Дипломная работа: Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"
Как всегда у Шолохова, сложнейшие драматические судьбы людей
переплетаются здесь с событиями большого исторического масштаба, а переломную роль
в сюжете играют не частные мотивы, но значительные социально-исторические
события. Из жизнеописания героя в рассказ включено только то, что помогает
осознать связь отдельной человеческой личности с героико-трагическим
содержанием эпохи[31].
Эта слитность до того органична, что кульминация в судьбе
героя — сцена у Мюллера, где Андрей Соколов с удивительным достоинством,
гордостью и стойкостью ведет себя перед лицом смерти, — падает на день
напряженнейших боев в Сталинграде, когда немецкое радио уже сообщило о взятии
города, в котором такие же Соколовы с беспримерным мужеством, стойкостью, непреклонностью
отражали атаки врага.
Собственно говоря, именно внутренняя соизмеримость масштабов
— ибо соизмерима сила духа советских людей, проявившаяся в этих внешне
совершенно разных событиях, — делает столь значительной, монументальной фигуру
«простого человека.
Произведения Шолохова обычно строятся на противопоставлении:
тихое семейное счастье, полезный труд — и разрушительная война; человечность,
доброта — и изуверство; преданность Родине — и предательство. В целом же это —
противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви — и разрушения
всех основ цивилизации, гуманизма. Свет и мрак, совесть и цинизм. Таков
контраст нашего века. Если Андрей Соколов олицетворяет стремление к добру и
справедливости, то Мюллер — злое порождение той системы, которая держится на
милитаризме и расизме.
Главная особенность рассказа Шолохова: в образе Андрея
Соколова — в кульминационных моментах сюжета — спонтанно просвечивает история.
Андрей Соколов как тип вбирает в себя огромные жизненные пласты и становится эпической
фигурой. При этом трагическое и героическое, особенное и общее неразрывно
связано в чувствах, мыслях, действиях Андрея Соколова. Мы сочувствуем каждому
слову героя, каждому его поступку, жесту, глубокому вздоху, паузе, когда
невмоготу становится ему рассказывать о пережитом.
Исследование рассказа закончим вопросом: может ли наше время
выдвинуть героя, подобного в чем-то Андрею Соколову, если иметь в виду вечные
нравственные категории, которые дороги великому художнику — отношение человека
к человеку, совесть, мужество, семья, любовь в самом широком значении понятия?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество Шолохова отличается гармонией и пластичностью, той
естественной мерой, которая соответствует природности искусства как отражения
мира в живых картинах и образах. Его воздействие лишено деспотизма,
навязывающего другим принципы и приемы, поражающие своей экстравагантностью,
демонстративным разрывом с художественным опытом веков. Вот почему его приемы
художественного анализа и обобщения, осуществленные в прозе и несущие черты
индивидуальности таланта, оказываются плодотворными для художников, работающих
в разных жанрах и отличающихся самобытностью таланта, своеобразием творческой
манеры.
Повести военных и
послевоенных лет о войне – это, по сути, рассказы маленьких людей об их большой
жизни. Войну делали люди, и именно из их судеб складывалась единая судьба всего
советского народа.
Военная проза 50-90-х годов – яркая, не тускнеющая страница в
истории русской литературы ХХ века, возникшая в условиях жестокого диктата нормативной
поэтики, культура полуправды, схематизма, предписанных версий победной истории
под прессом жанрово-стилистического однообразия и в стихии «нейтрально» (то
есть безликого) языка, эта проза накопила огромный, не декларативный опыт
приближения к правде, напряженнейшей эмоциональной фокусировки реальных
событий, расшифровки биографий переживаний. Захватывающие картины
противостояния человека всему зверскому, что несет война, коллективно
воссозданный бой «не ради славы, ради жизни на земле» стали и величайшей
победой художественного Слова. Любой непредубежденный читатель, входя в военное
«время – пространство», мог ощутить, говоря словами А. Адамовича, что и он «из
огненной деревни», «с безымянной высоты», что и в нем не умерла боль и свет
пережитых отцами и дедами трагедий и мужества.
М. Шолохов принадлежит к числу тех
писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не
стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу. О своей самой
сокровенной писательской цели он говорил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги
помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку,
стремление активно бороться за идеалы гуманизма и пpoгpecca человечества». В
рассказе «Судьба человека» поразительно ярко нарисована человеческая судьба,
полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского
национального характера.
Многие произведения
Шолохова написаны о войне. По словам писателя, «каждому, кто берётся писать» о
солдате, необходимо знать его психологию, «его ратный труд, его чистое сердце и
моральную выдержку, его твёрдость». (М.А. Шол.:Собр.соч. в 8-ми
т.М.,1960.с.272)
Шолохов неоднократно
обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях, которые
понесла Родина во время Великой Отечественной войны: «У нас почти каждая семья
пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько было иметь сил, чтобы
начать всё сызнова. Значительная часть страны была разрушена. Я видел эти дотла
сожженные станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошённые, безлюдье…
Цена победы. Её острее всего чувствуешь и переживаешь в день великого свершения
надежд…»
Мне кажется, что к теме
Великой Отечественной войны писатели разных времен и народов будут обращаться
еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет
присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и наших детей, потому что
это наша история.
Список используемой литературы
1.
Шолохов М.А.
Собр. соч.: В 8-ти т.- М., 1987- Т. 7, Т8.
2.
Шолохов М.А. Они
сражались за Родину – М.: Современник, 1976.
3.
Шолохов М.А.
Наука ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека. – М.: Воениздат,
1978.
4.
Шолохов М.А. Они
сражались за Родину: главы из романа. Судьба человека. Слово о Родине – М.:
Художественная литература, 1983.
5.
Шолохов М.А. По
велению души. Статьи, очерки, выступления, документы – М.: Молодая гвардия,
1970.
6.
Шолохов М.А.
Россия в сердце: Сборник рассказов, очерков – М.: Современник, 1975.
7.
Русские писатели XX века. Большой учебный справочник для
школьников и поступающих в вузы / Авт. В.В. Агеносов, П.В. Басинский, Л.В.
Ершова и др.- М., 2000.- С. 57-79.
8.
Русские писатели XX века. Биографический словарь / Гл.
ред. и сост. П.А. Николаев.- М., 2000.- С. 127-130.
9.
Русская
литература XX века. Большой учебный справочник /
Е.М. Болдырева, Н.Ю. Буровцева, Т.Г. Кучина и др.- М., 2001.- С. 52-97.
10.
Русская
литература Х1Х-ХХ века. Литературоведческий словарь. Учебное пособие для
поступающих в вузы: В 2-х т. / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков.-
М., 2002.- Т.2.- С. 38-73.
11.
Большая
литературная энциклопедия для школьников и студентов / В. Красовский и др.- М.,
2003.- С. 104-116.
12.
Бирюков Ф.Г. О
подвиге народном: Жизнь и творчество М.А.Шолохова – М.: Просвещение, 1989. –
207 с.
13.
Бирюков Ф.Г.
Мужество: Военная проза и публицистика М.А. Шолохова // Наши современники,
1980, № 5.
14.
Бирюков Ф.Г.
Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1980.
15.
Благой Д.Д. От
Кантемира до наших дней. В 2-х т. – М., 1973, т. 2 (статья о рассказе М.
Шолохова «Судьба человека»).
16.
Богданова О.Ю.
М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека». – В кн.; Методика преподавания
литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д. Жижиной. –
М., 1982.
17.
Бритиков А.Ф.
Мастерство Михаила Шолохова. – М., 1964.
18.
Гура В.В., Абрамов
Ф.А. Семинарий М.А.Шолохов – Ленинград: ГУПИ Мин. Просвещения РСФСР, 1962. –
384 с.
19.
Зуева Л. Над
страницами рассказа «Судьба человека» // Литература в школе, 1985, № 2.
20.
Огнев А.В.
Рассказ Шолохова М. «Судьба человека»: учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1984.
– 80 с.
21.
Ларин Б.А.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы). – Л., 1974.
22.
Литература. 11
класс: Поурочные планы (по программе Т.Ф.Курдюмовой)/ Авт. –сост. Л.И.
Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 126 с.
23.
Михайлов О.Н.
Страницы русского реализма // Заметки о русской литературе XX века.- М., 1982.
24.
Муратова К.Д.
Возникновение социалистического реализма в русской литературе. - М.: Литиздат,
1966.
25.
Нехаев Р.В. К
изучению в школе рассказа М.Шолохова «Судьба человека» // Литература в школе,
2001, № 3 с. 35 - 42.
26.
Палиевский П.
Шолохов сегодня // Литература в школе, 2005, № 2 с. 12-14.
27.
Петелин В.В.
Гуманизм Шолохова – М.: «Советский писатель», 1965. – 496 с.
28.
Петелин В.В.
Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества – М.: Воениздат, 1974. – 320 с.
29.
Хватов А.И. На
стрежне века (Художественный мир Шолохова). – М.: «Современник» 1975. – 478 с.
30.
Хватов А.И.
Художественный мир Шолохова. Изд. 3-е – М.: «Современник» 1978. – 477 с.
31.
Шолохов в школе:
Книга для учителя/ авт.-сост. М.А. Нянковский. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.
32.
Юркович М.
Шолохов о судьбе человека // Иностранная литература, 1984, № 6.
33.
Якименко Л.
Избранные работы. В 2-х т. Т.2. Творчество М.А. Шолохова – М.: Худож. Лит.,
1982. – 847 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок литературы в 11 классе:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |