рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова  
Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

В первом случае образ моря соотносится с женскими эмоциями: "По временам она еще всхлипывала, и грудь ее подымалась высоко, но это были последние волны, забытые на гладком море пролетавшим ураганом". Не мог же такой писатель как М.Ю.Лермонтов сравнить с морем лишь колебания женской груди?! Нет, здесь смысл глубже, буря на море сравнивается с бурей в душе Веры, где "досада, радость, бессильная ненависть, бессильная любовь…" В этой фразе происходит двойное уподобление, с морскими волнами одновременно сравниваются и внешние, и внутренние переживания молодой женщины.

Во втором случае образ моря возникает в составе фразеологического оборота. Станислав Красинский говорит матери:

– Матушка, вы хотите, чтобы я пожертвовал для вас даже характером; пожалуй, после всех жертв, которые я принес вам, – это будет капля воды в море.

Обычно этот фразеологизм означает ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо, но у М.Ю.Лермонтова он приобретает оттенок значения "бесполезность". Следовательно, образ моря использовался писателем не только как самостоятельный элемент, но и как компонент фразеологического оборота.

2.2 Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

"Герой нашего времени" – самый знаменитый роман М. Ю. Лермонтова. Писатель работал над ним в 18351839 годах. Много споров велось о том, каков художественный метод романа: реализм или романтизм? Безусловно, черты двух этих методов причудливо, но гармонично переплетены в "Герое нашего времени". Мы видим, что "… пейзажи "Героя нашего времени генетически связаны с эстетической традицией романтизма" [Уманская, 1974, 132].

"Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России", – записал в своем журнале Печорин; "Тамань" – самая романтическая часть "Героя нашего времени" – считают многие исследователи. "Тамань" – еще один особый мир, в который пытается заглянуть Печорин" [Удодов, 1973, 494]. При этом "Тамань" написана М. Ю. Лермонтовым под впечатлением реальных событий: подобное приключилось с самим писателем во время пребывания его в этом приморском городке.

"Повесть эта отличается каким-то особым колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца" [Белинский, 1983, 113].

Эта часть существенно выделяется из всего романа. Мы видим не горный пейзаж, а морской. Море – особый мир, где вся жизнь идет по другим законам. И в этот мир попадает Печорин. Сначала лермонтовского героя заселяют в хату "на самом берегу моря", где совсем близко "почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны".

Романтическое и реалистическое сочетаются в описаниях природы: "Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. "Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправляюсь в Геленджик"". Близкое романтикам описание морского пейзажа, озаренного луной, резко контрастирует с прозаическими мыслями Печорина. А.А.Мельникова считает, что эта фраза подчеркивает естественность пейзажа, но на наш взгляд, подобный контраст между внутреннем настроем главного героя и окружающей его природы свидетельствует о чуждости Печорина этому миру. М.Ю.Лермонтов подчеркивает, что море покорно луне, находящейся на небе. В данном случае нет антитезы "небо" – "море", наоборот, писатель показывает подвластность человеческой жизни, символом которой является море, воле небес. Таким образом, уже в "Тамани" мы видим предпосылки повести "Фаталист", замыкающей роман.

В этом жилище обитают странные люди: слепой мальчик, старуха, девушка

"ундина". Мальчик и ундина тесно связаны с морем. Эта стихия опасна, но не для них. Слепой не боится идти рядом с бушующим морем: "он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет", но море не причиняет ему вреда (позже его обидят его же друзья, но не море). Девушка тоже после неудачной попытки утопить Печорина выходит из воды целой и невредимой. Обитатели бедной хижины на морском берегу – почти что одно целое с водной стихией. Подвижность, живость "ундины" – напоминают движения волн в море.

Море благосклонно к контрабандистам, мирные корабли оно готово уничтожить: "Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить". Морская стихия опасна, но ее угрозы не всегда приносят горе, уверенный в себе, сильный и мужественный может избежать беды и добиться своего.

В "Тамани" есть человек, покоривший стихию, – это Янко (возлюбленный "ундины"). Он не боится выходить в море во время бури: "Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены…"

Ему "везде дорога, где только ветер дует и море шумит". Морской пейзаж помимо описания местности, где разворачивается действие "Тамани", способствует раскрытию образа отважного контрабандиста. Перед нами предстает храбрая, решительная личность, живущая, как и море, по своим собственным законам.

Море не только часть пейзажа. Море – это как бы окно в другой мир, мир контрабандистов, в котором можно найти "идеал вольной исполненной "тревог и битв" человеческой жизни" [Удодов, 1973, 494]. Поэтому-то море и не враждебно нарушителям закона. К лермонтовскому герою оно не столь благосклонно, оно почти губит его, так как Печорин чужд этому морю.

Морем убегают Янко и "ундина" из Тамани: "Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго …" Перед нами предстает образ паруса. Но в "Тамани" он не противопоставлен образу моря. "Маленький белый парус", как и водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ моря в "Тамани" – символ мира людей, но людей, не настроенных пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как Янко и "ундина". И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им нестись по "темным волнам". И мы приходим к парадоксальному выводу: в "Тамани" образ паруса символизирует любовь и свободу!

Мы вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет "белый". Такой парус особенно четко выделяется на фоне "темных волн", но несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.

Отдельно следует рассмотреть песню, которую пела "ундина". В песне море проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым, способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:

Стану морю кланяться

Я низехонько:

"Уж не тронь ты, злое море,

Мою лодочку…"

Но девушка вовсе не считает море "злым", этот эпитет скорее означает "буйное". И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.

В это же время в сознании "ундины" море является символом свободы:

Как по вольной волюшке–

По зелену морю,

Ходят все кораблики

Белопарусники.

Попытка девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С морем сочетается эпитет "зелено", в то время как в поэмах это был эпитет "синее". Троп "зелено" по отношению к морю в фольклоре упоминается реже, чем "синее", но по стилю "зелено" близко к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.

В тот же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не так, как девушка: "Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу". Ход мыслей Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто "однообразное", лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.

Во время ночного свидания с "ундиной" Печорин чуть не погиб. Перед тем, как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: "Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу". Мирная, спокойная картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости