Дипломная работа: Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"
Но сколь
бы ни расширялось психологическое поле романа, ни возникали новые черты в
мироощущении человека на войне, Шолохов в этой сложности вовсе не хочет
растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда
объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила
сердцу, все осталось там, под властью немцев... И снова, в который уже раз за
время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к
врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно
пересыхающего горла...»
Оно
вовсе не слепо, это чувство ненависти, оно только отчетливей от соседства и
контраста со всем другим - тоской, любовью, отчаянием, с небывало раскрывшейся
способностью русского человека к самопожертвованию. Не удивительно, что на
страницах романа солдатская жизнь изображается в такой тесной переплетенности -
быт и героика, горе и надежда, трагическое и вспышки нежданного веселья...Да, веселья.
В этом
смысле последний роман - книга удивительно «шолоховская». «Они сражались за
Родину» - кровь, смерти, горечь отступления. И при том - бросающееся в глаза
обилие юмористических сцен. Это и забавные происшествия, случающиеся с героями
во фронтовых буднях, и потешное, вдруг проглядывающее даже в совершенно
трагических ситуациях («молебен» Звягинцева под бомбежкой или его борьба в
медсанбате - сначала за сапоги, потом за целость собственных ног). Особенно же
обильны обстоятельные солдатские байки и воспоминания, как правило, весьма
юмористического характера. Чего тут только не «наслушается» читатель романа!
Рассказы о баталиях с ревнивой женой все того же Ивана Звягинцева и его конфуз
с чересчур литературными письмами «преподобной» на фронт «скороговоркой, бочком
как-то сообщит, что дети живы-здоровы, новостей в МТС особых нет, а потом дует
про любовь на всех страницах, да такими непонятными, книжными словами, что у
меня от них даже туман в голове сделается какое-то кружение в глазах».
В произведениях
«Они сражались за Родину», «Судьбе человека», юмористическое с утроенной силой
обнаруживало свою внутреннюю связь с такими серьезными материями, как стойкость
национального характера, как духовный залог социалистического образа жизни. Шолоховские
герои смеются не потому, что время веселое, а потому что душа не сдалась! И не
собирается сдаваться. Проза Шолохова времен Великой Отечественной войны еще
полнее раскрыла тот «гений нации», о котором В. И. Немирович-Данченко в связи с
«Поднятой целиной» говорил как о «соединении громадного героизма с невероятной
простотой и юмором». Смех - не только средство, помогающее обнаружиться
внутренним силам. В ситуациях, подобных схватке Андрея Соколова с Мюллером, он
сам по себе становится разящей силой!
Сейчас,
когда все написанное Шолоховым об этой войне сведено в Собрании сочинений, ясно
видно, как шел творческий поиск. Как вся военная проза Шолохова, можно сказать,
стремилась к встрече с таким материалом, такими персонажами, как герои «Они
сражались за Родину», «Судьба человека». Это характеры и судьбы, способные
полно сказать о состоянии народного духа в великой и страшной, ни с какой
другой не сравнимой войне[14].
Искания,
заметные уже в первых военных зарисовках, где автора всего более интересует
именно «дух» людей, застигнутых бедой врасплох. В «Науке ненависти» герой не
мыслит своей боли отдельно от переживаемого всем народом.
Психология
коллективная, массовая, мироощущение воюющего народа - в центре «Они сражались
за Родину». Для этой книги пристальное внимание к массовой психологии тем более
характерно, что сама война - отечественная, народная. И «коллективистское» у
Шолохова - уже непосредственно в коллизии: роман раскрывает историю полка,
солдатской общности. Сам сюжет таков! Повествование о том, как все вместе
устояли, не сломились - вопреки тем жесточайшим обстоятельствам, что
обрушивались на отступающую армию в излучине Дона. Николай Стрельцов или Петр
Лопахин, по чьим мыслям и чувствам часто «ориентирован» весь
социально-психологический анализ в романе, так и видят своих товарищей - именно
как нечто цельное, едино живое. Полк принимает решение, полк превозмогает
отчаяние...
«Было
что-то величественное и трогательное в медленном движении разбитого полка, в
мерной поступи людей, измученных боями, жарой, бессонными ночами и долгими
переходами, но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова принять
бой»...
Или в
другом случае:
«Почти
всюду над стрелковыми ячейками уже курился сладкий махорочный дымок, слышались
голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой,
полуразрушенной силосной яме, доносился чей-то подрагивающий веселый голос,
прерываемый взрывами такого дружного, но приглушенного хохота, что Лопахин,
проходя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый!
Бомбили так, что за малым вверх ногами их не ставили, а утихло, - они и ржут,
как стоялые жеребцы...»
Такие
страницы - пример активного анализа именно психологии коллективной - воинской
общности, взятой в своей цельности.
«Они
сражались за Родину» - это не только правда войны, это и своеобразное
художественное свидетельство веры солдатской. Вера дала устоять и
победить. То, что воплотилось в пламени алого стяга над поверженным рейхстагом
в 45-м, уже жило в людях 42-го, дерущихся с наседающим врагом на последнем
пределе сил... С правдивостью непосредственного участника событий Шолохов
рассказал о состоянии духа тех, кто превозмог небывалые трудности.
От полка
оставалась рота - и все равно бросалась в контратаки. Рота превращалась в
горстку бойцов - и билась за каждую пядь земли с могучим, превосходящим в
технике и войске противником. Погибал боец в своем одиночном окопчике,
задавленный танком – и в последнюю секунду, движимый этой верой, швырял зажигательную
бутылку вслед врагу...
Хватающим
за душу лейтмотивом проходит через все главы «Они сражались за Родину» образ
полкового знамени - символа этой солдатской веры. На последних страницах книги,
когда остатки полка - двадцать семь бойцов - добираются, наконец, до штаба
дивизии, писатель рисует психологически глубокую сцену с полковым знаменем,
пронесенным сквозь огонь. «Голос его, исполненный страстной веры и предельного
напряжения, вырос и зазвенел как туго натянутая струна:
- Пусть
враг временно торжествует, но победа будет за нами. Вы принесете ваше знамя в
Германию!.. Спасибо вам, солдаты!
Ветер
тихо шевелил потускневшую золотую бахрому на малиновом полотнище, свисавшем над
древком тяжелыми литыми складками. Полковник тихо подошел к знамени, преклонил
колено. На секунду он качнулся и тяжело оперся пальцами правой руки о влажный
песок, но, мгновенно преодолев слабость, выпрямился, благоговейно склонил
забинтованную голову, прижимаясь трепещущими губами к краю бархатного
полотнища, пропахшего пороховой гарью, пылью дальних дорог и неистребимым
запахом степной полыни...
Сжав
челюсти, Лопахин стоял не шевелясь, и лишь тогда, когда услышал справа от себя
глухой, задавленный всхлип, - слегка повернул голову: у старшины, у боевого
служаки Поприщенко, вздрагивали плечи и тряслись вытянутые по швам руки, а
из-под опущенных век торопливо бежали по старчески дряблым щекам мелкие светлые
слезы. Но, покорный воле устава, он не поднимал руки, чтобы вытереть слезы, и
только все ниже клонил свою седую голову...»
Описывая
наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей
армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент
военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления,
душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих
бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом
логове...
Шолохов
писал свои главы в тот момент, когда все газеты мира - и недругов, и
сочувствующих нам - уже объявили о победе Гитлера, добравшегося до Кавказа,
вышедшего на Волгу, «рассеявшего» армию Советов...
А
Шолохов именно в эту пору вложил в уста своим героям: «Тяжелыми шагами
пойдем... Такими тяжелыми, что у немца под ногами земля затрясется!» Или та же
мысль, но выраженная с еще большей наглядностью: «Как только повернутся задом
на восток - ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут,
чтобы больше по нашей земле не ходили».
Особенна
в этом романе динамика человеческого анализа: военная гроза задала массовой
психологии небывало жесткий режим.
Война,
отступление едва ли не каждый час предлагают все новые повороты событий - и
психика должна к ним мгновенно приспособиться, адаптироваться в самом
неожиданном и невероятном, чтобы это невероятное тут же стало бытием и просто
бытом солдат: в отступлении надо кормиться, спать, заботиться об оружии и
боеприпасах. Надо жить.
От
«Тихого Дона» до «Они сражались за Родину» и «Судьбы человека» - грандиознейшая
панорама! О ней можно с полным основанием сказать: вот повествование о том, как
конкретно, в каких судьбах, каких событиях рождалась новая историческая
общность - русский народ.
Шолоховские
книги - из тех, к которым в высшей степени приложимы слова: талантливые
произведения «вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и
души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях». В
мировой литературе Шолохова-художника по праву называют летописцем революции.
Летописцем большой судьбы народной. Стремясь воплотить грандиозный опыт Великой
Отечественной войны, Шолохов обращает свое главное внимание на простых
советских людей-тружеников, отстоявших в жестоких и кровавых битвах свою
социалистическую отчизну.
Уже одним этим выбором героев Шолохов показывал глубину
значения подвига масс, народа в Великой Отечественной войне[15].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |