Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
"Символ
есть образ, взятый в объекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный
всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа" [Литературный
энциклопедический словарь, 1987, 238]. Символ неотделим от структуры образа. В
более узком значении символ понимается как вид иносказания. Иногда символом
является все произведение, это происходит в тех случаях, когда иносказание
запрятано глубоко в подтекст.
Образы
моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова являются символами. В последующих
главах мы рассмотрим, как эти образы реализуют себя и какое значение
приобретают в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.
Глава
1. Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова
1.1 Образы
моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
"Считают,
что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, …
тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16].
М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его.
"Морской
пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь
изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий
корабль, несущийся на всех парусах "по синим волнам океана",
неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок "с
полусгнившей скамьей", мачта, которая "гнется и скрипит", "парус,
серый и косматый, /Ознакомленный с грозой". Еще реже встречаются люди: "трепетный
пловец", "красавица-дева", сидящая над морем, царевич, купающий
в море коня" [Нахапетов, 1999, 16].
Образ
моря возникает у М.Ю.Лермонтова гораздо чаще, чем образ паруса, и не зависит от
него. Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в
стихотворении "Наполеон" (1829 год). Это первое обращение поэта к
наполеоновской теме.
Где
бьет волна о брег высокой,
Где
дикий камень положен,
В
сырой земле и в яме не глубокой –
Там
спит герой, друзья! – Наполеон!..
Вещают
так: и камень одинокой,
И дуб
возвышенный, и волн прибрежных стон!..
Образ
моря создается из образов волн. Море символизирует полную побед и поражений
жизнь Наполеона, ему как символ вечного покоя противопоставлен остров.
В
стихотворении "Баллада", написанном в 1829 году, тоже встречается
образ моря. "В этом произведении три равноправных героя: "красавица
дева", море и юноша" [Отрощенко, 2003, 28].
Сюжет
стихотворения таков: сидящая на берегу моря дева просит влюбленного в нее юношу
достать со дна моря сначала ожерелье, а потом "коралл дорогой", юноша
гибнет в пучине. Каким рисует море М.Ю.Лермонтов? Это "пенная бездна",
"пучина". "Из стихотворения понятно, что для "красавицы-девы"
море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. "Деву"
совсем не пугают те опасности, которые таятся в "пучине" для "милого",
в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в
конце концов гибнет" [Отрощенко,2003, 28].
С
душой безнадежной младой удалец
Прыгнул,
чтоб найти иль коралл, иль конец.
Из
бездны перловые брызги летят,
И
волны теснятся, и мчатся назад,
И
снова приходят и о берег бьют,
Но
милого друга они не несут.
Море
является символом борьбы юноши с судьбой. В то же время нельзя не согласиться с
Е.Отрощенко, который пишет о том, "что море здесь является чем-то вроде
символа любви, страсти, в которую бросается мужчина" [Отрощенко, 2003, 28].
В
стихотворении "Еврейская мелодия", написанном в 1830 году под
впечатлением стихотворения Дж.Байрона "Sun of the Sleepless" ( "Солнце тех, кто не
спит" ), образ моря создается из образов волны, отражения звезд "в
зеркальном заливе". Море здесь – символ недосягаемости, обманчивости:
Обманчивы
луч и волна.
Дума "Наполеон"
(написано в 1830 году) – одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных
Наполеону Бонапарту, в этом цикле Наполеон изображен как высокий, трагический
герой. Перед нами предстает образ тени Наполеона, тоскующей по Франции. Образ
Наполеона связан в представлении М.Ю.Лермонтова с образом моря (это проявляется
и в последующих стихотворениях наполеоновского цикла). Призрак Наполеона стоит
на берегу:
Пред
ним лепечут волны и бегут,
И
вновь приходят, и о скалы бьют;
Как
легкие ветрилы, облака
Над
морем носятся издалека.
А
умершему остается лишь "сей малый остров, брошенный в морях". Море в
думе – символ жизни, которая бурлит и движется; море – мир живых людей. Остров
– это корабль, лишенный парусов, вынужденный стоять на месте без движения.
Противопоставление моря и острова – это противопоставление жизни и смерти.
В
стихотворении "Желание", датированном автором "Середниково.
Вечер на бельведере. 29 июля", образ моря разделяет лирического героя и
Шотландию, страну его мечты:
Но
тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против
строгих законов судьбы.
Меж
мной холмами отчизны моей
Расстилаются
волны морей.
Море
становится символом разлуки, противоречия между реальностью и мечтой. "Волны
морей" показывают величину расстояния между местом, в котором находится
лирический герой, и страной, куда он страмится. Данное стихотворение навеяно
семейной легендой о шотландских предках поэта. В самой Шотландии известно
предание о певце-предсказателе по имени Томас Лермонт, который в сочиненных им
песнях предсказывал будущее.
"Св.
Елена" – еще одно стихотворение наполеоновского цикла, связывающее
Наполеона с морем. Поэт вновь возвращается к образу "изгнанника" на "острове
одиноком", Наполеон – "сын моря" и "средь морей" его
могила. В романтическом восприятии Наполеон – загадочный боец за свободу.
Называя этого великого человека "сыном морей", М.Ю.Лермонтов
показывает нам, что море – это еще и символ свободы. Образ моря подчеркивает
силу и величие личности Наполеона.
"К
Л." – (Подражание Байрону) – бесспорно, стихотворение о любви, но и здесь
мы находим образ моря:
Корабль
умчит меня от ней
В
безвестную страну,
И
повторит волна морей:
Люблю,
люблю одну.
Образ
моря в этом стихотворении одновременно и символ разлуки двух любящих, и символ
их вечных воспоминаний о любви друг к другу. Многие исследователи предполагают,
что стихотворение посвящено В.А.Лопухиной, которую поэт любил почти всю жизнь.
В этом случае образ моря становится символом вечной любви, которую никакая
разлука не в силах погасить. Недаром поэт наделяет "волну морей" способностью
говорить, олицетворяя ее с мыслящим существом, М.Ю.Лермонтов принуждает волну
сказать о чувствах лирического героя.
Стихотворение
"Волны и люди" отражает сходство людей и волн: "уподобляя волны
людям, Лермонтов наделяет волны душой: "И в море каждая волна/ Была душой
одарена". Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и
безжалостного, бесчувственны и способны лишь к деструкции, они стремятся к
тому, чтобы разрушить все" [Нахапетов,1999, 17]. Люди не лучше волн, "души
в них холодней!" Море, покрытое волнами, – символ человеческого общества.
В
стихотворении "К***" ("Не ты, но судьба виновата была…")
образ моря – лишь сравнение с впечатлениями женского сердца, "как в море
широком следы челнока". Море является символом мимолетности впечатления.
В
стихотворении "Время сердцу быть в покое…" М.Ю.Лермонтов использует
образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его
сердца:
Но
пускай оно трепещет –
То
безумной страсти след:
Так
все бурно море плещет,
Хоть над
ним уж бури нет!..
Трепет
сердца сравнивается волнением моря после бури. Море становится символом
страсти, душевной борьбы, тревоги.
В "Сонете"
(1832 год) образ моря противопоставлен образу "мраморного кумира",
как страсть и бесчувственность:
Так
мраморный кумир на берегу морском
Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,
А он,
бесчувственным исполнен божеством,
Не
внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.
Образ
моря в этом "Сонете" – символ яростной, кипучей страсти. Кипящая,
клокочущая волна будоражится как душа влюбленного человека.
В
стихотворении "Желание" ("Отворите мне темницу…") во второй
строфе помимо образа моря впервые возникает образ паруса:
Дайте
мне челнок дощатый
С
полусгнившею скамьей,
Парус
серый и косматый,
Ознакомленный
с грозой.
Я тогда
пущуся в море
Беззаботен
и один
Разгуляюсь
на просторе
И
потешусь в буйном споре
С
дикой прихотью пучин.
"В
этой строфе воплощается главная идея стихотворения – жажда воли и свободы,
готовность к испытаниям" [Володин,1998, 17]. Лирический герой стремится к
жизни, к движению и в то же время к одиночеству. "Парус серый и косматый"
пока еще не символ человека, его души. Он лишь средство, которое человек использует
для путешествия по морю бытия. Эпитеты "серый и косматый" нельзя
употребить по отношению к человеку, не изменив семантики этих слов. В то же
время строка "ознакомленный грозой" доказывает, что парус обладает "жизненным
опытом", этого знания жизни нет у лирического героя. Но на этом "дощатом"
челноке, под этим парусом плавал кто-то еще. Если исходить из этого, то можно
сделать вывод, что парус – символ связи между поколениями. Море в данном
стихотворении – символ жизни и свободы. Оно своевольно, но лирический герой
готов с ним бороться. Его не пугают "дикие прихоти пучин". Лирический
герой пока еще настроен оптимистично, он еще полон надежд и желаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |