рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова  
Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

"Символ есть образ, взятый в объекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа" [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 238]. Символ неотделим от структуры образа. В более узком значении символ понимается как вид иносказания. Иногда символом является все произведение, это происходит в тех случаях, когда иносказание запрятано глубоко в подтекст.

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова являются символами. В последующих главах мы рассмотрим, как эти образы реализуют себя и какое значение приобретают в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.


Глава 1. Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова

1.1 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.

"Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его.

"Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах "по синим волнам океана", неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок "с полусгнившей скамьей", мачта, которая "гнется и скрипит", "парус, серый и косматый, /Ознакомленный с грозой". Еще реже встречаются люди: "трепетный пловец", "красавица-дева", сидящая над морем, царевич, купающий в море коня" [Нахапетов, 1999, 16].

Образ моря возникает у М.Ю.Лермонтова гораздо чаще, чем образ паруса, и не зависит от него. Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в стихотворении "Наполеон" (1829 год). Это первое обращение поэта к наполеоновской теме.

Где бьет волна о брег высокой,

Где дикий камень положен,

В сырой земле и в яме не глубокой –

Там спит герой, друзья! – Наполеон!..

Вещают так: и камень одинокой,

И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!..

Образ моря создается из образов волн. Море символизирует полную побед и поражений жизнь Наполеона, ему как символ вечного покоя противопоставлен остров.

В стихотворении "Баллада", написанном в 1829 году, тоже встречается образ моря. "В этом произведении три равноправных героя: "красавица дева", море и юноша" [Отрощенко, 2003, 28].

Сюжет стихотворения таков: сидящая на берегу моря дева просит влюбленного в нее юношу достать со дна моря сначала ожерелье, а потом "коралл дорогой", юноша гибнет в пучине. Каким рисует море М.Ю.Лермонтов? Это "пенная бездна", "пучина". "Из стихотворения понятно, что для "красавицы-девы" море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. "Деву" совсем не пугают те опасности, которые таятся в "пучине" для "милого", в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в конце концов гибнет" [Отрощенко,2003, 28].

С душой безнадежной младой удалец

Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.

Из бездны перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Но милого друга они не несут.

Море является символом борьбы юноши с судьбой. В то же время нельзя не согласиться с Е.Отрощенко, который пишет о том, "что море здесь является чем-то вроде символа любви, страсти, в которую бросается мужчина" [Отрощенко, 2003, 28].

В стихотворении "Еврейская мелодия", написанном в 1830 году под впечатлением стихотворения Дж.Байрона "Sun of the Sleepless" ( "Солнце тех, кто не спит" ), образ моря создается из образов волны, отражения звезд "в зеркальном заливе". Море здесь – символ недосягаемости, обманчивости:


Обманчивы луч и волна.

Дума "Наполеон" (написано в 1830 году) – одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Наполеону Бонапарту, в этом цикле Наполеон изображен как высокий, трагический герой. Перед нами предстает образ тени Наполеона, тоскующей по Франции. Образ Наполеона связан в представлении М.Ю.Лермонтова с образом моря (это проявляется и в последующих стихотворениях наполеоновского цикла). Призрак Наполеона стоит на берегу:

Пред ним лепечут волны и бегут,

И вновь приходят, и о скалы бьют;

Как легкие ветрилы, облака

Над морем носятся издалека.

А умершему остается лишь "сей малый остров, брошенный в морях". Море в думе – символ жизни, которая бурлит и движется; море – мир живых людей. Остров – это корабль, лишенный парусов, вынужденный стоять на месте без движения. Противопоставление моря и острова – это противопоставление жизни и смерти.

В стихотворении "Желание", датированном автором "Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля", образ моря разделяет лирического героя и Шотландию, страну его мечты:

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Море становится символом разлуки, противоречия между реальностью и мечтой. "Волны морей" показывают величину расстояния между местом, в котором находится лирический герой, и страной, куда он страмится. Данное стихотворение навеяно семейной легендой о шотландских предках поэта. В самой Шотландии известно предание о певце-предсказателе по имени Томас Лермонт, который в сочиненных им песнях предсказывал будущее.

"Св. Елена" – еще одно стихотворение наполеоновского цикла, связывающее Наполеона с морем. Поэт вновь возвращается к образу "изгнанника" на "острове одиноком", Наполеон – "сын моря" и "средь морей" его могила. В романтическом восприятии Наполеон – загадочный боец за свободу. Называя этого великого человека "сыном морей", М.Ю.Лермонтов показывает нам, что море – это еще и символ свободы. Образ моря подчеркивает силу и величие личности Наполеона.

"К Л." – (Подражание Байрону) – бесспорно, стихотворение о любви, но и здесь мы находим образ моря:

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей:

Люблю, люблю одну.

Образ моря в этом стихотворении одновременно и символ разлуки двух любящих, и символ их вечных воспоминаний о любви друг к другу. Многие исследователи предполагают, что стихотворение посвящено В.А.Лопухиной, которую поэт любил почти всю жизнь. В этом случае образ моря становится символом вечной любви, которую никакая разлука не в силах погасить. Недаром поэт наделяет "волну морей" способностью говорить, олицетворяя ее с мыслящим существом, М.Ю.Лермонтов принуждает волну сказать о чувствах лирического героя.

Стихотворение "Волны и люди" отражает сходство людей и волн: "уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: "И в море каждая волна/ Была душой одарена". Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны и способны лишь к деструкции, они стремятся к тому, чтобы разрушить все" [Нахапетов,1999, 17]. Люди не лучше волн, "души в них холодней!" Море, покрытое волнами, – символ человеческого общества.

В стихотворении "К***" ("Не ты, но судьба виновата была…") образ моря – лишь сравнение с впечатлениями женского сердца, "как в море широком следы челнока". Море является символом мимолетности впечатления.

В стихотворении "Время сердцу быть в покое…" М.Ю.Лермонтов использует образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его сердца:

Но пускай оно трепещет –

То безумной страсти след:

Так все бурно море плещет,

Хоть над ним уж бури нет!..

Трепет сердца сравнивается волнением моря после бури. Море становится символом страсти, душевной борьбы, тревоги.

В "Сонете" (1832 год) образ моря противопоставлен образу "мраморного кумира", как страсть и бесчувственность:

Так мраморный кумир на берегу морском

Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,

А он, бесчувственным исполнен божеством,

Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

Образ моря в этом "Сонете" – символ яростной, кипучей страсти. Кипящая, клокочущая волна будоражится как душа влюбленного человека.

В стихотворении "Желание" ("Отворите мне темницу…") во второй строфе помимо образа моря впервые возникает образ паруса:

Дайте мне челнок дощатый

С полусгнившею скамьей,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море

Беззаботен и один

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

"В этой строфе воплощается главная идея стихотворения – жажда воли и свободы, готовность к испытаниям" [Володин,1998, 17]. Лирический герой стремится к жизни, к движению и в то же время к одиночеству. "Парус серый и косматый" пока еще не символ человека, его души. Он лишь средство, которое человек использует для путешествия по морю бытия. Эпитеты "серый и косматый" нельзя употребить по отношению к человеку, не изменив семантики этих слов. В то же время строка "ознакомленный грозой" доказывает, что парус обладает "жизненным опытом", этого знания жизни нет у лирического героя. Но на этом "дощатом" челноке, под этим парусом плавал кто-то еще. Если исходить из этого, то можно сделать вывод, что парус – символ связи между поколениями. Море в данном стихотворении – символ жизни и свободы. Оно своевольно, но лирический герой готов с ним бороться. Его не пугают "дикие прихоти пучин". Лирический герой пока еще настроен оптимистично, он еще полон надежд и желаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости