Дипломная работа: Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"
Дипломная работа: Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭПОС ВОЙНЫ В РОМАНЕ М.А.
ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»
1.1 Попытка создания панорамы войны в
романе. История создания романа «Они сражались за Родину»
1.2 Мироощущение человека на войне в
романе «Они сражались за Родину». Эпическое постижение народных судеб в романе
М.А. Шолохова
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО
ХАРАКТЕРА ВОЙНЫ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
2.1 Особенности композиции рассказа.
Панорама Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова
2.2 Новаторство гуманистического
решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба
человека»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Создавать коллективную
летопись великого подвига народа советские писатели начали с первого дня войны.
И это естественно. Это закономерно. Свыше тысячи участвовали в войне в качестве
военных журналистов, командиров, политработников, бойцов, ополченцев, партизан,
каждый третий из них не вернулся с войны, каждый третий погиб, защищая свою
Родину.
Невозможно даже
перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой
Отечественной войне. На могиле неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя
твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник
погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви
к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов
и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы
войны и мира в наши дни. Оружие писателя - вклад в общее дело борьбы за мир.
Таким человеком можно
назвать и Михаила Шолохова. М. Шолохов изображает войну и человека на войне -
«без прикрас, без бахвальства, без лакировки, - какова она есть». В его
произведениях нет напыщенности, излишней торжественности. Автор пишет о войне
как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и
утрат, и радость победы. Его, по собственному признанию, интересует не
технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в
кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его произведения объединяет одна
общая идея - идея выбора. Выбора между смертью, но смертью героя, и трусливым,
жалким существованием. Писателя интересует то жестокое суровое испытание,
которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы
выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота?
Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную.
В грозные дни Великой
Отечественной войны М.А. Шолохов, как и значительная часть народа, был вместе с
солдатами Советской Армии и в тяжелое время отступления и в светлые, ликующие
часы победы. За боевую работу в печати М.А. Шолохов в 1945 году был награждён
орденом Отечественной войны 1 степени. Уже в первые месяцы войны были
опубликованы в периодической печати, вышли отдельными изданиями очерки Шолохова
«На Дону», «На юге», «Казаки» и другие. Широчайшую известность в годы войны
приобрёл рассказ М.Шолохова «Наука ненависти» (1942). Во время войны, в 1943 -
1944 годах, в газетах «Правда», «Красная звезда» начали печататься и главы из
романа «Они сражались за Родину».
В последние годы заметно
стремление определить вклад Шолохова в культуру нашей эпохи, эффективность
творческих открытий писателя рассмотреть под знаком проблем реализма.
Следовательно, говорить о Шолохове - значит вникать в смысл таких понятий, как
народность творчества, полнота жизненной правды и художественное совершенство.
Поэтому таким всеобъемлющим становится резонанс его произведений - искусство
гуманизма и правды неотразимо в своем воздействии на людей.
Стремясь воплотить
грандиозный опыт Великой Отечественной войны, Шолохов обращает своё главное
внимание на простых советских людей - тружеников, отстоявших в жестоких и
кровавых битвах свою социалистическую отчизну. Героями его произведений
становятся рядовые воины Советской Армии. Уже одним этим выбором героев Шолохов
показал глубину значения подвига народа в Великой Отечественной войне.
Творческое влияние Шолохова, разумеется, более ощутимо в
советской литературе, с которой писатель связан общностью идеологии и
творческого метода, политических взглядов и нравственных устремлений. Между тем
в критике вопрос о месте и роли Шолохова в советской литературе едва только
намечен, да и то в виде попутных упоминаний в связи с общими закономерностями
современного литературного процесса. Так, например, в статье «Национальный мир
и человек» Л.Н. Арутюнов развивает мысль о том, что и в «Тихом Доне» и особенно
в «Судьбе человека» героическое начало эпохи воплощается в полноте и
целостности воссоздания народной жизни, народного характера. Шолоховские
открытия, по мысли исследователя, состоят в том, что характер человека из
народа предстает как явление истории, которая раскрывает себя в его судьбе и
духовном мире. Воздействие Шолохова на творческие искания и гражданскую позицию
писателей - глубоко позитивно, ибо обращено к природным свойствам таланта
художника, исходит из стремления активизировать его собственный творческий
потенциал.
К творчеству писателя обращались многие критики и
литературоведы. Среди них сложнейшие драматические судьбы героев Шолохова, тема
войны в его произведениях раскрывается в работах: Бочарова А. Человек и война.
– М., 1978; Бирюкова Ф. Шолохов. – М., 1998; Новикова В. Изобразительная сила
Шолоховского слова. – //Литературная учеба, 1985 №3; Михайлов О.Н. Михаил
Шолохов. Жизнь. Судьба. Творчество.- М., 1976.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поэтому цель
выпускной работы - проанализировать нравственно-философский аспект в осмыслении
темы Великой Отечественной войны в произведениях М.А. Шолохова «Они сражались
за Родину» и «Судьба человека».
Предмет исследования – эпос войны в произведениях Шолохова
«Судьба человека» и «Они сражались за Родину».
Объект исследования - совокупность посвященных творчеству
М.А. Шолохова критических статей и монографий, написанных отечественными
литературоведами и критиками, а также, собственно, произведения Шолохова
«Судьба человека» и «Они сражались за Родину». В соответствии с поставленной
целью можно сформулировать задачи исследования:
1. Изучить научную
литературу по творчеству М.А. Шолохова.
2. Проанализировать
различные аспекты решения темы войны в произведениях Шолохова «Судьба человека»
и «Они сражались за Родину».
3. Сформулировать выводы
о своеобразии воплощения мотива героизма в данных произведениях М.А. Шолохова.
4. Разработать один из
вариантов изучения эпоса войны в творчестве Шолохова на уроках литературы в
старших классах.
Цели и задачи данной
выпускной квалификационной работы предполагают следующую ее структуру.
Введение, где
определяются актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования.
В первой главе
рассматривается история создания и попытка изображения панорамы войны в романе
«Они сражались за Родину», анализируется мироощущение человека на войне в
романе, эпическое постижение народных судеб в романе М.А. Шолоховым.
Во второй главе проводится
анализ особенностей композиции рассказа «Судьба человека», изучается
новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в
рассказе М.А. Шолохова, раскрытия эпоса войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба
человека».
В заключении на основе
обобщения изложенного в настоящей работе материала исследования формулируются
выводы о различных аспектах решения темы войны в произведениях Шолохова «Судьба
человека» и «Они сражались за Родину».
В качестве приложения
предлагается разработка урока литературы в старших классах на тему: А. Соколов
– образ простого и стойкого русского человека, который прошёл и войну и плен.
Список литературы
настоящей работы включает 33 литературных источников, монографии и статьи в
литературных журналах.
ГЛАВА 1. ЭПОС ВОЙНЫ В
РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»
1.1 Попытка создания
панорамы войны в романе. История создания романа «Они сражались за Родину»
Во время войны, в 1943, 1944 годах, в газетах «Правда»,
«Красная звезда» начали печататься главы из романа М. Шолохова «Они сражались
за Родину». Одна из вводных глав впервые опубликована в «Ленинградском
альманахе», 1954, № 8; последующие главы - в «Правде» в 1943, 1944 и 1949
годах; собраны вместе в журнале «Москва», 1959, № 1, а также в «Роман-газете»,
1959, № 1; дальнейшие публикации начальных глав романа - в «Правде» (12 - 15
марта 1969 г.), в библиотеке «Огонька» (1969, № 16, изд. «Правда»). Публикация
произведения «Они сражались за Родину» началась в 1943 году. Эпический «замах»
этого произведения дал основание американскому литературоведу Стенли Эдгару
Хаймену предположить, что «самым сильным претендентом на новую «Войну и мир»
является, по-видимому, Михаил Шолохов... Теоретические предпосылки у него
имеются в большей степени, чем у кого-либо другого». Прежде всего, эта книга
рождает мысль о достоверности изображения. «Они сражались за Родину» -
уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов
во всей войне, если не сказать, всей истории народа и государства - о лете 1942
года – на Дону.
Шолохов рассказывает, что роман начал писать на фронте,
«подчиняясь обстановке». Эта «подчиненность» обстоятельствам выразилась в том,
что роман начинался боевыми картинами, война шла, герои воевали, мы мало или
почти ничего не знали об их прошлом, о довоенной жизни. В 1965 году Шолохов
говорил: «Роман я начал с середины. Сейчас у него уже есть туловище. Теперь я
приживляю к туловищу голову и ноги. Это трудно»[1].
И действительно, главы, опубликованные в 1969 году, показывают, как трудно идет
эта работа над романом, начатым «с середины».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |