Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
И
слышен ропот их мятежный,
И
удаляются толпой,
Другим
предоставляя бой.
Так
М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела
покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня
боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к
демоническому. "Береговой гранит", отождествляющийся с нравственными
убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое "пенится и
злится", "сильно плещет и шумит"; одна за другой волны
волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя.
Позднее
М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела
вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием,
поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант.
Образы
моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в
более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим,
во многих поэмах море соотносится с эпитетом "синий", характерным для
фольклора.
Образ
моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период
его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский
период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как,
например, в "Желании" ("Отворите мне темницу…") или "Памяти
А.И. Достоевского ", иногда эта уже уходящая жизнь, как в "Челноке",
в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях
любовной тематики море является символом страсти, например, в "Балладе",
"Сонете" и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого
общества, как в стихотворении "Люди волны", думе "Наполеон".
В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы ("Желание")
и несвободы ("Примите дивное посланье…").
Образ
паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус
символизирует индивида в море жизни ("Парус"). Образ паруса может
отражать и суетность человеческого бытия ("Воздушный корабль"). Парус
может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в
путешествие по морю жизни ("Желание"). В стихотворении "Парус"
образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.
В
поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря,
к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом
судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет
значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио",
символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности",
Является символом смерти и страсти в "Демоне".
Образ
паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого
человека.
Следовательно,
к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего
поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое
значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса –
символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в
стихотворении "Парус".
Глава
2. Образы моря и паруса
в
прозе М.Ю.Лермонтова
2.1
Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня
Лиговская"
Не
только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их
и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического
творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени".
В
прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы
моря и паруса более тяготеют к романтизму. "Романтизм М.Ю.Лермонтова звал
людей "вперед и выше", раскрывал красоту и величие мира, искал
гармонии, не достававшей обществу, в "гармонии вселенной, в симфонии
стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни,
природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного,
повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины
моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет
неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор" [Уманская,
1971,118].
Образы
моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа "Вадим".
"Работа над "Вадимом" датируется довольно широко и неопределенно:
18321834 гг." [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел
море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в "Вадиме"
образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт,
что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального,
настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.
"Рукопись
незаконченного юношеского романа "Вадим" представляет собою,
вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения.
Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану,
детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным
изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной
стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над
точностью и выразительностью языка" [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее
упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их
символическое значение.
Образ
паруса в романе "Вадим" встречается лишь однажды, в пятой главе: "…
сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие
странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там
люди вольны, счастливы!"
"Белые
паруса" становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга.
Девушка завидует людям, которые "каждый день видят новый берег – и новые
надежды!" Для Ольги "белые паруса" олицетворяли свободу жить,
как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.
"Парус"
сочетается с эпитетом "белый", что было характерно и для поэзии
М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение "снасть
корабля". Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее
стремления к свободе и счастью.
Образ
моря встречается в романе "Вадим" значительно чаще. Именно морю
главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я
могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть
это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты
не утонешь в ее бесконечности!.."
Бунтующая,
демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души
главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может
быть равна морским глубинам, "бесконечности" морской стихии. Главный
герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца
вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу
девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.
Образ
моря подчеркивает и "непоколебимую" железную волю Вадима: "Так
неугомонная волна день и ночь без устали хлещет и лижет гранитный берег: то
старается вспрыгнуть на него, то снизу подмыть и опрокинуть; долго она трудится
напрасно, каждый раз отброшена в дальнее море … но ничто ее не может успокоить:
и вот проходят годы, и подмытая скала срывается с берега и с гулом погружается
в бездну, и радостные волны пляшут и шумят над ее могилой".
Так и
Вадим был готов идти к своей цели без остановок, преодолевая преграды, падая и
вновь поднимаясь, не боясь, что "слишком дорого купит победу". Образ
моря в этом эпизоде имеет не прямое значение, а переносное, он используется
писателем, чтобы лучше раскрыть образ Вадима. Море является символом железной
воли.
Соприкосновение
с душой Вадима отравляет все чистое и светлое: "… цветы не растут посреди
бунтующего моря; где есть демон, там нет бога…" Море и цветы
противопоставлены друг другу как извечно противоположны демон и бог. И в этой
антитезе цветы – символ ангельского, а море – демонического.
С
морем в "Вадиме" М.Ю.Лермонтов сравнивает толпу: "Перед Вадимом
было волнующееся море голов…" Движение людей смотрящему сверху Вадиму напомнило,
видимо, морские волны, значение переносится по сходству.
И еще
один пример: "Вдруг толпа раздалась, расхлынулась, как некогда море, тронутое
жезлом Моисея…" В библейском мифе Моисей заставил воды расступиться. Толпа
раздвинулась, давая дорогу Вадиму, как волны по желанию Моисея. Толпа напрямую
сравнивается с морем. В данных фрагментах море – символ толпы.
С
морем сравнивает писатель человеческое равнодушие: "… что такое две
страсти в целом море равнодушия?" Мера этой эмоции равна по количеству
морю. Значение переносится по сходству признаков "очень много".
В
романе "Вадим" образ моря не реализует своего прямого значения "пейзаж".
Море, сочетаясь с другими компонентами, входит в состав сравнения и метафоры.
Образ моря также является символом.
В
переносном же значении М.Ю.Лермонтов упоминает море в незаконченном романе "Княгиня
Лиговская", в котором писатель хотел изобразить жизнь петербургского
общества 1830х годов. В этом романе наблюдаются предпосылки более зрелого
романа "Герой нашего времени", в который перекочевали некоторые герои
"Княгини Лиговской".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |