Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
И Воланд, и Мефистофель появляются
перед героями в одно и то же время — в час тяжёлого душевного кризиса, когда
вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам
кубок с ядом, а Мастер сжигает своё творение. Однако Фауст, будучи истинным
сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем,
одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо
него в союз с тёмными силами вступает Маргарита.
Образ Маргариты приобретает
самостоятельное значение, недаром её имя вынесено в заглавие романа. Это
сильная и целеустремлённая личность, идущая своим собственным путём. Если
кроткая Гретхен Гёте наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою
душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с
Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала
сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьём и даёт отведать Мастеру, после
чего оба падают мёртвыми. Здесь тот же мотив, что и в «Фаусте», — и Маргарита и
Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” —
шепчут немеющие губы Мастера.
Герой называет себя не писателем, а
Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово “мастер” в романе употребляется
в значении “творец” — именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии
Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединённом подвале Мастера Маргарита узнала
не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве:
завершение книги, которую он создавал, стало смыслом её жизни.
Но Мастер своими руками уничтожил
своё творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя
тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В
финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита
мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и
Маргариты. Окончание произведения глубоко пессимистично, оно свидетельствует о
том, что человек проиграл поединок силам зла, и в этом смысле окончание
«Мастера и Маргариты» является полной противоположностью «Фаусту», который
проникнут верой в силы и возможности человека.
Материалы для обобщающей
характеристики образа Воланда можно взять из статьи М.А. Бродского (5).
К пятому уроку ученики должны
перечитать главы 2, 16, 25 и 26, где М.Булгаков описывает историю Иешуа
Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая представляет ключевую часть романа «Мастера и
Маргариты».
Пятый урок открывается сообщениями
учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на
основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические
евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М.Булгакова.
(Для сопоставления целесообразно использовать главу 27 «Евангелия от Матфея»,
главу 15 «Евангелия от Марка», главу 23 «Евангелия от Луки», главу 19
«Евангелия от Иоанна».) О несовпадении романа с каноническими евангельскими
текстами говорится в уже упоминавшейся статье М.А. Бродского; указанный
материал может использоваться как обобщение к первой части урока. Затем
начинается работа над главами романа Булгакова с помощью вопросов учителя.
— Сопоставьте “евангельские” главы
романа Булгакова, рассказывающие историю Иешуа Га-Ноцри, с «Прологом на
небесах» из трагедии Гёте. Бог, отдающий Фауста в руки Мефистофеля, и Бог,
отдающий своего сына на муку, — есть ли здесь параллель?
— Какое место занимает Иешуа в
системе образов романа? Почему главы о нём — идейный и философский центр романа
Булгакова?
— Каким изображён прокуратор Иудеи в
главе 2?
— Какие чувства испытывает он к
Иешуа?
— Что вызвало удивление прокуратора в
рассказе Иешуа?
— О чём Иешуа спорит с Понтием
Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его
жизнью?
— С какого момента разговора
прокуратор почувствовал опасность?
— Почему он утвердил смертный
приговор Малого Синедриона?
— Отчего ненавидят друг друга Каифа и
Понтий Пилат? Какие отношения связывают их?
— Как описаны страдания Левия Матвея
в главе 16? Как он желал помочь Иешуа?
— Почему Пилат не хотел прямо сказать
Афранию о своём желании отомстить Иуде?
— Внимательно прочитайте главу 26
«Погребение». О чём сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после
казни?
— Почему прокуратор хочет оказать
милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает её?
— В какой момент Левий Матвей
смягчается?
— Каков финал судьбы Понтия Пилата?
— Почему в последней главе романа
сходятся все сюжетные линии?
Характеризуя христианско-евангельскую
сюжетную линию книги Булгакова, учитель может воспользоваться статьями
А.Кораблёва [6,79] и Л.Ф. Киселёвой [7,105].
Готовясь к последнему уроку, ученики
должны подумать над тематикой и идеей романа М.А. Булгакова и определить их
своими словами.
Шестое, последнее занятие строится
как урок-обобщение. Начинается он с беседы по содержанию всего произведения.
— Как вы поняли финал романа Михаила
Булгакова?
— В чём заключается главная идея
произведения?
— Как в романе решается вопрос о
вечных человеческих ценностях?
— Как решена в романе проблема
художника и власти?
— В чём своеобразие композиции
произведения?
— Какие особенности стиля писателя вы
можете перечислить, прочитав роман? Каковы особенности повествования в каждой
сюжетной линии?
— Какую лексику использует писатель,
изображая Москву 30-х годов? Как изменяется поэтический синтаксис писателя,
когда повествование уходит в далёкое прошлое, в новозаветные времена?
— Сравните свои первоначальные
впечатления от романа с тем, что вам в нём открылось после завершения анализа.
Как изменилось ваше восприятие книги Булгакова? Что осталось непонятным?
После беседы с учащимися следует
обобщающая лекция учителя, в которой говорится о своеобразии композиции романа,
мастерстве сатирических обобщений, богатстве тематики и глубине идейного
содержания.
Главная книга М.А. Булгакова
отличается сложностью сюжетного построения, в ней переплетаются истории Иешуа
Га-Ноцри и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, Ивана Бездомного, присутствуют
реминисценции из «Фауста» Гёте, описаны похождения Воланда и его свиты в Москве
и их влияние на судьбы второстепенных персонажей. Всё это не только создаёт
неповторимый облик произведения, но и затрудняет его восприятие.
В романе в полной мере проявилось
мастерство сатиры Булгакова. Многие сцены книги, в частности проделки
Коровьева, Бегемота и Азазелло, вызывают смех, особенно в главе 12, где в
великолепной гротескной манере описаны сцены в “модном дамском магазине”.
Противостоять подручным Воланда никто не в состоянии, ведь согласно
господствующей атеистической идеологии, нечистой силы просто не существует.
Кроме того, подавляющее большинство персонажей «Мастера и Маргариты» не без
оснований может быть названо “мёртвыми душами” — они окаменели в ограниченности
раз и навсегда затверженных догм.
Нельзя не отметить, что Воланд
Булгакова — фигура любопытная, он не лишён благородства, выступает в роли
защитника порядка, наказывает злых и несправедливых. В такой трактовке образа
зла заключена великая прозорливость Булгакова, он изобразил в романе особый мир
— порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости.
Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, которая
основана на антигуманных принципах, и понадобились долгие и долгие годы, прежде
чем открылась её истинная суть.
Трагически одинока в романе фигура
Иешуа Га-Ноцри, воплощающая добрые начала жизни. В нём есть простая и твёрдая
сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя прекрасно понимает, что
это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа,
однако человеческая слабость помешала герою выдержать до конца свой путь на
Голгофу, он сломлен. Он жаждет лишь одного — покоя, и покой милостиво дарован
ему на последних страницах романа. Мастер так же одинок среди людей, как и
Иешуа, лишь Маргарита и Иван Бездомный оказались в состоянии понять его. Таким
образом, книга Булгакова — это ещё и роман о трагическом одиночестве
мастера-творца в этом мире.
В конце урока, после обобщающей
лекции учителя, предлагаются следующие примерные темы сочинений:
1. Трагедия Мастера и Маргариты.
2. Мастерство Булгакова-сатирика в
романе «Мастер и Маргарита».
3. Как я понимаю общечеловеческий и
философский смысл романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Фаустовская тема в романе «Мастер
и Маргарита».
5. Диалектика добра и зла в романе
Михаила Булгакова.
Вывод по 2 главе
Итак, мы выяснили, что при разборе
романа «Мастер и Маргарита»самый распространенный вид урока, сочетающего слово
учителя с самостоятельной работой учеников,—это лекция с элементтами беседы.
Учитель сообщает новый материал,
направляет мысль учеников, побуждает их к деятельности, а слушатели решают
конкретные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто
новое. Задача учителя—добиться, чтобы вопросы, обращенные к слушателям,
рождались естественно, в процессе движения мысли, ответы на них с
необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя
участниками совместного поиска истины.
Важно учесть психологическое
состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос,
именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во время
лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истинном месте каждого
вопроса. У слушателей должно сложиться понимание проблемы в целом, в
правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих,
развивающих, иллюстрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды
самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопросы и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |