Курсовая работа: Становление мировоззрения В. Хлебникова
Дело не в отдельных элементах стилистики Хлебникова, а в
исторически обусловленном изменении исходных принципов поэтической речи, ее
отношения к общелитературному языку, к нормам поэтического языка, традиции и
народному языку. Дело в новых принципах построения образной системы и образа
мира в произведении.
У Хлебникова работа над языком направлена на изменение
как самого характера языка, так и его эстетической природы. Это была попытка
покончить с расчленением чисто образного, понятийного и просторечного языка.
Тем самым утверждался принцип законности любого слова (независимо от его
происхождения) в любом месте и в любом сочетании.
В литературе утвердилось вполне справедливое мнение, что
Хлебников был прежде всего эпиком. Действительно, большую часть его наследия
составляют поэмы, разнообразные по жанру и форме. Показательно, конечно, что
Хлебников часто вводил лирические стихотворения в свои поэмы или создавал
особый тип лирической поэмы, складывающейся из цикла разновременно написанных
стихов. Но было бы неверно не оценить значение его лирических стихотворений.
В творчестве Хлебникова личностный характер лирики,
которая “зовет к самонаблюдению” (А.Веселовский), заменяется поэзией самого
бытия. В ней складывается двойственная структура лирического субъекта:
лирический герой выступает в качестве представителя объективного мира и как
выразитель глубинных авторских эмоций и идей:
Когда
умирают кони – дышат,
Когда
умирают травы – сохнут,
Когда
умирают солнца – они гаснут,
Когда
умирают люди – поют песни.
Лирика Хлебникова в такой мере изменилась, что трудно ее
отнести к лирике в традиционном смысле. Речь идет о тех стихотворениях, которые
с необычайной смелостью выражали чувства и мечты современного человека.
Лирический субъект его поэзии резко отличается от лирического героя
символистов. Лирическое “я” обретает черты “я” - коллектива, как бы обобщенное
“я”. Особой чертой его лирики является драматизм, сгущение конфликтов,
столкновение идей. Взрывчатая ее динамика соединяет и противопоставляет почти
все художественные, политические, философские, социальные проблемы десятых –
двадцатых годов двадцатого века.
Хлебников в лирике, как и в других жанрах, отличается
беспощадным сарказмом, своим неожиданным трагизмом, глубокой искренностью и
ошеломляющей словесной игрой, горечью и безудержной фантазией. Для организации
лирического произведения уже недостаточно личностного ощущения мира. Его стихи
поражают энергией вторжения в мир. Конфликтность проникает в сам материал:
образ, слово, ритмику. Чувства поэта поглощаются “слезами вселенной”. Поэт –
голос вселенной, истории, трагизма современной жизни. Тезис Вяч.Иванова в
“Кормчих звездах” (1903): “в личине Я – не Я (и я ему изменой!)” - приобретает
особенное значение для Хлебникова. Это привело поэта к преодолению
романтической оппозиции “я - мир”. Хлебников создает новый тип лирического
героя с его во многом новым отношением к окружающему миру.
Знаменательно, что уже в тысяча девятьсот седьмом –
восьмом годах он пишет стихотворение “Жарбог” как реплику на одноименное
произведение Вяч.Иванова. У Иванова мифологическая тема пронизана идеей
“возродительного распада”. У Хлебникова славянское божество – воплощение
свободы:
Жарбог! Жарбог!
Волю видеть огнезарную,
… Дабы радугой стожарною
вспыхнул морок наших дней…
Будущее как бы предрекает победу вольности над “мороком
наших дней” в настоящем.
Ранняя лирика Хлебникова, создавая некий мифологический
образ прошлого России, насыщена предвосхищением борьбы между несправедливостью
“подлой тайгой силы” и будущим.
Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном
свитке
Восчла роковое письмо, -
писал он в начале тысяча
девятьсот восьмого года.
В стихотворениях “Я славлю лет его насилий”, “Крымское”,
“Скифское”, “Когда казак с высокой вышки” социальная тема решалась на условном
историческом материале. Вся ранняя поэзия Хлебникова пронизана
историко-философскими мотивами и ассоциациями. Через нее проходят
многочисленные реминисценции из древнерусской литературы. Само бытие, все
угнетенное в мире ищет в его стихах голоса, языка, ясного выражения. “И
бешенство бываний в страданьях немоты” противопоставлено сознанию поэта.
Тема самобытности – одна из главных в его стихах и прозе
(“Мы устали быть не нами”). Так возникает проблема русской литературы. На
первом месте у него попытка показать “широту нашего бытийственного лика”,
связанная с протестом против ориентации символистов на Запад, с убеждением,
что мы “не останемся пересмешниками западных голосов”.
Вейся, вейся, русское знамя,
Веди через суши и через хляби!
Туда, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня,
Идите грозно, как Владимир
Или с дружиною Добрыня.
Именно это создает характерный для Хлебникова тип
построения поэтического текста, в основе которого лежит монтажный, а не повествовательный
принцип. Ему свойственны комбинации автономных кусков с игрой различных
стихотворных размеров, основанных на ассоциативном, а не причинно-следственном
фабульном течении темы. Хронология и последовательность событий приобретают
необычайную свободу. Связь между фрагментами – тематическая и сюжетная – скрыта
за внешней беспорядочностью чередования звеньев. Лирика и поэмы Хлебникова
отличаются свободным характером, их целостность тем не менее определяется
подчеркиванием существенных идейно-художественных мотивов.
Судеб виднеются колеса
С ужасным сонным людям
свистом.
И я, как камень неба,
несся
Путем не нашим и огнистым.
Тема одиночества (“я белый ворон, я одинок”) сплетается с
темою служения справедливости и добру:
Взлететь в страну из
серебра,
Стать звонким вестником
добра.
Эта тема не оставляла Хлебникова до конца его жизни. В
прозаическом отрывке “Закон множеств царил…” снова звучит трагический голос:
“Теперь я одинокий игрок, а остальные – весь большой город, пылающий огнями, -
зрители. Но будет время, когда я буду единственным зрителем, а вы - лицедеями”.
Здесь звучит важная для эстетики Хлебникова идея, что искусство является
средством объединения человечества.
В лирике Хлебникова господствует отождествление искусства
и не искусства, сочетание вымысла и фактов. Поэтическое мировоззрение
Хлебникова отрицает различие между взаимоисключающими процессами и явлениями.
Поэтому в стихотворении “Перун” появляется порох, а в поэме “Внучка Малуши” -
самолет, Челпанов, Каутский.
В творчестве Хлебникова происходит процесс поиска методов
обновления жанровой структуры лирики, драмы, и прозы. Для поэта характерны
переходы из одного жанра в другой, трансформация отдельных произведений в
синтетические жанровые формы. Из лирических произведений, часто разновременных,
складываются поэмы, обретающие новый смысл, например, “Война в мышеловке”.
Хлебников иногда перерабатывает поэму в балладу (“Мария Вечора”). Это связано с
ориентацией на прояснение текста, на отказ от особо усложненной лексики и
затрудненности образного строя. Первая редакция “Марии Вечоры” была поэмой с
очень сложным ходом событий. Во второй редакции она становится типичной для
Хлебникова балладой.
Поэмы этого периода: “И и Э”, “Шаман и Венера”,
“Хаджи-Тархан”, “Вила и Леший”, “Сельская очарованность” - являются полемикой с
поэмой символистов и по теме, и по жанру, и по стилистике. Две темы –
мифологическая и историческая – стержень их содержания.
Герои ранних поэм Хлебникова не похожи на припудренных и
стилизованных персонажей тогдашней живописи и символистской поэзии. Все его
русалки, мавки, Венеры, Вилы и шаманы не приукрашены красивостью и
многозначительностью. Они осязаемы и гротескно-выразительны. Не похожи они и на
языческий мир Сергея Городецкого. В их угловатости, в необъяснимо тонком
сочетании лексики пушкинской поэмы с грубым и просторечным стилем, с
простодушием рассказа находится бурлескное соединение высоко - торжественного и
низменного планов. Соединяя романтическую идиллию с картиной разрушения
гармонии мира, Хлебников создает яркий образ давних времен. Современность
вписана в исторический и легендарный сюжет. В мифологический мир, например, он
вводит натуралистическую ссору между простыми бабами (лешачихами).
Смотри, сейчас сюда
нагрянут,
Пощечин звонких нададут.
Грызня начнется и возня,
Иди, иди же, размазня, -
читаем мы в “Виле и Лешем”.
“Сельская очарованность” начинается такой сценой в духе бурлескной поэмы
восемнадцатого века:
Напялив
длинные очки,
С
собою дуясь в дурачки,
Была
исполнена колода,
Но
любит шалости природа.
Какой
– то зверь протяжно свистнул,
Топча
посевы и золу.
А затем меняется и ритм
и интонация, создавая удивительные образы природы:
Как
белочка-плутовка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |