Курсовая работа: Становление мировоззрения В. Хлебникова
Курсовая работа: Становление мировоззрения В. Хлебникова
Вступление.
В.Хлебников – один из
поэтов “серебряного века”.
На стыке двух веков родилась поэзия, которую наши
современники назвали “поэзия серебряного века”, она многообразна и музыкальна.
Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. “Серебряный век” – это целое
созвездие поэтов: В.Маяковский, А.Блок, А. Ахматова, М.Цветаева, Н.Гумилев. Все
имена трудно перечислить. Стих “серебряного” века – это музыка слов. В этих
стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту
поставленной точки. Все продумано, четко и … музыкально.
Неповторимостью и странностью
судьбы среди своих современников выделяется Велимир Хлебников, ставший легендой
в истории поэзии двадцатого века.
Почему меня заинтересовал
именно этот поэт? Потому что Хлебников – прежде всего реформатор, искатель
новых путей в лирике, в эпосе, прозе и драматургии. Многосторонности его
литературной одаренности не укладываются в пределы предвзятых теорий, не
ограничивается рамками футуризма. Одержимость его творчества неотделима от его
теоретических и идейных исканий. Это на его могильном кресте художник Митруч
написал: “Велимир Хлебников – Председатель Земного шара”. Владимир Маяковский
говорил, что они “знали и любили этого Колумба новых поэтических материков,
ныне земельных и возделываемых нами”.
У Хлебникова сложился
весьма необычный и, во всяком случае, редкий тип художника: он пришел к слиянию
двух противоположных областей – научно-экспериментальной, с одной стороны, и
непосредственно творческой – с другой. Основу этого слияния составляет новая
художественная концепция, которая определяет и характер литературного
эксперимента, и особенность поэтического творчества. Говоря иначе, эксперимент,
теория и поэзия находятся в теснейшей связи друг с другом.
“Мир и поэт – это искра, получающаяся в результате
контакта”, - сказал Виктор Шкловский. Писать о Хлебникове только как о поэте
или даже как о поэте для поэтов, говоря словами Маяковского о “поэте для
производителя”, было бы крайне односторонне, а скорее всего, и просто ошибочно.
Экспериментальное начало часто заслоняло непосредственную мощь и
разносторонность художественного наследия Хлебникова. Наборы словообразований,
словопреобразования (“скорнения”), эксперименты в области языка, ритмики,
композиции прежде всего бросались в глаза, мешали ясному пониманию значения и
места Хлебникова в истории русской культуры.
Все было значительно
сложнее и противоречивее. Интерес к самым существенным социальным вопросам у
Хлебникова не вызывает сомнений. Он горячо откликается не только на научные
открытия, но и на самые важные исторические события: на трагическое поражение
революции 1905 года, на первую мировую войну и, особенно, на Октябрьскую
революцию. Поэтому Хлебников сыграл исключительную роль в формировании новой
модели поэзии в истории русской литературы XX века.
Цель данной работы: исследовать
становление мировоззрения В.Хлебникова, которое повлияло на формирование
поэтического языка.
Биография В.Хлебникова.
Жизненный и творческий путь Хлебникова стремителен и
краток (1885-1922). Всего тридцать семь лет! “Биография Хлебникова равна его
блестящим словесным построениям. Его биография – пример поэтам и укор
поэтическим дельцам”, - скажет в двадцать втором году Маяковский.
Главным качеством этого яростного и одержимого труженика,
поэта, прозаика, драматурга, исследователя глубин времени, теоретика языка была
ни с чем не сравнимая парадоксальная оригинальность. Он носил в себе
непостижимое упоение творческим познанием мира. Это помогало увидеть ему мир
по-новому и как бы впервые. До странности расходясь с обычными представлениями
о жизни, истории, природе и обществе, он не искал этой странности. Она
составляла самую суть его поэтического миросозерцания. Бескорыстные до
безрассудства, неумолимое служение идее справедливого социального порядка
одушевляли этого “воина песни”, “одинокого лицедея”.
Н. Асеев писал: “В мире мелких расчетов и кропотливых
устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной не
заинтересованностью и неучастием в людской суете. Меньше всего он был похож на
типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого
пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни
было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую
задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной ноге, и его внимательным
глазом, с его внезапными отлетами… и улетами во времени будущего. Все
окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно”.
Творческий облик Хлебникова складывается
очень рано. Ещё гимназические его сочинения обратили на себя внимание учителей
своей необычностью и талантливостью. Уже ранние стихи Хлебникова отражают
оригинальность его почти инстинктивного поиска новых путей в искусстве.
Виктор Владимирович
Хлебников родился 28 октября (9 ноября н. ст.) 1885 года в улусной ставке Малодербетовского
улуса в Калмыцкой степи в семье ученого-естественника, орнитолога. Именно
здесь, на восточной окраине России, закладывается интерес Хлебникова к Востоку,
пронизывающий все его творчество. В 1903 году он поступил на
физико-математический факультет Казанского университета, а затем перевелся на
его естественное отделение.
На следующий год
девятнадцатилетним юношей Хлебников едет в Москву. О своих впечатлениях от
знакомства со столицей он пишет в письме родителям: “Когда приехал в Москву,
очень устал и у меня сильно болели ноги, потому что я большую часть времени
спал на ногах… в тот же день объехал почти всю Москву, осмотрел Третьяковскую
галерею, Исторический музей и был в Тургеневской читальне. В Третьяковской
галерее мне больше всего понравились картины Верищагина. В Румянцевском музее
очень хороша статуя Кановы “Победа” и бюсты Пушкина, Гоголя”. Этот отрывок
характеризует будущего поэта, как человека любознательного, правильно
оценивающего культурные ценности.
Решающим моментом стал
переезд осенью 1908 года в Петербург. Поступив в Петербургский университет
сперва на естественное отделение, а затем на историко-филологический факультет,
Хлебников вскоре окончательно расстается со студенческой жизнью. По-видимому,
основная цель переезда была связана с его литературными интересами.
В письме Е.Н.Хлебниковой
шестнадцатого октября тысяча девятьсот девятого года он писал: “Я познакомился
почти со всеми молодыми литераторами Петербурга – Гумилев, Ауслендер, Кузмин,
Гофман, гр.Толстой, Гюнтер.
Мое стихотворение, вероятно,
будет помещено в “Аполоне”, новом петербургском журнале, выходящем в Питере.
Дела с Университетом меня
сильно утомляют и беспокоят, отнимают много времени. Я подмастерье, и мой
учитель – Кузьмин. Некоторые пророчат мне большой успех. Но я сильно устал и
постарел”.
Первые шаги в поэзии молодого поэта.
Еще раньше, по воспоминаниям
современников, Хлебников “увлекался поэтами символистами”, читал “книги
Бодлера, Верлена, Гюиманса, Верхарна, Метерлинка, произведения новой
французской поэзии”.
Необычный и странный юноша привлекает внимание и Вяч.
Иванова, и М. Кузмина. Последний записывал в своем дневнике 1909г.:
"Пришел Хлебников… в его вещах есть что-то яркое и небывалое".
Отмечая в других местах, что Хлебников "массу написал", он так оценивает
его: "Читал свои вещи гениально-сумасшедшие".
В том же 1909 году Вяч. Иванов посвящает
Хлебникову стихотворение "Подстерегателю" с выразительными словами:
Нет, робкий мой подстерегатель,
Лазутчик милый! Я не бес,
Не искуситель – испытатель…
Ещё в 1908 году Хлебников послал Иванову
несколько своих стихотворений и писал: "Ваше мнение об этих стихах мне
дорого и важно…"
Интерес к современным литературным течениям,
к творчеству Вяч. Иванова, А. Блока, К. Бальмонта, увлечение прозой А. Ремизова
не означали полного совпадения позиций Хлебникова и символизма. Уже в те годы
он создавал свою поэтику.
Тем не менее, в ранних его стихах появились
и игра неологизмов, и музыкальная интонация, характерные для К. Бельмонта:
Смертирей беззыбких пляска,
Времирей узывных сказка.
Века дочка молодая,
Лета ночка золотая…
Нередки интонации и мотивы А. Блока:
Ты высокомерно улыбнулась
На робкий приступ слов осады,
И ты пошла, не оглянулась,
Полна задумчивой досады.
Тогда же проявился и интерес
поэта к фольклору, к славянской стилизации, архаической лексике как у
А.Ремизова, С.Городецкого. Наряду с этим возникали мотивы, стилистика, близкие
к нарождающемуся акмеизму. В ранних произведениях Хлебникова “Девичий бог”,
“Снежимочка”. Это пересечение различных художественных влияний получает
своеобразное отражение. Сам В.Хлебников писал: “В “Девичьем боге” я хотел взять
славянское чистое начало в его золотой липовости и нитями, протянутыми от Волги
в Грецию”.
Русский футуризм.
Кризис символизма вызвал
появление акмеизма и футуризма. Дискуссии в редакции “Аполлона” выдвигали новые
задачи. Если Брюсов защищал автономность поэзии, то молодые поэты утверждали,
что искусство нуждается в сверхзадаче. Сразу же определилось различие: акмеисты
рассматривали современность в свете прежнего культурного опыта. Они помещали
настоящее в прошлом. Конкурирующие с ними футуристы перемещали настоящее в
будущее. Однако, и те, и другие ощущали необходимость новой программы
наследования. Акмеисты, сближаясь с поздним символизмом, ориентировались на
раскрытие “вечных сущностей”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |