемые строки стиха: "В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть". Кажется, в словах "никого не может" - высшая степень безысходности. И здесь возникают другие, противоречащие этим отрицаниям слова, слова утверждения того, что роща не может отговорить навсегда и человек не может не жалеть о прошедшей молодости. Ничто не проходит бесследно: "Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не пропадет трава".

И когда лирический герой сравнивает себя с облетевшей рощей ("Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова... "), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что на смену осени и зимы всегда приходит весна.

"В стихотворении "Край ты мой заброшенный..." (1914) дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя:

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Сенкос некошеный.

Лес да монастырь.

Избы забоченилисъ,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гатъ.

Кажется, в этом стихотворении нет загадки. Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес, монастырь да избы, вросшие в землю. Гать - насыпь, плотина. Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в природе. Только вороны бьют крылами в окно, предвещая беду, и "черемуха машет рукавом", как бы прощаясь с теми, кто ушел на войну. Нищета задавила деревеньку из пяти изб. Но стоит обратить внимание учащихся на то, что их число - пять. Оно не случайно, так же как пять частей-главок в маленькой поэме "Русь" и в "Анне Снегиной" - на руке пять перстов; православная церковь о пяти главах; на пяти просвирах обедня и т.д. Нищая деревенька похожа на заброшенный церковный храм." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Тема 2. Поэмы С. Есенина. "Анна Снегина"

Одним из ярчайших произведений поэта является маленькая поэма "Русь" (1914), которая входит в обязательный минимум содержания школьного образования. Это одно из самых значительных произведений Есенина, в котором поэт рисует обобщенный образ родной земли, задумывается о судьбе современной Руси, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою Родину.

Произведение состоит из главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор рисует деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично выписывает поэт нищий и печальный деревенский пейзаж: "Воют в сумерки долгие, зимние, / Волки грозные с тощих полей, / По дворам г погорающем инее / Над застрехами храп лошадей".

Не случайно пейзаж деревни зимний, это не только реальное время. Пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина "заморозь злая". То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: "сумерки долгие, зимние" и "сумерки мглистые". Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви своей Родине и начинается с противительного союза "но": "Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что - разгадать не могу. / Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу".

Поэт задает трудные вопросы и пытается разгадать свою любовь. И оказывается - ему дорого все: от гуда комаров над покосной стоянкою и плясок у костра до "сладкого" отдыха "в шелку купырей" (купыри - луговая трава).

В третьей главке - опять резкий контрастный переход Образ Руси исторически конкретизируется, и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота.

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Первая строка третьей главки "Понакаркали черные вороны" - народное поверье, предвещающее беду. "Подвески из легкого золота" и "лампадки небес" - сравнения неба и звезд с реалиями церковного храма и традиционные образы небесных светил, устроенных как светильники. "Между нашими поселянами, - писал А.Н. Афанасьев, - существует поверье, в котором нельзя не признать отголоска глубокой древности, что каждое светило имеет своего ангела: один ангел носит по небу солнце, другие луну и звезды. Вечером всякий ангел зажигает свою звезду, как лампаду, а перед рассветом тушит" [Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М., 1994 (Репринт издания 1865-1869 гг.). - Т.1. - С.176-177.].

Обобщенная символическая картина народной беды содержит конкретные приметы времени и детали крестьянского быта: "Повестили под окнами сотские / Ополченцам идти на войну" - речь идет о призыве новобранцев в связи с началом Первой мировой войны. Сотские - низшие полицейские чины в царской России, которых выбирали из крестьян. Мирные пахари собираются в поход без печали, без жалоб и слез, сознавая свой великий долг перед Родиной.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат: "Затомилась деревня невесточкой - / Как-то милые в дальнем краю? / Отчего не уведомят весточкой, - / Не погибли ли в жарком бою?"

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят "допытаться любимых речей". Четница читает письма, "груды вестей", пришедшие с фронта, но она еще и гадальщица, предсказательница (от глагола "четничать", который в словаре В. Даля толкуется - отгадывать, чет или нечет камешков, орехов в кулаке). Луша, которая говорит об "успехах родных силачей", олицетворяет сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою Родину и что ждет ее в будущем, и невозможностью постигнуть до конца ее тайну. Не случайно в каждой главке встречаются слова о колдунах, ворожбе и предсказаниях ("что ни прорубь - везде колдуны"; "разгадать не могу", "понакаркали черные вороны"; "собралися над четницей Лушею"), на которые поэт пытается ответить в пятой, последней главке ("я гадаю по взорам невестиным"; "разгадал я их думы несметные").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

рефераты
Новости