Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Волна,
качается, чернеет
И
возвращается волнам.
Нам в
оном ужасе казалось,
Что
море в ярости своей
С
пределами небес сражалось…
Морской
пейзаж усиливает эмоциональное звучание поэмы. Конфликт в природе предсказывает
будущий конфликт внутри корсара. Бушующее море – символ надвигающейся страсти.
Корсары спасают терпящих бедствие людей, среди которых "гречанка молодая".
С тех пор, как главный герой ее увидел, он, "как выброшенный на берег
корабль", "омертвел", "окаменел". Море привело его к
опустошению. Пиратам казалось, что море борется с небом, что символизирует
борьбу человека с самим собой. Помимо способности сражаться море наделено и
другими свойствами людей: стонать, быть в ярости. Образ моря выступает в поэме
как действующее лицо, сопровождает человека и взаимодействует с ним.
В
поэме "Джюлио" (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в
первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. "Бегущий белый парус
рыбака" почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен
руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.
Затем
перед нами предстает судьба главного героя:
…Где
любят моря синие валы
Баюкать
тень береговой скалы…
Вблизи
Неаполя мой пышный дом
Белеется
на берегу морском…
Пейзаж
вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой
любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он
уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный
герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал –
символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море.
Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот
Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь:
…Далеко
в море, светлая волна,
Играющим
лучом пробуждена…
Образ
моря – символ любви, новой и страстной. Эту любовь пробуждает солнечный луч. Но
и любовь предает Джюлио. Поэтому он и бежит от жизни, от моря.
Поэма
"Исповедь" предположительно написана во второй половине 1831 года. В
ней повествуется о молодом человеке, приговоренном к казни. Пришедшему к нему
монаху он пытается "душу … рассказать". Юноша пытается отстоять свое
право на любовь. И как только возникает образ страсти, появляется и образ моря:
Когда
над бездною морской
Свирепой
бури слышен вой
И
гром гремит по небесам,
Вели
не трогаться волнам
И сердцу
бурному вели
Не
слушать голоса любви!..
Образ
моря в этой поэме – символ страсти, как не возможно остановить волны, так не
мыслимо остановить порывы сердца. Параллелизм образа моря и образа любви
показывает их родственную природу.
В
поэме "Последний сын вольности" (вторая половина 1830 – первая половина
1831 года) мы уже во второй строке читаем:
…Летучий
парус рыбака
Над
волнами славянских рек!
Образ
паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли
славяне. "Кривичи, славяне, весь и чудь" когда-то отправили "послов
за море синее", чтобы позвать "князей варяжских стран". Море в "Песне
Ингелота" символизирует различие между варяжской и славянской культурами.
Князья обещают не вести за собой дружины.
Но с
зарей блеснуло множество
Острых
копий, белых парусов
Сквозь
синеющий туман морской!..
Используя
метонимию, М.Ю.Лермонтов переносит по смежности значение "люди" на
паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных
индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые
решили уйти:
Сегодня
с этих берегов
В
ладью вступило семь бойцов:
Один
старик, шесть молодых!
Вадим
отважный был меж них.
И
белый парус понесло
Порывом
ветра, и весло
Ударилось
о синий вал.
И в
той ладье Вадим стоял
Между
изгнанников-друзей,
Подобный
призраку морей!
И
море, и парус выступают здесь символами свободы, вольности. Изгнанники отдались
в руки судьбы, как парус "порыву ветра". Пейзаж помогает читателям
понять душевное состояние "семи бойцов", неспокойное море отражает
тревогу изгнанников.
Но в
сердце Вадима "любви есть место". И образ моря соотносится с образом
любви. Море – символ страстной любви.
Как
моря вид, как вид степей,
Любовь
дика в стране моей…
Сравнивая
любовь Вадима с морем, М.Ю.Лермонтов показывает не только масштабы этого
чувства, но и его силу, порывистость.
Леда,
возлюбленная Вадима, была обесчещена Руриком и погибла. Вернувшийся на Родину
Вадим находит ее мертвое тело. Для сурового и дикого славянина было все
потеряно. Он вызывает Рурика на бой:
Кипя,
с оружием своим,
На
князя кинулся Вадим;
Так
над пучиной бурных вод
На
легкий челн бежит волна
–
И
сразу лодку разобьет
Или
сама раздроблена.
М.Ю.Лермонтов
сравнивает битву двух витязей с вечной борьбой волны и лодки, вечной борьбой
индивида и его судьбы. Последний сын вольности гибнет в битве, "пучина
бурных вод" побеждает.
Образ
паруса в "Последнем сыне вольности" дважды употребляется с эпитетом "белый",
один раз – с эпитетом "летучий".
Поэма
"Ангел смерти" (1831 год) отнесена автором к жанру повести. Главный
герой повести, юный Зораим, жил в пещере, находившейся на высоком холме,
который "вдался в море". Холм – символ статичности среди движения, образ
моря – символ бурлящей жизни. Море и холм противопоставлены друг другу как
движение и неподвижность. С Зораимом была его возлюбленная, Ада. Девушка
погибла, но Ангел смерти, пожалев юношу, вселился в ее тело. У влюбленных друг
в друга молодых людей все было хорошо, но Зораима более не удовлетворяла
спокойная жизнь:
Однажды
на скале прибрежной,
Внимая
плеск волны морской,
Задумчив,
рядом с Адой нежной,
Сидел
изгнанник молодой.
Лучи
вечерние златили
Широкий
синий океан
И
видно было сквозь туман,
Как
паруса вдали бродили.
Пейзаж
отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит
проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий
парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно
таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша.
Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает.
В
написанной в 1832 году поэме "ИзмаилБей" образ моря встречается три Раза,
несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой
строфе второй части:
Так,
древле, в море кинул царь алмаз,
Но
гордый камень в свой урочный час
Ему
обратно отдан был волнами!"
Образ
моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени
подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится "морем
бед". В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение
могущества славянских народов:
"Какие
степи, горы и моря
Оружию
славян сопротивлялись?
Здесь,
несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами "степи, горы и моря", а
народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ.
В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила
сравнивается с "глубиной морей", куда никто не проникнет. Море –
символ тайны.
В
поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом
розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой
паруса, но и похожесть неба с морем:
В
ущелье облако проснулось,
Как
парус розовый, надулось
И
понеслось по вышине.
Эпитет
"розовый" в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом
паруса.
В
поэме "Боярин Орша" (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь
однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха
засмолить в бочку "И в сине море укатить…" Образ моря становится
символом неминуемой смерти.
В
поэме "Демон", над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в
последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без
парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения". Демон
сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных
и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел.
В
другой редакции "Демона", датированной 1831 годом образ моря
встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье:
Однажды,
вечером, меж скал
И над
седой равниной моря,
Без
дум, без радости, без горя,
Беглец
Эдема пролетал…
Море
символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста
мыслями. В ее песне возникает образ паруса:
Как
парус над бездной морской,
Как
под вечер златая звезда,
Явился
мне ангел святой –
Не
забуду его никогда.
Образ
паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением
ангела. Но образ моря в "Демоне" не только символ страсти "беглеца
Эдема", но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей:
И
море пенится и злится,
И
сильно плещет и шумит,
Когда
волнами устремится
Обнять
береговой гранит:
Он
вдался в море одиноко,
На
нем чернеет крест высокий.
Всегда
скалой отражена,
Покрыта
пылью белоснежной,
Теснится
у волны волна,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |