рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова  
Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

И слышен ропот их мятежный,

И удаляются толпой,

Другим предоставляя бой.

Так М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к демоническому. "Береговой гранит", отождествляющийся с нравственными убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое "пенится и злится", "сильно плещет и шумит"; одна за другой волны волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя.

Позднее М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием, поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант.

Образы моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим, во многих поэмах море соотносится с эпитетом "синий", характерным для фольклора.

Образ моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как, например, в "Желании" ("Отворите мне темницу…") или "Памяти А.И. Достоевского ", иногда эта уже уходящая жизнь, как в "Челноке", в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях любовной тематики море является символом страсти, например, в "Балладе", "Сонете" и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого общества, как в стихотворении "Люди волны", думе "Наполеон". В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы ("Желание") и несвободы ("Примите дивное посланье…").

Образ паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус символизирует индивида в море жизни ("Парус"). Образ паруса может отражать и суетность человеческого бытия ("Воздушный корабль"). Парус может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в путешествие по морю жизни ("Желание"). В стихотворении "Парус" образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.

В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио", символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности", Является символом смерти и страсти в "Демоне".

Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.

Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении "Парус".


Глава 2. Образы моря и паруса

в прозе М.Ю.Лермонтова

2.1 Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"

Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени".

В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготеют к романтизму. "Романтизм М.Ю.Лермонтова звал людей "вперед и выше", раскрывал красоту и величие мира, искал гармонии, не достававшей обществу, в "гармонии вселенной, в симфонии стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни, природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного, повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор" [Уманская, 1971,118].

Образы моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа "Вадим". "Работа над "Вадимом" датируется довольно широко и неопределенно: 18321834 гг." [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в "Вадиме" образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт, что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального, настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.

"Рукопись незаконченного юношеского романа "Вадим" представляет собою, вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения. Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану, детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над точностью и выразительностью языка" [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их символическое значение.

Образ паруса в романе "Вадим" встречается лишь однажды, в пятой главе: "… сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там люди вольны, счастливы!"

"Белые паруса" становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга. Девушка завидует людям, которые "каждый день видят новый берег – и новые надежды!" Для Ольги "белые паруса" олицетворяли свободу жить, как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.

"Парус" сочетается с эпитетом "белый", что было характерно и для поэзии М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение "снасть корабля". Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее стремления к свободе и счастью.

Образ моря встречается в романе "Вадим" значительно чаще. Именно морю главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты не утонешь в ее бесконечности!.."

Бунтующая, демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может быть равна морским глубинам, "бесконечности" морской стихии. Главный герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.

Образ моря подчеркивает и "непоколебимую" железную волю Вадима: "Так неугомонная волна день и ночь без устали хлещет и лижет гранитный берег: то старается вспрыгнуть на него, то снизу подмыть и опрокинуть; долго она трудится напрасно, каждый раз отброшена в дальнее море … но ничто ее не может успокоить: и вот проходят годы, и подмытая скала срывается с берега и с гулом погружается в бездну, и радостные волны пляшут и шумят над ее могилой".

Так и Вадим был готов идти к своей цели без остановок, преодолевая преграды, падая и вновь поднимаясь, не боясь, что "слишком дорого купит победу". Образ моря в этом эпизоде имеет не прямое значение, а переносное, он используется писателем, чтобы лучше раскрыть образ Вадима. Море является символом железной воли.

Соприкосновение с душой Вадима отравляет все чистое и светлое: "… цветы не растут посреди бунтующего моря; где есть демон, там нет бога…" Море и цветы противопоставлены друг другу как извечно противоположны демон и бог. И в этой антитезе цветы – символ ангельского, а море – демонического.

С морем в "Вадиме" М.Ю.Лермонтов сравнивает толпу: "Перед Вадимом было волнующееся море голов…" Движение людей смотрящему сверху Вадиму напомнило, видимо, морские волны, значение переносится по сходству.

И еще один пример: "Вдруг толпа раздалась, расхлынулась, как некогда море, тронутое жезлом Моисея…" В библейском мифе Моисей заставил воды расступиться. Толпа раздвинулась, давая дорогу Вадиму, как волны по желанию Моисея. Толпа напрямую сравнивается с морем. В данных фрагментах море – символ толпы.

С морем сравнивает писатель человеческое равнодушие: "… что такое две страсти в целом море равнодушия?" Мера этой эмоции равна по количеству морю. Значение переносится по сходству признаков "очень много".

В романе "Вадим" образ моря не реализует своего прямого значения "пейзаж". Море, сочетаясь с другими компонентами, входит в состав сравнения и метафоры. Образ моря также является символом.

В переносном же значении М.Ю.Лермонтов упоминает море в незаконченном романе "Княгиня Лиговская", в котором писатель хотел изобразить жизнь петербургского общества 1830х годов. В этом романе наблюдаются предпосылки более зрелого романа "Герой нашего времени", в который перекочевали некоторые герои "Княгини Лиговской".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости