рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова  
Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

Волна, качается, чернеет

И возвращается волнам.

Нам в оном ужасе казалось,

Что море в ярости своей

С пределами небес сражалось…

Морской пейзаж усиливает эмоциональное звучание поэмы. Конфликт в природе предсказывает будущий конфликт внутри корсара. Бушующее море – символ надвигающейся страсти. Корсары спасают терпящих бедствие людей, среди которых "гречанка молодая". С тех пор, как главный герой ее увидел, он, "как выброшенный на берег корабль", "омертвел", "окаменел". Море привело его к опустошению. Пиратам казалось, что море борется с небом, что символизирует борьбу человека с самим собой. Помимо способности сражаться море наделено и другими свойствами людей: стонать, быть в ярости. Образ моря выступает в поэме как действующее лицо, сопровождает человека и взаимодействует с ним.

В поэме "Джюлио" (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. "Бегущий белый парус рыбака" почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.

Затем перед нами предстает судьба главного героя:

…Где любят моря синие валы

Баюкать тень береговой скалы…

Вблизи Неаполя мой пышный дом

Белеется на берегу морском…

Пейзаж вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал – символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море. Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь:

…Далеко в море, светлая волна,

Играющим лучом пробуждена…

Образ моря – символ любви, новой и страстной. Эту любовь пробуждает солнечный луч. Но и любовь предает Джюлио. Поэтому он и бежит от жизни, от моря.

Поэма "Исповедь" предположительно написана во второй половине 1831 года. В ней повествуется о молодом человеке, приговоренном к казни. Пришедшему к нему монаху он пытается "душу … рассказать". Юноша пытается отстоять свое право на любовь. И как только возникает образ страсти, появляется и образ моря:

Когда над бездною морской

Свирепой бури слышен вой

И гром гремит по небесам,

Вели не трогаться волнам

И сердцу бурному вели

Не слушать голоса любви!..

Образ моря в этой поэме – символ страсти, как не возможно остановить волны, так не мыслимо остановить порывы сердца. Параллелизм образа моря и образа любви показывает их родственную природу.

В поэме "Последний сын вольности" (вторая половина 1830 – первая половина 1831 года) мы уже во второй строке читаем:

…Летучий парус рыбака

Над волнами славянских рек!

Образ паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли славяне. "Кривичи, славяне, весь и чудь" когда-то отправили "послов за море синее", чтобы позвать "князей варяжских стран". Море в "Песне Ингелота" символизирует различие между варяжской и славянской культурами. Князья обещают не вести за собой дружины.


Но с зарей блеснуло множество

Острых копий, белых парусов

Сквозь синеющий туман морской!..

Используя метонимию, М.Ю.Лермонтов переносит по смежности значение "люди" на паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые решили уйти:

Сегодня с этих берегов

В ладью вступило семь бойцов:

Один старик, шесть молодых!

Вадим отважный был меж них.

И белый парус понесло

Порывом ветра, и весло

Ударилось о синий вал.

И в той ладье Вадим стоял

Между изгнанников-друзей,

Подобный призраку морей!

И море, и парус выступают здесь символами свободы, вольности. Изгнанники отдались в руки судьбы, как парус "порыву ветра". Пейзаж помогает читателям понять душевное состояние "семи бойцов", неспокойное море отражает тревогу изгнанников.

Но в сердце Вадима "любви есть место". И образ моря соотносится с образом любви. Море – символ страстной любви.

Как моря вид, как вид степей,

Любовь дика в стране моей…


Сравнивая любовь Вадима с морем, М.Ю.Лермонтов показывает не только масштабы этого чувства, но и его силу, порывистость.

Леда, возлюбленная Вадима, была обесчещена Руриком и погибла. Вернувшийся на Родину Вадим находит ее мертвое тело. Для сурового и дикого славянина было все потеряно. Он вызывает Рурика на бой:

Кипя, с оружием своим,

На князя кинулся Вадим;

Так над пучиной бурных вод

На легкий челн бежит волна –

И сразу лодку разобьет

Или сама раздроблена.

М.Ю.Лермонтов сравнивает битву двух витязей с вечной борьбой волны и лодки, вечной борьбой индивида и его судьбы. Последний сын вольности гибнет в битве, "пучина бурных вод" побеждает.

Образ паруса в "Последнем сыне вольности" дважды употребляется с эпитетом "белый", один раз – с эпитетом "летучий".

Поэма "Ангел смерти" (1831 год) отнесена автором к жанру повести. Главный герой повести, юный Зораим, жил в пещере, находившейся на высоком холме, который "вдался в море". Холм – символ статичности среди движения, образ моря – символ бурлящей жизни. Море и холм противопоставлены друг другу как движение и неподвижность. С Зораимом была его возлюбленная, Ада. Девушка погибла, но Ангел смерти, пожалев юношу, вселился в ее тело. У влюбленных друг в друга молодых людей все было хорошо, но Зораима более не удовлетворяла спокойная жизнь:

Однажды на скале прибрежной,

Внимая плеск волны морской,

Задумчив, рядом с Адой нежной,

Сидел изгнанник молодой.

Лучи вечерние златили

Широкий синий океан

И видно было сквозь туман,

Как паруса вдали бродили.

Пейзаж отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша. Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает.

В написанной в 1832 году поэме "ИзмаилБей" образ моря встречается три Раза, несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой строфе второй части:

Так, древле, в море кинул царь алмаз,

Но гордый камень в свой урочный час

Ему обратно отдан был волнами!"

Образ моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится "морем бед". В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение могущества славянских народов:

"Какие степи, горы и моря

Оружию славян сопротивлялись?

Здесь, несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами "степи, горы и моря", а народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ. В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила сравнивается с "глубиной морей", куда никто не проникнет. Море – символ тайны.

В поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем:

В ущелье облако проснулось,

Как парус розовый, надулось

И понеслось по вышине.

Эпитет "розовый" в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса.

В поэме "Боярин Орша" (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха засмолить в бочку "И в сине море укатить…" Образ моря становится символом неминуемой смерти.

В поэме "Демон", над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения". Демон сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел.

В другой редакции "Демона", датированной 1831 годом образ моря встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье:

Однажды, вечером, меж скал

И над седой равниной моря,

Без дум, без радости, без горя,

Беглец Эдема пролетал…

Море символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста мыслями. В ее песне возникает образ паруса:

Как парус над бездной морской,

Как под вечер златая звезда,

Явился мне ангел святой –

Не забуду его никогда.

Образ паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением ангела. Но образ моря в "Демоне" не только символ страсти "беглеца Эдема", но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей:

И море пенится и злится,

И сильно плещет и шумит,

Когда волнами устремится

Обнять береговой гранит:

Он вдался в море одиноко,

На нем чернеет крест высокий.

Всегда скалой отражена,

Покрыта пылью белоснежной,

Теснится у волны волна,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости