рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"  
Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Целостное изучение является цен­тральным этапом, представляет собой взаимопроникновение всех ступеней изучения художественного произведения—его непо­средственного восприятия, аналитического осмысления и выхода за пределы произведения. Для этого особенно важно поставить в начале изучения центральную задачу, решаемую всем анали­зом и проходящую через все уроки.

Сочетание различных форм деятельности учащихся на уроке таких как беседа, сообщения, выразительное чтение, инсценировка и многие другие, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособ­ность ребят


Глава 2. Методика изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2.1. Две точки зрения на методику преподавания романа

Особую значимость приобрела в последнее время проблема произведе­ний, связанных в большей своей части с проблематикой тем. Нет сомнений, что литература эта находится сейчас в поле зрения старшеклассников и не может игнорироваться учителем.

Многое в эпохе 20-х годов видится нам теперь по - другому и в дополнитель­ном освещении таких произведений, как рассказы Бабеля, «Док­тор Живаго» Пастернака, «Старик» Трифонова.и  др., в том числе и роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ этих произведений  должен помочь учащимся осмыслить с высоты нынеш­него нашего знания путь, пройденный нашей страной и литературой. В этих произведениях ставится автором очень серьезные философские, социальные  проблемы, поэтому для многих учеников понять и разобраться в нем будет очень сложно, все зависит от уровня подготовленности класса. Поэтому учитель  должен выбрать наиболее приемлемый путь анализа произведения.

Так в одном классе при изучении романа «Мастер и Маргарита» за основной метод анализа можно  использовать  беседу, в ходе которой учитель ставит проблемный вопрос, ответ на  который может вызвать  дискуссию.

А в другом классе избрать метод обзорной лекции с беседой, сопровождающей  сообщениями учащихся.

Рассмотрим  оба пути изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2.2. Беседа, переходящая в дискуссию, в качестве основной формы преподавания

Так при проведении беседы очень важно добиться того, чтобы обмен мнениями о романе М.А. Булгакова проходил в форме дискуссии, что позволяет развивать навыки грамотной полемики, умение свободно обмениваться мыслями.

Так на первом ознакомительном уроке  можно подготовить путешествие «По страницам книг писателя». С целью его организации создаётся совет, который определяет круг произведений М.А. Булгакова, с которыми будет знакомиться класс, определяется форма подачи материала, создаются творческие группы. Каждая из групп изучает рекомендованные для чтения произведения и готовит своё сообщение о них в соответствии с избранной формой: или это будет сообщение одного ученика, дополненное чтением отдельных эпизодов в лицах, или же готовятся литературные инсценировки отрывков из произведений и так далее. Подготовкой каждой творческой группы руководят консультанты по литературе из числа учеников. Урок предваряется лекцией учителя об историческом положении в России.

После отчётов каждой творческой группы учитель подводит итоги путешествия и отмечает наиболее интересные сообщения.

Затем организуется беседа с учениками о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы:

— Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?

— Какие страницы вам понравились?

— При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха?

— Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?

— Как вы оцениваете фигуру Мастера? Удался ли писателю его образ?

— Кто из других персонажей романа вам запомнился?

— Каких героев в нём больше — положительных или отрицательных? Почему?

— Что затрудняет восприятие хода событий в романе?

— Какие основные сюжетные линии вы можете назвать?

В конце беседы учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, приглашает задуматься над романом, чтобы на последнем уроке сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.

Затем учитель переходит к проблемам художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М.Булгаков литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы:

— О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1-й главе? Чем вызвано обращение к подобной теме?

— Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда?

— Каким было “седьмое доказательство”?

— С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?

— Как описывает М.Булгаков дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.

— Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?

— Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина? Какие мысли пробудились у Рюхина под воздействием слов Бездомного?

— Выразительно прочитайте комической диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедова из главы 28. Почему М.Булгаков вложил слова обличения в уста нечистой силы?

— Расскажите историю Мастера. Почему он изложил её именно Ивану Бездомному?

— Кто организовал травлю Мастера?

— Как отомстила Маргарита его гонителям?

— О ком написал свой роман Мастер? Чем продиктован выбор сюжета и героев?

— Что свело героя с ума? Как он попал в клинику?

— Какие выводы сделал для себя Иван Бездомный после встреч с Воландом и Мастером?

— Чем заканчиваются в романе истории Мастера и Ивана Бездомного?

Подводя итоги работы, учитель говорит о том, что нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни — о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище.

2.3. Беседа и лекция с сообщениями учащихся

Применение учебной лекции при изучении произведения в старших классах имеет свою специфику

При изучении произведения учитель раскрывает содержание наиболее существенных явлений в развитии литературы опреде­ленного периода, в творчестве отдельного писателя, выделяя лишь наиболее важные и характерные моменты. Лекции предполагают активнейшую самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и уче­ников.

По мнению некоторых учителей, школьная лекция—это, с одной стороны, произведение искусства, а с другой—строгая дидак­тическая форма. Лекция предполагает участие учеников в реше­нии проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или семинары вне определенной логики ника­кой пользы не принесут.

Опыт многих учителей и методистов подсказывает, что цель таких уроков нельзя ограничить воссоз­данием «фона», на котором потом выступит творческая индиви­дуальностьписателя. Насыщенность тем материалом, множеством идей, событий и ограниченность часов, предназначен­ных к  их усвоение, рождают проблему отбора сведений, четкой их систематизации, а также применения приемов мобилизации уже имеющихся у учащихся знаний, заблаговременной подготовки до­кладов, сообщений, выразительного чтения произведений и фрагмен­тов, которые включены в лекцию.

Среди типичных недостатков при проведении лекций по об­зорным темам следует выделить следующие: знания приобрета­ются на уровне абстрактных понятий без опоры на художествен­ный текст, на эмоциональные впечатления; в обзорах нередко от­сутствует концепция, ведущая идея; не выделяются сквозные линии, идеи, проблемы, способные объединить обзорные и моно­графические темы в целостную картину историко-литературного процесса.

Спецификой программы по литературе в 11 классах явля­ется наличие отдельных произведений, изучаемых обзорно. Мож­но определить примерную последовательность в руководстве дея­тельностью учащихся при изучении таких тем:

1. Организация предварительного чтения произведения и под­готовка необходимых сообщений учащимися, их выразительного чтения и т. д. на основе групповых и индивидуальных заданий (до начала работы над темой).

2. Вводная (установочная) лекция учителя, определяющая план работы над темой, организующая самостоятельную работу учащихся с художественным произведением, учебником, критиче­скими статьями, намечающая проблемные вопросы и задания. Оп­ределение композиции произведения, его проблемно-тематического содержания.

3. Отбор отдельных сцен, глав, разделов для текстуального изучения.

4. Подготовка докладов и сообщений учащихся, организация семинара, диспута (по примерным вопросам и заданиям).

5. Проведение итогового семинара на основе наиболее важных проблемных вопросов. Обобщающая лекция, рекомендация лите­ратуры для внеклассного чтения.

Характер изучения определяет необходимость опе­режающей подготовки к лекции и отдельных групп учащихся-ас­систентов, которые углубленно читают текст заранее, готовят фрагменты его к воспроизведению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

рефераты
Новости