Курсовая работа: Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
После отчётов каждой творческой
группы учитель подводит итоги путешествия и отмечает наиболее интересные
сообщения.
Затем организуется беседа с учениками
о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы:
— Какое впечатление оставил у вас
роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?
— Какие страницы вам понравились?
— При чтении каких эпизодов романа
вам трудно было удержаться от смеха?
— Какие эпизоды вам показались
драматичными и даже трагическими?
— Как вы оцениваете фигуру Мастера?
Удался ли писателю его образ?
— Кто из других персонажей романа вам
запомнился?
— Каких героев в нём больше —
положительных или отрицательных? Почему?
— Что затрудняет восприятие хода
событий в романе?
— Какие основные сюжетные линии вы
можете назвать? Составьте сюжетный план произведения.
Очень важно добиться того, чтобы
обмен мнениями о романе М.А. Булгакова проходил в форме дискуссии, что
позволяет развивать навыки грамотной полемики, умение свободно обмениваться
мыслями. В конце беседы учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт
предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные
выступления, приглашает задуматься над романом, чтобы на последнем уроке
сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.
В качестве домашнего задания ко
второму уроку ученики перечитывают главы 4, 7, 9, 12, 17, 27 и выбирают из них
эпизоды, характеризующие жизнь Москвы 30-х годов XX века.
Второй урок начинается с проверки
того, насколько усвоен материал о жизни и творчестве писателя. Контрольные
вопросы:
— Расскажите о детстве и юности
писателя. Почему М.Булгаков решил избрать профессию врача?
— Каким было отношение будущего
писателя к Февральской и Октябрьской революциям? Как он оказался в составе Добровольческой
армии?
— Расскажите о начале литературной
деятельности М.Булгакова.
— Как складывалась судьба его
драматургических произведений?
— Что вынудило М.Булгакова написать
письмо Правительству СССР? Какой была реакция Сталина на это послание?
— Когда писатель начал работу над
романом «Мастер и Маргарита»?
— Каким был путь книг М.Булгакова к
широкому читателю?
— Каково отношение к творчеству
писателя в наши дни?
Затем учитель говорит о том, что
образ Москвы в романе М.Булгакова является одним из важнейших. Ученики
анализируют отобранные дома эпизоды с помощью следующих вопросов и заданий:
— Какие характерные эпизоды
советского быта присутствуют в романе М.Булгакова?
— Какой смысл вкладывает писатель в
название “нехорошая квартира”?
— Кого называют “подручными Воланда”?
Что происходит со Стёпой Лиходеевым и Никанором Ивановичем, Варенухой и
Римским? Почему никто из них не способен противостоять злу?
— Обратите внимание на главу 12
«Чёрная магия и её разоблачение». Прочитайте выразительно слова Воланда о
советских людях. Как вы поняли его рассуждения? Как москвичи ведут себя в
эпизодах с деньгами и в “модном дамском магазине”? Зачем Воланду понадобилось
устраивать подобное представление?
— Каковы последние похождения
Коровьева и Бегемота в торгсине и ресторане МАССОЛИТа? Как вы поняли слова
Коровьева о торговле? Отчего Бегемот и Коровьев уничтожили и магазин, и
ресторан?
— Мы знаем Петербург Пушкина, Гоголя,
Некрасова и Достоевского, грибоедовскую Москву. Что характерно для Москвы
Михаила Булгакова?
Урок завершается обобщением
изученного, для чего используется материал о похождениях Воланда и его свиты в
Москве, изложенный в статье А.К. Киселёва [4,56].
Дома ученики должны из глав 5 и 28
выбрать описание нравов современной М.Булгакову писательской среды. Особое же
внимание они должны уделить главе 13, в которой изложена драматическая история
Мастера.
Третий урок следует начать с
сопоставления писательской судьбы Мастера с жизнью самого Михаила Булгакова.
Исходным материалом могут служить уже известные ученикам факты биографии
писателя, рассмотренные на первом уроке, и содержание 13-й главы романа.
Затем учитель переходит к проблемам
художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу
обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М.Булгаков
литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы:
— О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1-й
главе? Чем вызвано обращение к подобной теме?
— Почему Берлиоз и Иван Бездомный не
понимают Воланда?
— Каким было “седьмое доказательство”?
— С чем довелось столкнуться Ивану
Бездомному, преследовавшему Воланда?
— Как описывает М.Булгаков дом, где
находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.
— Какими проблемами заняты члены
МАССОЛИТа?
— Как вёл себя Иван Бездомный в
ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина? Какие мысли пробудились у
Рюхина под воздействием слов Бездомного?
— Выразительно прочитайте комической
диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме
Грибоедова из главы 28. Почему М.Булгаков вложил слова обличения в уста
нечистой силы?
— Расскажите историю Мастера. Почему
он изложил её именно Ивану Бездомному?
— Кто организовал травлю Мастера?
— Как отомстила Маргарита его
гонителям?
— О ком написал свой роман Мастер?
Чем продиктован выбор сюжета и героев?
— Что свело героя с ума? Как он попал
в клинику?
— Какие выводы сделал для себя Иван
Бездомный после встреч с Воландом и Мастером?
— Чем заканчиваются в романе истории
Мастера и Ивана Бездомного?
Подводя итоги работы, учитель говорит
о том, что нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно
острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные
размышлять о самом высоком в жизни — о назначении человека, о месте его в
окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным:
они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади,
получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не
размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном
Бездомным. Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыватели,
мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и
очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними
ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до
психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками
уничтожил собственное детище.
Мастер, написавший о величайшем
событии в духовной жизни человечества — распятии Иисуса Христа, оказывается
чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога — он им не
нужен, как не нужен и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на
него. Здесь мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и
Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о
произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были
положительными.
И вполне закономерно, что жизнь Дома
литераторов сосредоточивается не в дискуссионных залах и литературных студиях,
а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих
московских похождений, лишая ремесленников от литературы их самого приятного и
удобного способа времяпрепровождения.
Единственным положительным
персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный,
осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и
ставший профессором Иваном Николаевичем Понырёвым. Но столкновение с могучими
мистическими силами наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, и время от
времени он подвержен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена
повседневности.
После обобщения изученного учитель
предлагает к следующему уроку перечитать главы 19–24 и 29–31 романа М.Булгакова
и первую часть «Фауста» Гёте, обратив в последнем особое внимание на сцены
7–25, в которых рассказана история Фауста и Маргариты.
Во вступительной части четвёртого
урока стоит указать на большой объём аналитической работы, которую необходимо
выполнить: ученики должны сопоставить роман М.Булгакова с величайшим
произведением И.В. Гёте — философской трагедией «Фауст». Прежде всего имеет
смысл обратиться к сходству героев и ситуаций, в которых они оказываются, в
обоих произведениях. Урок может быть проведён в форме семинара, во время
которого каждая группа учащихся получает проблемное задание.
— Какой эпиграф выбрал для своего
романа писатель? Почему именно эти слова Мефистофеля? Какая связь между
поступками Воланда и эпиграфом?
— Как вы оцениваете самопожертвование
Маргариты? Почему она вступила в сделку с Воландом? Отчего тот произносит
слова: “Никогда и ничего не просите”?
— Сопоставьте характеры главных
героинь «Фауста» и «Мастера и Маргариты». Чем булгаковская Маргарита не похожа
на кроткую Гретхен Гёте?
— Сравните между собой Фауста и
Мастера. Чему они оба посвятили жизнь? Отчего Фауст заключил договор с
Мефистофелем?
— С какими эпизодами «Фауста»
перекликается сцена романа «Бал сатаны»? Какова её идейно-художественная
нагрузка?
— Сравните появление Воланда в романе
М.Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом в трагедии Гёте. Чем
булгаковский Воланд не похож на своего предшественника Мефистофеля? В какой
момент душевного состояния Фауста появляется Мефистофель?
— Почему в романе Булгакова никто,
кроме Мастера и Маргариты, не распознал сатану?
— Сопоставьте слова Воланда о
человека в главах 1 и 12 «Мастера и Маргариты» со словами Мефистофеля из
«Пролога на небесах» философской трагедии Гёте. Что придаёт убедительность
рассуждениям обоих персонажей?
Завершается урок-семинар подведением
итогов работы. Характеризуя роль Воланда в романе Булгакова, следует отметить,
что он не похож на традиционного искусителя, врага рода человеческого: он
наказывает грешников здесь же, на земле, за совершённое зло; жертвами подручных
князя тьмы и его самого становятся Стёпа Лиходеев, Варенуха, Римский и многие
другие персонажи книги. В этой связи следует ещё раз вернуться к эпиграфу
романа и уточнить, как развитие действия углубляет и раскрывает его смысл.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |