рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"  
Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

С этим связаны специфические цели уроков. Уча­стие в таком уроке требует от ученика определения своей собст­венной позиции, личного мнения, выявления способностей. Глав­ная цель уроков по изучению романа —формирование умения самостоятель­но трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. Конечно, и на других уроках надо стре­миться к этому, но все же беседа  в большей степени, чем, например, лекция, создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоя­тельного познания и творчества.

Можно вы­делить три разновидности  деятельности учащихся  на уроке при анализе романа::

1) развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и обсуждение как самих проблем, так и выступлений;

2) обсуждение рефератов или докладов учащихся;

 3) диспут.

Урок  требует от учителя серьезной предварительной работы (продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации, и т. д.


Заключение

Итак, подытожим нашу работу: Мы выяснили, что:

1.Для наиболее разумного и многогранного воздействия на учащихся нужна гибкая система путей изучения, когда недо­статки одного компенсируются достоинствами другого.

Сочетание разных путей изучения произведения важно и с точки зрения наиболее целесообразной организации самостоя­тельного чтения учащимися больших произведений, поскольку это дает возможность несколько рассредоточить очередность чте­ния учащимися произведений, это во многом определяется именно путем изучения.

2.При изучении произведения большой формы наиболее эффективной, с нашей точки зрения, системой уроков является такая, кото­рая построена на разборе произведения по ходу развития дей­ствия, с последующим этапом работы по образам и обобщаю­щим темам.

Методически разработали путь анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»двумя способами. Оба пути можно применять в школьном изучении в зависимости от подготовленности класса.

Анализ эпического произведения в школе — сложный твор­ческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дис­циплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—зада­че формирования у учащихся потребности прочесть или перечи­тать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литера­тура может воздействовать па читателя, воспитывая и форми­руя «человека в человеке».

Особенно важно определить верную педагогическую концеп­цию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном от­ношении подход к произведению.


Литература

1)  Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2)  Боборыкин Н.Д. Михаил Булгаков // Литература в школе. 1991. № 1. С. 52–65.

3)  Бродский М.А. «Мастер и Маргарита» — антибиблия XX века? // Русская словесность. 1997. № 6. С. 30–35.

4)  Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.

5)  Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.

6)  Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954

7)  Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.

8)  Киселёв А.К. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11-м классе // Литература в школе. 1991. № 1. С. 102–107.

9)  Киселёва Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. № 6. С. 3–11.

10)  Кораблёв А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 34–35.

11)  Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.

12)  Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите­ратурного произведения в школе. М., 1977.

13)  Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.

14)  Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.

15)  В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в сред­ней школе, Учпедгиз, 1955.

16)  Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.

17)  Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпед­гиз, М., 1956.

18)  Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова // Москва. 1987. № 6–8; 1988. № 11–12.

19)  Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

рефераты
Новости