Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Приверженность Гоголю была так
велика, что в момент душевного кризиса, когда затравленный запретами печатать
и ставить на сцене свои произведения Булгаков в 1931 году пишет письмо
Сталину, испрашивая разрешение на поездку за границу, писатель-сатирик
пытается повторить модель поведения знаменитого предшественника: «...мне всегда
казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование и
что именно для службы моей отчизне я должен буду скитаться где-то вдали от
нее. Я знал только то, что еду вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими
краями, но скорей чтобы натерпеться, точно как бы предчувствовал, что узнаю
цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее». Трудно считать
эти слова стилизацией под Гоголя, здесь звучит искренняя попытка повторить его
путь.
Реальная близость писательского и
личностного поведения Булгакова к Гоголю заметна и в сожжении своих
произведений. Пушкин, правда, тоже сжег свой дневник и десятую главу
«Онегина», предварительно зашифровав ее. Но Пушкин сжег вынужденно, из-за
возможных обвинений в неблагонадежности и желания скрыть имена
друзей-декабристов от враждебного взгляда. Булгаков и Гоголь жгли рукописи
из-за неудовлетворенности собой, из-за расхождения замысла и воплощения.
Однако и здесь Булгаков, в конце концов, следует за Пушкиным и восстанавливает,
переделывая, текст романа о дьяволе, тщательно выписывая «Мастера и Маргариту».
Повторение латинской пословицы «Рукописи не горят» было выстрадано автором
романа. Повтор гоголевского поведения был невозможен не только потому, что
изменились исторические обстоятельства, но и потому, что Булгаков во многом не
походил на Гоголя. Сатира, которую ценил Булгаков, не была столь патетична и
торжественна, как гоголевская. В письме П.С.Попову от 23 октября 1939 года
Булгаков так отзывается об «Архиве графини Д.»: «...это великолепная сатира на
великосветское общество. Вообще Апухтин — тонкий, мягкий, иронический
прозаик...» Пушкинское изящество иронии пленяет Булгакова больше, чем едкий
сарказм Гоголя. Принявшись по заказу Художественного театра за инсценирование
«Мертвых душ», 7 мая 1932 года Булгаков пишет П.С.Попову: «Мертвые души»
инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает
произведение». Что заставило Булгакова сказать это? Вероятно, отсутствие
динамизма в гоголевской прозе и отсутствие света, которое так огорчило Пушкина
при чтении первых глав гоголевской поэмы. И Булгаков решительно вторгается в
гоголевский сюжет, драматизируя его, выводя на просторы истории и культуры:
«Первый мой план: действие происходит в Риме (не делайте больших глаз!). Раз он
видит ее из "прекрасного далека" — и мы так увидим!» Этот план был
отвергнут театром, и Булгаков в отчаянии: «Рима моего мне безумно жаль!» В
сущности, здесь Булгаков находит художественные возможности разомкнуть суженное
до негатива пространство жизни. И это скорее пушкинская и чеховская свобода
сопоставления высоких возможностей жизни и жалких или грустных ее реалий. В
«Мастере и Маргарите» эта структура найдет себе место в сопоставлении
ершалаимских и московских глав.
В Пушкине Булгаков чувствовал
художника и человека, близкого себе по мироощущению и пристрастиям в искусстве.
Свой поединок с советским обществом писатель связывал с именем Пушкина. И хотя
Булгаков не поэт: «С детства я терпеть не мог стихов (не о Пушкине говорю,
Пушкин — не стихи!)», а сатирик, пушкинское доверчивое отношение к жизни для него—
внутренняя норма. Поэтому отчуждение людей в современном быту для Булгакова
невыносимо: «Я с детства ненавижу эти слова: "кто поверит?". Там,
где это "кто поверит?" — я не живу, меня нет» (письмо В.В.Вересаеву
от 22 июля 1931 года). Булгакову ближе пушкинская позиция приятия жизни, а не
гоголевское отталкивание от нее. Задумав вместе с Вересаевым писать пьесу о
последних днях Пушкина, Булгаков мучительно и страстно спорит с соавтором,
следуя пушкинской манере сложного, а не однолинейного изображения человека:
«...Ваш образ Дантеса считаю сценически невозможным. Он настолько беден,
тривиален, выхолощен, что в серьезную пьесу поставлен быть не может. Нельзя
трагически погибшему Пушкину в качестве убийцы предоставить опереточного
бального офицерика... Дантес не может восклицать "О, ла-ла!". Дело
идет о жизни Пушкина в этой пьесе. Если ему дать несерьезных партнеров, это
Пушкина унизит». Для Булгакова все вокруг Пушкина происходит на уровне высокой
трагедии, а не пошлого фарса. Но с Гоголем Булгакову везет: «...за последних 7
лет я сделал 16 вещей, и все они погибли, кроме одной, и та была инсценировка
Гоголя!» (письмо Вересаеву от 5 октября 1937 года). Осложнения с пьесой о
Пушкине так велики, что Булгаков в отчаянии, когда из-за запрещения играть
пьесу театры требуют с автора неустойку: «В числе прочего второго апреля пойду
судиться — дельцы из Харьковского театра делают попытку вытянуть из меня
деньги, играя на несчастье с "Пушкиным". Я теперь без содрогания не
могу слышать слово — Пушкин — и ежечасно кляну себя за то, что мне пришла
злосчастная мысль писать пьесу о нем» (письмо П.С.Попову от 24 марта 1937
года). Тем не менее отношение к Пушкину в Булгакове всегда побеждало все
угрожающие обстоятельства.
Расплата за любовь к Пушкину
неизбежна в среде, которая враждебна поэту. В сущности, Булгаков вслед за
Гоголем фиксирует расстояние между публикой и Пушкиным, но в писателе XX века
звучит при этом не только горький смех над пошлостью, которой принципиально
недоступна поэзия, но негодование, издевка, боль за непонятую высоту трагедии.
В тех же «Записках на манжетах» Булгаков рассказывает о пушкинском вечере.
увенчанном портретом поэта: «Из золотой рамы на меня глядел Ноздрев. Он был
изумительно хорош. Глаза наглые. Выпуклые. И даже одна бакенбарда жиже
другой». Булгаков протестует, бросая художнице:
«Позвольте, это вы издеваетесь. Ведь
у вашего Пушкина глаза разбойничьи!» Переплав поэта в гоголевского героя
возмущает Булгакова, так остро он осознает противостояние этих стихий.
Но ничего нельзя объяснить публике,
которая отдана злу: «...когда в инсценировке Сальери отравил Моцарта — театр
выразил свое удовольствие по этому поводу одобрительным хохотом и громовыми
криками.
Таким образом, хотя имена Пушкина и
Гоголя для Булгакова всегда стояли рядом, сатирик помогал осознать и показать
уродливые реалии современной жизни, поэт — вечные ее ценности.
Затем класс делится на группы, каждая
должна найти в тексте романа места, напоминающие произведения Пушкина и Гоголя.
Сопоставление реминисценций, ситуаций, смыслов и стиля романа Булгакова и
текстов классиков XIX века приводит учеников к мысли о том, что в сознании
автора «Мастера и Маргариты» на протяжении всего романа идет борьба пушкинского
и гоголевского взглядов на жизнь, разных ее измерений: иронического и
лирического. Разрешение вопроса о том, к какому склоняется Булгаков, зависит
от поединка добра и зла в романе. Естественно возникает проблемный вопрос
следующего урока: «Добро или зло правит миром?»
В домашнем задании ученикам
предлагается обдумать этот вопрос, подобрать эпизоды и цитаты, аргументирующие
«за» и «против» в его решении.
Урок 5. «Любовь — это путь к
вечности»
Осмысливая путь земных, а не
библейских героев романа: мастера, Маргариты, Ивана Николаевича Понырева,
ставшего Бездомным, — ученики убеждаются в том, что добро, по мысли Булгакова,
неистребимо, как непрекратима жизнь, что только подлинная любовь к человеку,
истине, искусству при всех муках может сохранить добро в человеческой душе.
Поставив перед классом вопрос:
«Погублены или спасены в романе Булгакова "добрые люди": мастер,
Маргарита, Бездомный?», — учитель организует диспут, в ходе которого подводятся
итоги изучения сложного произведения.
2.4. Система уроков по роману
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Программа по русской литературе
нацеливает учителя на глубокий и всесторонний анализ знаменитой книги М.А.
Булгакова, соотнесение её с традициями мировой литературы, раскрытие
аллегорического и символического содержания, сложности философской,
нравственной и социальной проблематики. Исходя из требований программы, можно предложить
следующую систему уроков.
Урок 1. Биография писателя. Анализ
читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции
произведения.
Урок 2. Булгаковская Москва.
Сатирическое мастерство писателя.
Урок 3. Проблема художественного
творчества в романе. МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана
Бездомного.
Урок 4. Фаустовская тема в романе.
Воланд, Мастер и Маргарита. Фауст и Мастер. Воланд и Мефистофель.
Урок 5. Новозаветная история в книге
Булгакова. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.
Урок 6. Тема и идея романа.
Обобщающая лекция учителя. Подготовка к сочинению.
Учитывая то, что в последние годы
появились многочисленные публикации о романе М.А. Булгакова, мы делаем в статье
главный акцент на организации исследовательской и аналитической работы с
классом; материалы для обобщений учителя подберут самостоятельно из тех
доступных источников, которые рекомендованы автором.
Первый урок стоит начать
вступительным словом о писательской судьбе Михаила Булгакова, подчеркнуть, что
большинство его произведений дошло до читателя только в 60–80-е годы, поскольку
до этого времени находились под запретом. Сообщения о жизни и творчестве
писателя могут быть подготовлены учениками, для чего следует использовать
«Жизнеописание Михаила Булгакова» М.Чудаковой , статью Н.Д. Боборыкина или
книгу Л.Яновской . Во время урока просматривается диафильм «Михаил Булгаков».
Можно подготовить также путешествие
«По страницам книг писателя». С целью его организации создаётся совет, который
определяет круг произведений М.А. Булгакова, с которыми будет знакомиться
класс, определяется форма подачи материала, создаются творческие группы. Каждая
из групп изучает рекомендованные для чтения произведения и готовит своё
сообщение о них в соответствии с избранной формой: или это будет сообщение
одного ученика, дополненное чтением отдельных эпизодов в лицах, или же
готовятся литературные инсценировки отрывков из произведений и так далее.
Подготовкой каждой творческой группы руководят консультанты по литературе из
числа учеников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |