Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Курсовая работа: Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
Имени Л.Н.Толстого
Кафедра литературы.
Курсовая работа на тему:
Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова
Выполнила: студентка
факультета
русской филологии
3 курса группы Г
Махонина Е.Н.
Научный руководитель: ст.
преп. Миронова Г.С.
Тула2007
Содержание
Введение
Глава 1. Образы моря и паруса в поэзии
М.Ю.Лермонтова
1.1 Образы моря и паруса в лирике
М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
1.2 Образы моря и паруса в стихотворении
М.Ю.Лермонтова "Парус"
1.3 Образы моря и паруса в лирике
М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
1.4 Образы моря и паруса в поэмах
М.Ю.Лермонтова
Глава 2. Образы моря и паруса в прозе
М.Ю.Лермонтова
2.1 Образы моря и паруса в романах
М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"
2.2 Образы моря и паруса в романе
М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Творчество
М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого
поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее
душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими
литературоведами и историками литературы.
Целью
данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря
и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Целью
определяются следующие задачи:
1)
Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
2) Проанализировать,
какое значение образы-символы моря и паруса имеют в прозе М.Ю.Лермонтова.
3) Рассмотреть,
как реализуются эти образы в лирике поэта.
Исследование
творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет
актуально и в будущем. По каким же причинам? Во-первых, наследие М.Ю.Лермонтова
достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь
новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова, духовно обогащает поколения,
идущие нам на смену.
Во-вторых,
романтические мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова сходны с мотивами современной
поэзии, следовательно, изучение творчества этого великого человека помогает нам
понять современное состояние литературы.
В-третьих,
творчество М.Ю.Лермонтова наиболее сильно воспринимается подростками и молодыми
парнями и девушками, находит сильнейший отклик в их сердцах, значит, изучая
поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная
молодежь.
Новизна
данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и
прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались. Анализировалось стихотворение
"Парус", но в большинстве случаев это был анализ морского пейзажа,
либо анализ композиции стихотворения. Образы моря исследовались не в связи с
образом паруса, а в связи с образом волн, либо в связи с женскими образами.
Основой
большинства работ, посвященных анализу лермонтовских произведений, является исследование
социальных, гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведений,
художественного метода произведений, художественных средств, которые
использовал поэт и писатель, тем поэта и поэзии, любви. В то же время все эти
работы нельзя недооценивать, большинство их авторов внесло огромный, неоценимый
вклад как в пополнение наших знаний о М.Ю.Лермонтове и его творчестве, так и в
литературоведение в целом. Авторы подобных работ просто не ставили себе задачу
исследовать образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, однако в
большинстве работ эта тема так или иначе затрагивалась их авторами.
В.Г.Белинский
был одним из первых, кто заметил поэтический, а затем и писательский талант М.Ю.Лермонтова,
о котором он написал две статьи: о стихотворениях поэта и о его знаменитом
романе "Герой нашего времени". Статьи В.Г.Белинского отражают особенности
многих созданных М.Ю.Лермонтовым образов, большое внимание уделяется теме поэта
и поэзии, гражданским мотивам, исследуются и художественные средства,
используемые поэтом и писателем. Работы В.Г.Белинского написаны простым,
каждому понятным языком, поэтому пользоваться ими может и литературовед, и
обыкновений школьник.
В
статье Б.А.Нахапетова "Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова"
рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и
образ моря и паруса.
Э.Ф.Володин
в своей статье "Парус" М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе
художественного произведения" не только подробно анализирует стихотворение
"Парус", но и прослеживает предпосылки появления этого стихотворения
в написанных ранее произведениях.
Статья
"Женщина и море" Е.Отрощенко отражает взаимосвязь в лирике М.Ю.Лермонтова
женских образов и образа моря. Следует отметить также, что Е.Отрощенко
исследует не только образ моря, но и реки, волн, воды в целом. Можно ли сделать
вывод, что образ моря иногда возникает из образов воды и волн? Да, но не
всегда. В данном случае следует исходить из контекста или истории создания
рассматриваемого произведения, чтобы определить: перед нами образ моря или
образ реки, а затем, исходя из контекста, анализировать и все произведение.
Достаточно
подробно творчество М.Ю.Лермонтова исследовал В.И.Коровин в книге
"Творческий путь М.Ю.Лермонтова", в которой можно найти как анализ
произведений поэта и писателя, так и историю их создания. В.И.Коровин изучал
лирику и поэмы М.Ю.Лермонтова.
Анализ
стихотворения "Парус" и других лирических произведений поэта можно
обнаружить в книге В.Т.Удодова "М.Ю.Лермонтов", в ней же очень
подробно рассмотрен роман "Герой нашего времени". Здесь же мы можем
найти историю написания многих произведений поэта и писателя.
В
книге Д.И.Максимова "Поэзия Лермонтова" рассматриваются и
анализируются особенности лермонтовских стихотворений и поэм. В совокупности описанные
выше книги могут помочь нам при изучении и исследовании образов моря и паруса в
творчестве М.Ю.Лермонтова.
Произведения
о жизненном пути М.Ю.Лермонтова, воспоминания о поэте и писателе его
современников погружают нас в особенности окружения этой яркой, талантливой
личности, отражают социальную среду, в которой жил М.Ю.Лермонтов, что
способствует нашему пониманию своеобразия лермонтовского творчества, а так же
отражают предысторию многих произведений поэта и писателя. В этих же книгах мы
находим объяснение появлению многих мотивов, пронизывающих творчество
М.Ю.Лермонтова.
Структура
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы. В первой главе рассматривается поэзия М.Ю.Лермонтова.
Во второй главе – проза писателя. Первая глава в свою очередь подразделяется на
четыре пункта, отдельно рассматривается лирика 19281932 годов и лирика 18321841
годов, особо рассматривается стихотворение "Парус"; в последнем
пункте анализируются поэмы. Вторая глава разделена на два пункта, в первом
исследуется роль образов моря и паруса в романах "Вадим" и "Княгиня
Лиговская", во втором – в романе "Герой нашего времени".
В
творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и
романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Романтизм
– одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца
XVIII века – первой половины XIX века. Пафос романтизма связан с полной
свободой личности, эта личность окружена враждебной действительности.
Романтизм
в России зародился под влиянием подъема национального сознания после победы в
Отечественной войне 1812 года, появлением революционности некоторых
представителей дворянского сословия. Творчество русских поэтов-романтиков
пронизано пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы.
В
творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и
романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Море
– часть пейзажа. "Пейзаж в литературе ( от франц. рaysage, от pays – страна, местность), один из содержат. и композиц.
компонентов худож. произв.: описание природы, шире – любого незамкнутого
пространства внешнего мира" [Литературный энциклопедический словарь, 1987,
272].
В
художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир
героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с
настроением героя или контрастен ему. Иногда в пейзаже раскрывается авторская
позиция, его отношение к персонажам. Часто пейзаж создает эмоциональный фон, на
котором происходят события. Пейзаж может выступать как часть социальной или
национальной действительности, отражать особенности быта народа, национальное
своеобразие в изображении природы. Иногда природа изображается как живое
существо, способное помнить, мыслить, страдать, сопереживать, взаимодействовать
с людьми. Природа является одним из средств развития сюжета. Иногда пейзаж
контрастирует с событиями, происходящими в мире людей. Пейзаж может играть
обрамляющую роль в композиции.
Природа
воспроизводится в словах, звуках, красках, художественных образах. Пейзаж может
быть сельским, городским, описывающим горы и степи, моря и реки. Пейзаж
способствует раскрытию основной мысли произведения, углубляет его идейное
содержание, обостряет эмоциональный фон произведения.
Пейзаж
в произведение может являться символом. Для творчества поэтов и писателей,
придерживающихся романтического направления в литературе, характерно
использование образов-символов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |