Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Целостное изучение является центральным
этапом, представляет собой взаимопроникновение всех ступеней изучения
художественного произведения—его непосредственного восприятия, аналитического
осмысления и выхода за пределы произведения. Для этого особенно важно поставить
в начале изучения центральную задачу, решаемую всем анализом и проходящую
через все уроки.
Сочетание различных форм деятельности
учащихся на уроке таких как беседа, сообщения, выразительное чтение, инсценировка
и многие другие, позволяет избежать монотонности и повысить интерес,
поддерживать работоспособность ребят
Глава 2. Методика изучения романа
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
2.1. Две точки зрения на методику преподавания романа
Особую значимость приобрела в
последнее время проблема произведений, связанных в большей своей части с
проблематикой тем. Нет сомнений, что литература эта находится сейчас в поле
зрения старшеклассников и не может игнорироваться учителем.
Многое в эпохе 20-х годов видится нам
теперь по - другому и в дополнительном освещении таких произведений, как
рассказы Бабеля, «Доктор Живаго» Пастернака, «Старик» Трифонова.и др., в том
числе и роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ этих произведений должен
помочь учащимся осмыслить с высоты нынешнего нашего знания путь, пройденный
нашей страной и литературой. В этих произведениях ставится автором очень
серьезные философские, социальные проблемы, поэтому для многих учеников понять
и разобраться в нем будет очень сложно, все зависит от уровня подготовленности
класса. Поэтому учитель должен выбрать наиболее приемлемый путь анализа
произведения.
Так в одном классе при изучении
романа «Мастер и Маргарита» за основной метод анализа можно использовать
беседу, в ходе которой учитель ставит проблемный вопрос, ответ на который
может вызвать дискуссию.
А в другом классе избрать метод
обзорной лекции с беседой, сопровождающей сообщениями учащихся.
Рассмотрим оба пути изучения романа
М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
2.2. Беседа, переходящая в дискуссию, в качестве основной
формы преподавания
Так при проведении беседы очень важно
добиться того, чтобы обмен мнениями о романе М.А. Булгакова проходил в форме
дискуссии, что позволяет развивать навыки грамотной полемики, умение свободно
обмениваться мыслями.
Так на первом ознакомительном уроке
можно подготовить путешествие «По страницам книг писателя». С целью его
организации создаётся совет, который определяет круг произведений М.А.
Булгакова, с которыми будет знакомиться класс, определяется форма подачи
материала, создаются творческие группы. Каждая из групп изучает рекомендованные
для чтения произведения и готовит своё сообщение о них в соответствии с
избранной формой: или это будет сообщение одного ученика, дополненное чтением
отдельных эпизодов в лицах, или же готовятся литературные инсценировки отрывков
из произведений и так далее. Подготовкой каждой творческой группы руководят
консультанты по литературе из числа учеников. Урок предваряется лекцией учителя
об историческом положении в России.
После отчётов каждой творческой
группы учитель подводит итоги путешествия и отмечает наиболее интересные
сообщения.
Затем организуется беседа с учениками
о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы:
— Какое впечатление оставил у вас
роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?
— Какие страницы вам понравились?
— При чтении каких эпизодов романа
вам трудно было удержаться от смеха?
— Какие эпизоды вам показались
драматичными и даже трагическими?
— Как вы оцениваете фигуру Мастера?
Удался ли писателю его образ?
— Кто из других персонажей романа вам
запомнился?
— Каких героев в нём больше —
положительных или отрицательных? Почему?
— Что затрудняет восприятие хода
событий в романе?
— Какие основные сюжетные линии вы
можете назвать?
В конце беседы учитель не опровергает
высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает
самые интересные и содержательные выступления, приглашает задуматься над
романом, чтобы на последнем уроке сравнить первоначальные впечатления с тем,
что получится в результате анализа.
Затем учитель переходит к проблемам
художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу
обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М.Булгаков
литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы:
— О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1-й
главе? Чем вызвано обращение к подобной теме?
— Почему Берлиоз и Иван Бездомный не
понимают Воланда?
— Каким было “седьмое
доказательство”?
— С чем довелось столкнуться Ивану
Бездомному, преследовавшему Воланда?
— Как описывает М.Булгаков дом, где
находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.
— Какими проблемами заняты члены
МАССОЛИТа?
— Как вёл себя Иван Бездомный в
ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина? Какие мысли пробудились у
Рюхина под воздействием слов Бездомного?
— Выразительно прочитайте комической
диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме
Грибоедова из главы 28. Почему М.Булгаков вложил слова обличения в уста
нечистой силы?
— Расскажите историю Мастера. Почему
он изложил её именно Ивану Бездомному?
— Кто организовал травлю Мастера?
— Как отомстила Маргарита его
гонителям?
— О ком написал свой роман Мастер?
Чем продиктован выбор сюжета и героев?
— Что свело героя с ума? Как он попал
в клинику?
— Какие выводы сделал для себя Иван
Бездомный после встреч с Воландом и Мастером?
— Чем заканчиваются в романе истории
Мастера и Ивана Бездомного?
Подводя итоги работы, учитель говорит
о том, что нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно
острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные
размышлять о самом высоком в жизни — о назначении человека, о месте его в
окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным:
они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади,
получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не
размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном
Бездомным. Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыватели,
мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и
очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними
ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до
психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками
уничтожил собственное детище.
2.3. Беседа и лекция с сообщениями учащихся
Применение учебной лекции при
изучении произведения в старших классах имеет свою специфику
При изучении произведения учитель
раскрывает содержание наиболее существенных явлений в развитии литературы
определенного периода, в творчестве отдельного писателя, выделяя лишь наиболее
важные и характерные моменты. Лекции предполагают активнейшую самостоятельную
работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников.
По мнению некоторых учителей,
школьная лекция—это, с одной стороны, произведение искусства, а с
другой—строгая дидактическая форма. Лекция предполагает участие учеников в
решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает
необходимой систему активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или
семинары вне определенной логики никакой пользы не принесут.
Опыт многих учителей и методистов
подсказывает, что цель таких уроков нельзя ограничить воссозданием «фона», на
котором потом выступит творческая индивидуальностьписателя. Насыщенность тем
материалом, множеством идей, событий и ограниченность часов, предназначенных
к их усвоение, рождают проблему отбора сведений, четкой их систематизации, а
также применения приемов мобилизации уже имеющихся у учащихся знаний,
заблаговременной подготовки докладов, сообщений, выразительного чтения
произведений и фрагментов, которые включены в лекцию.
Среди типичных недостатков при
проведении лекций по обзорным темам следует выделить следующие: знания
приобретаются на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный
текст, на эмоциональные впечатления; в обзорах нередко отсутствует концепция,
ведущая идея; не выделяются сквозные линии, идеи, проблемы, способные
объединить обзорные и монографические темы в целостную картину
историко-литературного процесса.
Спецификой программы по литературе в
11 классах является наличие отдельных произведений, изучаемых обзорно. Можно
определить примерную последовательность в руководстве деятельностью учащихся
при изучении таких тем:
1. Организация предварительного
чтения произведения и подготовка необходимых сообщений учащимися, их
выразительного чтения и т. д. на основе групповых и индивидуальных заданий (до
начала работы над темой).
2. Вводная (установочная) лекция
учителя, определяющая план работы над темой, организующая самостоятельную
работу учащихся с художественным произведением, учебником, критическими
статьями, намечающая проблемные вопросы и задания. Определение композиции
произведения, его проблемно-тематического содержания.
3. Отбор отдельных сцен, глав,
разделов для текстуального изучения.
4. Подготовка докладов и сообщений
учащихся, организация семинара, диспута (по примерным вопросам и заданиям).
5. Проведение итогового семинара на
основе наиболее важных проблемных вопросов. Обобщающая лекция, рекомендация
литературы для внеклассного чтения.
Характер изучения определяет
необходимость опережающей подготовки к лекции и отдельных групп учащихся-ассистентов,
которые углубленно читают текст заранее, готовят фрагменты его к
воспроизведению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |