Дипломная работа: Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"
В
рассказе «Судьба человека» поразительно ярко нарисована человеческая судьба,
полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского
национального характера.
Рассказ
«Судьба человека» был опубликован в «Правде» 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957
г. Он получил всенародное признание. Об исключительной силе его воздействия
свидетельствовали письма в адрес М. Шолохова[17].
Многие
произведения М. Шолохова написаны о войне. По словам писателя, «каждому, кто
берется писать» о солдате, необходимо знать его психологию, «его ратный труд,
его чистое сердце и моральную выдержку, его твердость». О событиях первой
мировой войны М. Шолохов немало слышал от ее участников. Когда он работал над
«Донскими рассказами» и «Тихим Доном», ему помогали личные впечатления. «Войну
я видел с детских лет, немного знаю, что это такое...» В гражданскую войну М.
Шолохов жил на Дону и был очевидцем жестоких боев. Он участвовал в схватках с
кулацкими бандами. Об этом Шолохов так писал: «С 1920 года служил и мыкался по
Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на
Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами...Приходилось бывать в разных
переплетах».
Ничем
нельзя заменить того, что писатель увидел своими глазами, что он перечувствовал
в тяжкие годы Великой Отечественной. Впоследствии он вспоминал: «...помню
первые станичные проводы на фронт... Помню слезы... Первый митинг... Родина в
опасности - есть ли чувство более тревожное?! И помню живой, благородный
энтузиазм станичников, собиравшихся на войну без суеты, по-крестьянски
деловито».
В тяжкие
дни Великой Отечественной Шолохов стремится на фронт - воевать с заклятым
врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком. Он убежден,
что без этого у советского художника слова нет морального права писать о
героических битвах своего народа с врагом. Когда М. Шолохову сказали, что
командование может не позволить ему «находиться в самых опасных местах», он
гневно возразил: «То есть как это так?! Бойцы будут воевать, а я лишь издали,
из штабной квартиры, поглядывать? Как же я смогу писать о народе на войне и
сегодня и потом, после нашей победы?!». Шолохов однажды вспомнил, как он в
первый раз пошел в атаку, и так объяснил свой порыв: «Пошел не только потому,
что без этого не напишешь о той страшной, но охватывающей тебя силе, которая
ведет человека на смерть, но и потому, что пошли солдаты, пошли все; а ты ведь
тоже солдат, и ведет тебя на пули, на врага та сила, которая называется
«товарищество».
Шолохов
неоднократно обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях,
которые понесла Родина во время Великой Отечественной войны: «У нас почти
каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было
иметь сил, чтобы начать все сызнова. Значительная часть страны была разрушена.
Я видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел
опустошенные, безлюдье... Цена победы. Ее острее всего чувствуешь и переживаешь
в день великого свершения надежд...»
Все это
объясняет, почему Шолохов столь обостренно воспринимает прошедшие события
Отечественной войны, почему он считает своей обязанностью в полный рост
изобразить советского солдата, разгромившего могущественную в военном отношении
капиталистическую державу.
Однако
необходимо учитывать и другое. С течением времени все глубже осознается
выдающееся значение Великой Отечественной войны в истории нашей страны и всего
человечества. И вполне закономерно то, что с годами не ослабевает интерес у
советских писателей к тому поистине святому для каждого честного человека
времени. Бессмертный военный подвиг советского народа стал неиссякаемым
источником для их творчества.
Непосредственным
толчком к возникновению замысла «Судьбы человека» была встреча М. Шолохова с
прототипом Андрея Соколова в 1946г.
«Судьба
человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны,
наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков
великого подвига советского народа. Этот рассказ еще раз подчеркнул, что
изображение трагического может быть связано с задачей утверждения
оптимистического мироощущения[18].
Великую
народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой
рассказа «Судьба человека». Из жестоких испытаний он вышел победителем, не
растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив
жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. Если
сопоставить это произведение с «Наукой ненависти», то можно нагляднее
представить более глубокое постижение Шолоховым трагических сторон военного
времени. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить сцены прощания в этих
рассказах. Гнетет ужасная мысль, что это последние минуты их свидания на этом
свете.
Во
второй половине 50 - 60-х годов трагические образы и картины заняли большое
место в советской прозе.
Ни одной
родной души не осталось на земле у безымянного польского врача, узника
Освенцима: «Жена и дочь погибли в газовой камере, остальные близкие развеялись
по миру, как ветер уносит сухие листья». И лишь собака - его «последняя
отрада».
Ужасы
войны, то бесчеловечное, что несет она с собой - смерть, страдания, разрушения,
- не становятся самоцелью в творчестве советских писателей, а подчиняются
раскрытию духовной мощи советского народа, несокрушимости его
идейно-нравственных основ.
Трагические
судьбы Соколова, его приемного сына Вани, Ивана Буслова свидетельствуют о
горечи страшных утрат, подчеркивают, говоря словами Шолохова, что «ценою
неслыханных жертв и народных страданий мы вышли победителями... в последней,
величайшей из войн». Мысль о трагической доле Соколова реализуется и через тему
одиночества, которая проходит через все произведение (ее нет в «Науке
ненависти») и играет серьезную роль в его идейной концепции.
Исследователи
шолоховского творчества неоднократно отмечали перекличку «Судьбы человека» и
рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море» в раскрытии этой темы.
Тональность
пейзажной картины, данной во вступлении, определяет мотив тишины, который затем
вызывает мысль об одиночестве: «Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному,
целиком покорясь тишине и одиночеству...» Да, хорошо наслаждаться целительной
тишиной, отдохнуть одному, оторвавшись на короткое время от постоянных
человеческих забот. Однако плохо человеку, если не с кем ему отвести душу, если
у него не осталось близких людей, если он лишен даже любимой работы (из-за
нелепого случая с коровой, нечаянно сбитой автомашиной). И потому Соколов
говорит автору, словно споря с его мыслями: «Дай, думаю, зайду, перекурим
вместе. Одному-то и курить и помирать тошно».
В замечательном
произведении автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем
большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших
испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог
подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел
жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его главная мысль.
Все основные художественные элементы произведения поставлены автором в
нерасторжимую, органическую связь с этой мыслью.
Композиция
произведения проста, безыскусственна. Почти все «пространство» рассказа.
Примерно, четыре пятых объема, в соответствии с заглавием, занято
повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей
трагической судьбе [19].
С первых
же слов рассказа читатель узнает, что описывается «первая послевоенная весна».
Описание это, подчеркнем, лишено какой-нибудь аллегоричности, не имеет никакого
авторского «второго плана». Оно предельно реально, изобилует всякого рода
бытовыми деталями. О недобрых днях войны, отгремевшей всего год назад,
напоминает и «недобрая пора бездорожья», и солдатская одежда автора, и «виллис»
и «недобрая пора бездорожья», и тяготы только что проделанного пути. Но сквозь
все это проникает. Звенит жизнеутверждающая весенняя нота. Так уже вначале
произведения имеются те две темы – война и весна, смерть и жизнь, сложное и
глубокое сочетание которых и образует «музыку» произведения. Еще отчетливее,
рельефнее эти две темы выступают в образах подошедших к автору мужчины и
мальчика. Наружность и того, и другого обрисована несколькими скупыми, хотя и
выразительными штрихами.
Рассказ
«Судьба человека» построен так, что портретные зарисовки персонажей, авторские
ремарки, лирические пейзажи сплавлены воедино с его сюжетной основой, которая
представляет собой повествование Андрея Соколова о пережитом за годы войны.
Шолохов
так строит исповедь героя, что она «въезжает» нам в душу, воспламеняя ответные
чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его
несгибаемым мужеством и стойкостью. Шолохов добивается такой силы воздействия
исповеди Андрея Соколова на читателя благодаря тому, что располагает пережитые
им события по степени все нарастающего трагического драматизма: первые часы
плена; месть предателя; жестокая расплата за первый неудавшийся побег. Картина
единоборства пленного солдата с Мюллером – одна из самых ярких в рассказе.
Являясь одной из его композиционных вершин, картина эта обладает относительной
внутренней самостоятельностью. У нее своя тема, своя идея и даже свой жанр.
О
последующих примерно полутора годах своей жизни в плену Андрей Соколов
рассказывает довольно лаконично, но в деталях воссоздает эпизод побега, что
вполне объяснимо. Этот эпизод является прямым продолжением и завершением того,
что увидели мы в картине духовного единоборства Соколова с Мюллером, – с той
лишь разницей, что над Мюллером была одержана победа символическая, а в
задуманной и осуществленной акции с толстым немецким майором – победа
фактическая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |