Дипломная работа: Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"
Предвоенные главы рисуют разлад в семье агронома Николая
Стрельцова: «Что-то непоправимо нарушалось в совместной жизни Ольги и Николая.
Произошел как бы невидимый надлом в их отношениях, и постепенно они, эти
отношения, приняли такие тяжкие, угнетающие формы, о которых супруги Стрельцовы
еще полгода назад никак не могли бы даже и помыслить». Мучительно переживаемое
отчуждение приводит к разрыву в самом конце войны. Уже здесь, в начальных
главах, проявляется одно из свойств Шолохова-художника: видеть мир, героев в
драматическом напряжении чувств и страстей. Повествование выходит из интимной
сферы: на короткую побывку приезжает брат Николая Стрельцова. В его судьбе, в
его жизни многое отразилось из судьбы генерала Лунина.
«Мою работу над романом «Они сражались за Родину» несколько
подзадержало одно обстоятельство, - рассказывал Шолохов. - Я встретился в
Ростове с генералом в отставке Лукиным. Это человек трагической судьбы. Он в
бессознательном состоянии попал в плен к гитлеровцам и проявил мужество и
стойкость, до конца остался патриотом своей великой Родины. К нему подсылали
изменника Власова, который предал Родину и пытался перетащить его на свою
сторону. Но из этого ничего не вышло. Лунин мне рассказал очень много
интересного, и часть из этого я думаю использовать в своем романе»[2].
В другой беседе, рассказывая о дне, в который он узнал о
присуждении Нобелевской премии, Шолохов сообщил: «...с рассветом я хорошо
потрудился над главою из первой книги романа, главой, которая мне чертовски
трудно давалась (приезд к Николаю Стрельцову его брата-генерала, прототипом для
образа которого мне послужили жизнь и боевые дела генерала М.Ф.Лунина), вечером
узнал о присуждении премии...»[3].
В романе Шолохова с первых страниц начинают во всю силу
звучать три драматических лейтмотива: распад семьи Стрельцова, тяжкая судьба
генерала Александра Михайловича Стрельцова, несправедливо репрессированного в
1937 году и освобожденного перед войной, надвигающаяся грозная трагедия войны.
Общенародное, социально-общественное, интимное сопрягается в единой картине
человеческих судеб.
Характерно, что в произведения Шолохова периода Отечественной
войны и послевоенных лет входит новый для писателя жизненный материал. Если в
«Тихом Доне» и в «Поднятой целине» Шолохов повествовал обычно о людях казачьего
Дона, то теперь главными героями его произведений становятся: лейтенант
Герасимов - заводской механик, уроженец Урала («Наука ненависти»), шахтер
Лопахин из Донбасса, комбайнер Звягинцев с Кубани («Они сражались за Родину»),
Андрей Соколов - шофер из Воронежа («Судьба человека») и т.д. Одним из:
основных героев: романа «Они сражались за Родину» чуть ли не впервые в
творчестве М. Шолохова становится также интеллигент - агроном Николай
Стрельцов. Его брат, Александр Михайлович Стрельцов, - генерал, в годы
революции «из офицерского корпуса царской армии пришел к большевикам».
Все это свидетельствует о значительном расширении
писательских интересов и жизненных наблюдений Шолохова, бесспорно связанных с
событиями войны[4].
Действие первых опубликованных глав романа «Они сражались за
Родину» начиналось летом 1942 года, во время отступления наших войск к Дону (по
свидетельству М. А. Шолохова, это примерно середина первой книги романа).
Картины развернувшихся в донских степях сражений как бы предваряют гигантскую битву
на Волге.
Опыт развития жанра романа в советской литературе со всей
очевидностью свидетельствует о том, что только через изображение исторически
значительных событий может быть достигнуто глубокое осмысление процессов
народной жизни.
Не случайно в нашей литературе появляются своеобразные циклы,
повествующие о городах-героях Ленинграде, Сталинграде, Севастополе, Одессе.
Внимание писателей привлекали и будут привлекать волнующие узловые моменты, где
полнее всего в драматизме и напряжении грандиозных сражений раскрывались лучшие
черты и качества советских людей.
М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за
Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне.
Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о
его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала
нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые
качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...»[5].
В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась
М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее
испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие
глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с
проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину
общенародных бед и испытаний.
М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне
остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их
простые люди, рядовые великой войны, труженики - шахтер Петр Лопахин, комбайнер
Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов...
Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они
напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о
боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых...
Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта
глубина, эта полнота жизни - весьма примечательное качество романа М.Шолохова.
Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть
истоки героического.
В словах безвестной старухи из донского хутора, обращенных к
Лопахину: «Меня, соколик ты мой, все касается», - прозвучал чрезвычайно важный
для понимания общей мысли романа мотив всеобщей ответственности, связи
отдельной человеческой жизни с судьбой народа и государства.
Лопахин с прямым вызовом, с «непривычной» для него серьезностью
скажет своему напарнику Копытовскому перед боем за переправу: «Упереться здесь
я должен, пока остальные не переправятся. Видал, сколько техники к переправе
ночью шло? То-то и оно. Не могу я это добро немцам оставить, хозяйская совесть
мне не позволяет».
Достаточно сопоставить героев романа «Они сражались за
Родину» хотя бы с казаками и солдатами из «Тихого Дона» в окопах и землянках
той, первой мировой войны, с их чувствами, настроениями, чтобы увидеть
разительный контраст духовного облика, понять сущность тех исторических
перемен, которые оказали столь преобразующее влияние на характер русского
человека.
Мысль о коренных переменах в сознании и положении народа за
годы советской власти определяет художественную структуру повествования
М.Шолохова, эстетические принципы познания и изображения человека[6].
В «хозяйской совести» Лопахина с открытой публицистичностью
было выражено писателем государственное самосознание советских людей, чувство
человека, осознающего себя хозяином страны.
Роман насыщается монологами-высказываниями, развернутыми
размышлениями Лопахина, Звягинцева, Стрельцова, диалогами, то комически
сниженными (Лопахин - Звягинцев, Лопахин - Копытовский), то поднятыми до
драматизма (Стрельцов - Лопахин, Некрасов - Лопахин и т.п.), речами (обращение старшины
Поприщенко к солдатам у могилы лейтенанта Голощекова, командира дивизии
полковника Марченко - к остаткам разбитого полка, стоявшим в строю с развернутым
боевым знаменем).
В самых различных обстоятельствах звучит в них чувство
«хозяйской совести», патриотизма, ненависти к врагу. Интимность и задушевность
сочетаются в них с публицистической обнаженностью мысли. М. Шолохов с
убеждающей естественностью переходит от интимного переживания к «общим» мыслям
о враге, о целях войны...
Звягинцев на краю поля сорвал уцелевший от пожара пшеничный
колос.
Колос увиден глазами хлебороба, глазами человека, хорошо
знающего цену каждому колоску, каждому зерну. Для Звягинцева зерно - источник
вечно возрождающейся жизни; весной проклюнется росток, зазеленеет, потянется к
солнцу. Поэтому колос для него нечто живое.
«Звягинцев понюхал колос, невнятно прошептал: «Милый ты мой,
до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет, как от цыгана... Вот что с
тобой проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».
Сгоревший на огромном степном массиве спелый хлеб потрясает
Звягинцева, пробуждает чувство горькой утраты. Скорбь, сожаление с естественной
неизбежностью перерастают в размышления о войне, о безжалостном «ко всему
живому» враге:
«Ах, немец ты, немец, паразит ты несчастный! Привык ты,
вредный гад, всю жизнь на чужой земле топтаться и нахальничать, а вот когда на
твою землю перейдем с войной, тогда что? Тут у нас развязно ты себя держишь,
очень даже развязно, и мирных баб с мирными детишками сничтожаешь, и вот,
изволь видеть, какую махину хлеба спалил, и деревни наши рушишь с легким
сердцем... Ну, а что же с тобой будет, когда война на твою фрицевскую землю
переместится?»
Старшина Поприщенко после пронизанного личным чувством
обращения к солдатам: «Товарищи бойцы, сынки мои, солдаты! Мы хороним нашего
лейтенанта, последнего офицера, какой остался в полку...», после рассказа о
лейтенанте Голощекове, о семье его, оставшейся на Украине, после короткого
молчания «уже другим, чудесно окрепшим и исполненным большой внутренней силы
голосом сказал:
- Глядите, сыны, какой великий туман кругом! Видите! Вот
таким же туманом черное горе висит над народом, какой там, на Украине нашей и в
других местах, под немцем остался! Это горе люди и ночью спят - не заспят, и
днем через это горе белого света не видят... А мы об этом должны помнить
всегда: и сейчас, когда товарища похороняем, и потом, когда, может быть,
гармошка где-нибудь на привале будет возле нас играть. И мы всегда помним! Мы
на восток шли, а глаза наши глядели на запад. Давайте туда и будем глядеть до
тех пор, пока последний немец от наших рук не ляжет на нашей земле!..»[7]
Такое внутреннее, оправданное характером героев, сюжетной ситуацией соединение
личного, страдательного с «общей» мыслью оказывает заметное влияние на стилевое
содержание опубликованных глав из романа «Они сражались за Родину». Не всегда
достигается Шолоховым столь впечатляющее единство, казалось бы, эмоционально
разнородных элементов. Временами, особенно в некоторых высказываниях Лопахина,
слишком явно проступает назидательность, «общее» утрачивает индивидуальность
переживаний, превращается в риторичность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |