Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
В
первом случае образ моря соотносится с женскими эмоциями: "По временам она
еще всхлипывала, и грудь ее подымалась высоко, но это были последние волны,
забытые на гладком море пролетавшим ураганом". Не мог же такой писатель
как М.Ю.Лермонтов сравнить с морем лишь колебания женской груди?! Нет, здесь
смысл глубже, буря на море сравнивается с бурей в душе Веры, где "досада,
радость, бессильная ненависть, бессильная любовь…" В этой фразе происходит
двойное уподобление, с морскими волнами одновременно сравниваются и внешние, и
внутренние переживания молодой женщины.
Во
втором случае образ моря возникает в составе фразеологического оборота.
Станислав Красинский говорит матери:
– Матушка,
вы хотите, чтобы я пожертвовал для вас даже характером; пожалуй, после всех
жертв, которые я принес вам, – это будет капля воды в море.
Обычно
этот фразеологизм означает ничтожно малое количество по сравнению с тем, что
необходимо, но у М.Ю.Лермонтова он приобретает оттенок значения "бесполезность".
Следовательно, образ моря использовался писателем не только как самостоятельный
элемент, но и как компонент фразеологического оборота.
2.2
Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
"Герой
нашего времени" – самый знаменитый роман М. Ю.
Лермонтова. Писатель работал над ним в 18351839 годах. Много споров велось о
том, каков художественный метод романа: реализм или романтизм? Безусловно,
черты двух этих методов причудливо, но гармонично переплетены в "Герое
нашего времени". Мы видим, что "… пейзажи "Героя нашего времени
генетически связаны с эстетической традицией романтизма" [Уманская, 1974,
132].
"Тамань
– самый скверный городишко из всех приморских городов России", – записал в
своем журнале Печорин; "Тамань" – самая романтическая часть "Героя
нашего времени" – считают многие исследователи. "Тамань" – еще
один особый мир, в который пытается заглянуть Печорин" [Удодов, 1973, 494].
При этом "Тамань" написана М. Ю. Лермонтовым под впечатлением
реальных событий: подобное приключилось с самим писателем во время пребывания
его в этом приморском городке.
"Повесть
эта отличается каким-то особым колоритом: несмотря на прозаическую
действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то
фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца"
[Белинский, 1983, 113].
Эта
часть существенно выделяется из всего романа. Мы видим не горный пейзаж, а
морской. Море – особый мир, где вся жизнь идет по другим законам. И в этот мир
попадает Печорин. Сначала лермонтовского героя заселяют в хату "на самом
берегу моря", где совсем близко "почти у самых стен ее, и внизу с
беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны".
Романтическое
и реалистическое сочетаются в описаниях природы: "Луна тихо смотрела на
беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от
берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно
рисовались на бледной черте небосклона. "Суда в пристани есть, – подумал
я, – завтра отправляюсь в Геленджик"". Близкое романтикам описание
морского пейзажа, озаренного луной, резко контрастирует с прозаическими мыслями
Печорина. А.А.Мельникова считает, что эта фраза подчеркивает естественность
пейзажа, но на наш взгляд, подобный контраст между внутреннем настроем главного
героя и окружающей его природы свидетельствует о чуждости Печорина этому миру. М.Ю.Лермонтов
подчеркивает, что море покорно луне, находящейся на небе. В данном случае нет
антитезы "небо" – "море", наоборот, писатель показывает
подвластность человеческой жизни, символом которой является море, воле небес.
Таким образом, уже в "Тамани" мы видим предпосылки повести "Фаталист",
замыкающей роман.
В
этом жилище обитают странные люди: слепой мальчик, старуха, девушка
"ундина".
Мальчик и ундина тесно связаны с морем. Эта стихия опасна, но не для них.
Слепой не боится идти рядом с бушующим морем: "он шел так близко от воды,
что казалось, сейчас волна его схватит и унесет", но море не причиняет ему
вреда (позже его обидят его же друзья, но не море). Девушка тоже после
неудачной попытки утопить Печорина выходит из воды целой и невредимой.
Обитатели бедной хижины на морском берегу – почти что одно целое с водной
стихией. Подвижность, живость "ундины" – напоминают движения волн в
море.
Море
благосклонно к контрабандистам, мирные корабли оно готово уничтожить: "Между
тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него
светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов,
ежеминутно грозящих его потопить". Морская стихия опасна, но ее угрозы не
всегда приносят горе, уверенный в себе, сильный и мужественный может избежать
беды и добиться своего.
В "Тамани"
есть человек, покоривший стихию, – это Янко (возлюбленный "ундины").
Он не боится выходить в море во время бури: "Медленно поднимаясь на хребты
волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец,
решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и
важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным
биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро
взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены…"
Ему "везде
дорога, где только ветер дует и море шумит". Морской пейзаж помимо
описания местности, где разворачивается действие "Тамани",
способствует раскрытию образа отважного контрабандиста. Перед нами предстает
храбрая, решительная личность, живущая, как и море, по своим собственным
законам.
Море
не только часть пейзажа. Море – это как бы окно в другой мир, мир
контрабандистов, в котором можно найти "идеал вольной исполненной "тревог
и битв" человеческой жизни" [Удодов, 1973, 494]. Поэтому-то море и не
враждебно нарушителям закона. К лермонтовскому герою оно не столь благосклонно,
оно почти губит его, так как Печорин чужд этому морю.
Морем
убегают Янко и "ундина" из Тамани: "Янко сел в лодку, ветер дул
от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете
месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот
мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и
долго, долго …" Перед нами предстает образ паруса. Но в "Тамани"
он не противопоставлен образу моря. "Маленький белый парус", как и
водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не
враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ
моря в "Тамани" – символ мира людей, но людей, не настроенных
пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как
Янко и "ундина". И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной
личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им
нестись по "темным волнам". И мы приходим к парадоксальному выводу: в
"Тамани" образ паруса символизирует любовь и свободу!
Мы
вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет "белый".
Такой парус особенно четко выделяется на фоне "темных волн", но
несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.
Отдельно
следует рассмотреть песню, которую пела "ундина". В песне море
проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым,
способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:
Стану
морю кланяться
Я
низехонько:
"Уж
не тронь ты, злое море,
Мою
лодочку…"
Но
девушка вовсе не считает море "злым", этот эпитет скорее означает "буйное".
И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.
В это
же время в сознании "ундины" море является символом свободы:
Как
по вольной волюшке–
По
зелену морю,
Ходят
все кораблики
Белопарусники.
Попытка
девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С
морем сочетается эпитет "зелено", в то время как в поэмах это был эпитет
"синее". Троп "зелено" по отношению к морю в фольклоре
упоминается реже, чем "синее", но по стилю "зелено" близко
к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по
морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.
В тот
же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не
так, как девушка: "Я завернулся в бурку и сел у забора на камень,
поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и
однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые
годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу". Ход мыслей
Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он
насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто "однообразное",
лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге
тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало
М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море
символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.
Во
время ночного свидания с "ундиной" Печорин чуть не погиб. Перед тем,
как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: "Месяц
еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на
темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва
приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу". Мирная, спокойная
картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот
произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо
же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |