рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"  
Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

И Воланд, и Мефистофель появляются перед героями в одно и то же время — в час тяжёлого душевного кризиса, когда вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам кубок с ядом, а Мастер сжигает своё творение. Однако Фауст, будучи истинным сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем, одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо него в союз с тёмными силами вступает Маргарита.

Образ Маргариты приобретает самостоятельное значение, недаром её имя вынесено в заглавие романа. Это сильная и целеустремлённая личность, идущая своим собственным путём. Если кроткая Гретхен Гёте наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьём и даёт отведать Мастеру, после чего оба падают мёртвыми. Здесь тот же мотив, что и в «Фаусте», — и Маргарита и Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” — шепчут немеющие губы Мастера.

Герой называет себя не писателем, а Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово “мастер” в романе употребляется в значении “творец” — именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединённом подвале Мастера Маргарита узнала не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве: завершение книги, которую он создавал, стало смыслом её жизни.

Но Мастер своими руками уничтожил своё творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и Маргариты. Окончание произведения глубоко пессимистично, оно свидетельствует о том, что человек проиграл поединок силам зла, и в этом смысле окончание «Мастера и Маргариты» является полной противоположностью «Фаусту», который проникнут верой в силы и возможности человека.

Материалы для обобщающей характеристики образа Воланда можно взять из статьи М.А. Бродского (5).

К пятому уроку ученики должны перечитать главы 2, 16, 25 и 26, где М.Булгаков описывает историю Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая представляет ключевую часть романа «Мастера и Маргариты».

Пятый урок открывается сообщениями учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М.Булгакова. (Для сопоставления целесообразно использовать главу 27 «Евангелия от Матфея», главу 15 «Евангелия от Марка», главу 23 «Евангелия от Луки», главу 19 «Евангелия от Иоанна».) О несовпадении романа с каноническими евангельскими текстами говорится в уже упоминавшейся статье М.А. Бродского; указанный материал может использоваться как обобщение к первой части урока. Затем начинается работа над главами романа Булгакова с помощью вопросов учителя.

— Сопоставьте “евангельские” главы романа Булгакова, рассказывающие историю Иешуа Га-Ноцри, с «Прологом на небесах» из трагедии Гёте. Бог, отдающий Фауста в руки Мефистофеля, и Бог, отдающий своего сына на муку, — есть ли здесь параллель?

— Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нём — идейный и философский центр романа Булгакова?

— Каким изображён прокуратор Иудеи в главе 2?

— Какие чувства испытывает он к Иешуа?

— Что вызвало удивление прокуратора в рассказе Иешуа?

— О чём Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью?

— С какого момента разговора прокуратор почувствовал опасность?

— Почему он утвердил смертный приговор Малого Синедриона?

— Отчего ненавидят друг друга Каифа и Понтий Пилат? Какие отношения связывают их?

— Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16? Как он желал помочь Иешуа?

— Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своём желании отомстить Иуде?

— Внимательно прочитайте главу 26 «Погребение». О чём сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни?

— Почему прокуратор хочет оказать милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает её?

— В какой момент Левий Матвей смягчается?

— Каков финал судьбы Понтия Пилата?

— Почему в последней главе романа сходятся все сюжетные линии?

Характеризуя христианско-евангельскую сюжетную линию книги Булгакова, учитель может воспользоваться статьями А.Кораблёва [6,79] и Л.Ф. Киселёвой [7,105].

Готовясь к последнему уроку, ученики должны подумать над тематикой и идеей романа М.А. Булгакова и определить их своими словами.

Шестое, последнее занятие строится как урок-обобщение. Начинается он с беседы по содержанию всего произведения.

— Как вы поняли финал романа Михаила Булгакова?

— В чём заключается главная идея произведения?

— Как в романе решается вопрос о вечных человеческих ценностях?

— Как решена в романе проблема художника и власти?

— В чём своеобразие композиции произведения?

— Какие особенности стиля писателя вы можете перечислить, прочитав роман? Каковы особенности повествования в каждой сюжетной линии?

— Какую лексику использует писатель, изображая Москву 30-х годов? Как изменяется поэтический синтаксис писателя, когда повествование уходит в далёкое прошлое, в новозаветные времена?

— Сравните свои первоначальные впечатления от романа с тем, что вам в нём открылось после завершения анализа. Как изменилось ваше восприятие книги Булгакова? Что осталось непонятным?

После беседы с учащимися следует обобщающая лекция учителя, в которой говорится о своеобразии композиции романа, мастерстве сатирических обобщений, богатстве тематики и глубине идейного содержания.

Главная книга М.А. Булгакова отличается сложностью сюжетного построения, в ней переплетаются истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, Ивана Бездомного, присутствуют реминисценции из «Фауста» Гёте, описаны похождения Воланда и его свиты в Москве и их влияние на судьбы второстепенных персонажей. Всё это не только создаёт неповторимый облик произведения, но и затрудняет его восприятие.

В романе в полной мере проявилось мастерство сатиры Булгакова. Многие сцены книги, в частности проделки Коровьева, Бегемота и Азазелло, вызывают смех, особенно в главе 12, где в великолепной гротескной манере описаны сцены в “модном дамском магазине”. Противостоять подручным Воланда никто не в состоянии, ведь согласно господствующей атеистической идеологии, нечистой силы просто не существует. Кроме того, подавляющее большинство персонажей «Мастера и Маргариты» не без оснований может быть названо “мёртвыми душами” — они окаменели в ограниченности раз и навсегда затверженных догм.

Нельзя не отметить, что Воланд Булгакова — фигура любопытная, он не лишён благородства, выступает в роли защитника порядка, наказывает злых и несправедливых. В такой трактовке образа зла заключена великая прозорливость Булгакова, он изобразил в романе особый мир — порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости. Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, которая основана на антигуманных принципах, и понадобились долгие и долгие годы, прежде чем открылась её истинная суть.

Трагически одинока в романе фигура Иешуа Га-Ноцри, воплощающая добрые начала жизни. В нём есть простая и твёрдая сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя прекрасно понимает, что это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа, однако человеческая слабость помешала герою выдержать до конца свой путь на Голгофу, он сломлен. Он жаждет лишь одного — покоя, и покой милостиво дарован ему на последних страницах романа. Мастер так же одинок среди людей, как и Иешуа, лишь Маргарита и Иван Бездомный оказались в состоянии понять его. Таким образом, книга Булгакова — это ещё и роман о трагическом одиночестве мастера-творца в этом мире.

В конце урока, после обобщающей лекции учителя, предлагаются следующие примерные темы сочинений:

1. Трагедия Мастера и Маргариты.

2. Мастерство Булгакова-сатирика в романе «Мастер и Маргарита».

3. Как я понимаю общечеловеческий и философский смысл романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Фаустовская тема в романе «Мастер и Маргарита».

5. Диалектика добра и зла в романе Михаила Булгакова.


Вывод по 2 главе

Итак,  мы выяснили, что при разборе романа  «Мастер и Маргарита»самый распространенный вид урока, сочетающего слово учи­теля с самостоятельной работой учеников,—это лекция с элементтами беседы.

Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учени­ков, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкрет­ные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя—добиться, чтобы вопросы, об­ращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе дви­жения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.

Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во вре­мя лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истин­ном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться по­нимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллю­стрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопросы и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

рефераты
Новости