Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Не следует опасаться того, что
установочная лекция как бы предопределит восприятие учениками произведения,
которое большинство из них не читали: «Как показывает опыт, восприятие произведения,
анализ которого предшествует чтению, обладает своими достоинствами особенно
тогда, когда учащиеся несколько отстают в уровне развития
абстрактно-логического мышления. Анализ произведения до его прочтения
способствует более глубокому восприятию произведения, так как анализ на уроке
намечает тот подход к нему, на который учащиеся, естественно, будут. опираться
при последующем чтении. при обзорном изучении этот путь имеет право на
существование»[4,175].
Обзорные темы в курсе литературы 11
класса разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены.
В этом курсе, как известно, возрастает роль ретроспективных связей,
осуществление которых позволяет организовать повторение, в какой-то мере
переосмыслить знакомые факты заново.
На обзорных занятиях лекция почти
всегда сочетается с попутным анализом конкретных эпизодов произведений,
выбранных учащимися по своему желанию.
Анализ произведения в выпускном
классе средней школы обретает в большей степени черты эстетического порядка.
М.А.Булгаков — уже знакомый
школьникам автор. В девятилетней школе они читали и обдумывали повесть
«Собачье сердце». Многие в театре и в кино смотрели «Дни Турбиных» и другие
пьесы Булгакова, экранизацию сатирической фантазии «Роковые яйца». Однако
изучение романа «Мастер и Маргарита» требует целостности характеристики
мировосприятия писателя и обобщенного взгляда на развитие русской и мировой
литературы, продолжателем традиций которой был Булгаков, дерзко противопоставивший
прагматизму XX века тысячелетия христианской культуры. Роман-миф для писателя
был способом художественного противопоставления языческого варварства и
христианского гуманизма.
В связи с этим проблемный анализ
"Мастера и Маргариты" мы предлагаем построить как сопоставление
пушкинской и гоголевской традиций в творчестве писателя XX века, как поединок
скептической иронии и веры в человека в сознании художника, увидевшего, как
легко освобождается общество от пластов культуры и причинного сознания, как в
периоды социальных потрясений проступает животное начало в человеке.
Центральный вопрос,поставленный учителем и который может вызвать диспут :
Добро или зло правит миром? Это сложный вопрос и без предварительной
подготовки и знаний на него будет трудно ответить. Поэтому лекции учителя
призваны помочь учащимся .
Первый урок «Сатирик и лирик» играет
роль установки на изучение романа. Обозревая жизненный и творческий путь
Булгакова, включая сообщения учащихся об уже изученных и прочитанных
произведениях писателя, учитель концентрирует урок вокруг проблемного вопроса:
«Ирония или лиризм ведут Булгакова по жизни и звучат явственнее в его
творчестве?»
В ходе беседы учитель предлагает
ученикам осмыслить первые впечатления о романе «Мастер и Маргарита».
1. Кто из героев романа
представляется вам самым прекрасным и самым отвратительным? Кому из них вы
более всего сочувствуете?
2. Почему первоначальные названия
«Черный маг», «Гастроль Воланда» Булгаков заменил, назвав свое произведение
«Мастер и Маргарита»?
3. Чей портрет: мастера, Маргариты,
Воланда, Ивана Бездомного, Пилата, Иешуа — вам легче нарисовать словами?
Попробуйте это сделать.
4. Какими вы представляете себе
Маргариту и Воланда в последнем полете (глава 82) или мастера, когда он кричит
сидящему прокуратору:
«Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»?
5. Ершалаимские или московские главы
романа вы читали с большим волнением? Как связаны эти главы событиями, героями,
мыслями и чем отличаются друг от друга?
6. Почему слова «камень», «каменный»
сопровождают описание Ерша-лаима и людей, живущих в нем? Объясните метафоры и
сравнения в предложениях, описывающих разговор прокуратора с Иешуа: «Крылья
ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и
вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того
столбом загорелась пыль... Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи,
но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за
этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то намекающий взор».
7. Кто и за что осужден и кто и
почему спасен в романе Булгакова?
8. Какие произведения Пушкина и
Гоголя вы вспоминали, читая «Мастера и Маргариту»?
9. К «Божественной комедии» Данте или
к «Фаусту» Гете близок смысл романа Булгакова?
10. Какие вопросы возникают у вас при
чтении романа?
Второй урок «Меж верой и сомнением»
может начаться беседой с сопоставлением читательских впечатлений учеников и
формированием общего проблемного вопроса к роману, создающего перспективу его
изучения в классе. Этот общий вопрос в разных классах может представать во
многих вариантах: «Добро или зло наделено в романе Булгакова всемогуществом?»,
«Кто из героев романа: Воланд, Иешуа или мастер — более других одобрен
автором?», «Всевластен ли Воланд и почему в ершалаимских главах он лишь
наблюдает за событиями, а в московских вершит их?», «Каковы маски и истинные
лица героев романа?», «Какие преступления совершают герои романа и кому из них
и почему дано прощение?", «К пушкинской или гоголевской традиции ближе
автор романа?», «Вера в человека и чудо жизни или ирония и скептицизм
побеждают в романе?»
Каждая из этих проблем требует
всеохватного анализа произведения и вызывает другие вопросы, создающие
непрерывный ряд проблемных ситуаций. Разрешение одной из них приводит к возникновению
другой и ведет к ответу на общий проблемный вопрос к роману.
Выбрав перспективный вопрос к
анализу, наибольшим образом заинтересовавший класс, учитель характеризует
отношение Булгакова к Пушкину и Гоголю, чтобы углубить проблемную ситуацию
урока на материале, знакомом ученикам по предшествующему курсу литературы.
Слово учителя включает примерно
следующее содержание:
— М.А.Булгаков, переживший
трагические переломы жизни в начале XX века, в последнем своем, как он говорил,
«закатном» романе попытался осмыслить мир в целом и найти коренные основания
природы и человека. Для такой глобальной цели понадобилось сопоставление
исторически разных пластов жизни, своеобразная проекция вечности в
современность. Этот художественный ход был характерен для европейской
литературы 20—30-х годов (Д.Джойс. «Улисс»; Т.Манн. «Доктор Фаустус»).
Недоумение перед стремительностью и жестокостью века, его размахом и
ничтожностью всегда вело художника к обращению к исторической перспективе, и
это характерное свойство мышления, опирающегося на культуру. Поэтому Шекспиру
оказались нужны «Антоний и Клеопатра", «Тимон Афинский», а Пушкину —
«Борис Годунов» и «Медный всадник». Роман «Мастер и Маргарита" принадлежит
к этому глубинному пласту самых сущностных явлений литературы, определяющих
положение человека в мире.
В эпоху, когда в очередной раз в
России «все переворотилось», когда в Европе наглеет фашизм, когда человек
низведен диктаторскими режимами до «твари дрожащей», Булгаков пишет роман,
включающийся в великий спор о природе человека. В русской литературе сложились
две противоположные оценки возможностей личности, Пушкин, зная все бездны тьмы.
заполняющей человеческую душу, вслед за Данте и Возрождением почитал основанием
природы людей добро. И потому для него «гений и злодейство — две вещи
несовместные». Гоголь, отравленный неуверенностью в осуществлении мечты и
страхом перед уродствами жизни, в большей степени показывал, до какой
«ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». Пушкинское
направление, представленное Герценом и Островским, Гончаровым и Тургеневым,
Фетом и Л.Толстым, Гаршиным и Чеховым, было пронизано верой в человека и добро
как основание жизни. Гоголевское направление, от Достоевского до
Салтыкова-Щедрина, сомневалось в оправданности этой веры и, не теряя
гуманистического идеала, гневалось и оплакивало сокрушение надежд. Разумеется,
между этими направлениями не было китайской стены. И в произведениях Тургенева
и Л.Толстого мы найдем горькие страницы и мысли в духе Достоевского, который
сам не избежал умиления мечтательства. Однако доминанта мироотношения существовала.
Булгаков, изображая мир, в котором все прежние основы жизни были разрушены и
существование человека стало алогичным, не может не следовать за гениальным
парадоксалистом Гоголем. Но Булгаков сохраняет в себе ценности культуры, и
пушкинская вера в значительность человека, его добрые возможности, его
способность к высоте трагедии, а не к безумию фарса пронизывает роман «Мастер и
Маргарита». Сближая и разводя ершалаимские и московские главы, Булгаков и себя
как автора, и читателя ставит перед жестоким выбором двух измерений жизни.
Добро и зло распяты на крыльях одного креста, и в этом сопряжении и
противоборстве пушкинского и гоголевского направлений в пределах одного
произведения — дерзость и новизна «Мастера и Маргариты».
Познакомим учащихся с тем, как
воспринимались имена Пушкина и Гоголя Булгаковым и что для него значили.
Сатира для Булгакова — форма выражения действительности, отталкивания от нее.
На допросе в ОГПУ в 1926 году Булгаков так оправдывал направленность своего
творчества: «Вижу много недостатков в современном быту: благодаря складу моего
ума отношусь к ним сатирически и изображаю их в своих произведениях... Я
сатирик» (Михаил Булгаков. Дневник. Письма. 1914—1940. — М.: Современный писатель,
1997. — С. 151, 153). «Мой учитель — Гоголь», — не раз заявлял Булгаков.
Прочитав книгу В.Вересаева, в письме к нему от 2 августа 1933 года в разгар
работы над «Романом о дьяволе» Булгаков говорит; «...просидел две ночи над
Вашим Гоголем. Боже! Какая фигура! Какая личность!»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |