Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
2.
Для
меня жизненным уроком послужила преданность в любви.
3.
Для
меня в повести была страшна казнь невинных людей.
4.
В
связи с отсутствием текста Гринёв и Пугачёв никого мне не напоминают. (Александр
Крупнов)
1.
Меня
впечатлило больше всего то, что Гринёв вернулся в крепость ради Маши, он ее не
бросил, а значит, она ему не безразлична.
2.
Нельзя
быть жестоким, надо уважать других людей, оправдывать надежды и еще многое
другое.
3.
Самым
страшным мне показался эпизод, когда всех людей хотели повесить, но Гринёву не
хотелось умирать. Он оказался самым храбрым и смог ответить Пугачёву не так,
как все.
4.
Пугачев
и Гринёв никого мне не напоминают. (Карина Павлюхина)
1.
Больше
всего мне запомнился эпизод, в котором Маша спасла Петра Гринёва, тем, что она
поговорила с императрицей. Этим Маша доказывает, что по-настоящему любит
Гринёва.
2.
Никакие
уроки из этой повести я не извлек.
3.
Самой
страшной была сцена казни.
4.
Гринёв
напоминает мне д`Артаньяна, потому что он такой же отчаянный, но только д`Артаньян
лучше фехтует. Пугачёв напоминает мне Спартака, который тоже был против
правительства и поднял восстание.
(Таалайбек
уулу Нурсултан)
Самыми необычными
оказались ответы Игоря Щетинского:
1.
Больше
всего мне понравился эпизод, в котором Пугачёв вешал многих людей.
2.
Я
просто читал эту повесть, как самое обычное домашнее задание и поэтому никаких
уроков не извлек.
3.
Никаких
страшных эпизодов я для себя не нашёл.
4.
Я не
могу точно сказать.
Проанализировав
эти ответы, мы можем сделать вывод, что восприятие текста учащимися
первоначально носило поверхностный характер. Впечатляло их то, что являлось
наиболее близким и понятным, то, что может «тронуть» их в этом возрасте, –
любовные отношения героев.
Комментированное
чтение отдельных фрагментов текста углубило восприятие, приблизило к пониманию
авторской позиции, и это доказывает следующая таблица, в которой синтезированы
результаты второй контрольной проверки, проведённой после урока с
использованием приёма двухчастный дневник.
Таблица
1
Какой эпизод впечатлил вас
больше всего? |
– Когда Пугачёв помиловал Гринёва – 16,6% |
– Когда Пугачёв заставлял жителей крепости
присягать ему – 13,3% |
– Когда Пугачёв казнил невинных людей – 13,3% |
– Как Гринёв познакомился с Машей – 10% |
– Когда Гринев просил прощения у своего слуги –
Савельича – 10% |
– Как Гринев проявил себя в Белогорской
крепости – 10% |
– Подарок Гринева Пугачёву – 10% |
– Когда Пугачёв рассказывал сказку Гринёву –
3,3% |
– Сон Петра Гринёва – 3,3% |
– Когда Маша просила императрицу за Гринёва –
3,3% |
– Возвращение Петра Гринёва из тюрьмы – 3,3% |
– Дуэль Гринёва и Швабрина – 3,3% |
|
Очевидно, что
после углублённой работы с текстом произведения ученики смогли увидеть в тексте
не только любовные отношения героев, но и другие нравственные проблемы и,
прежде всего, проблему жизненного выбора, трагизм смерти, казни невинных людей.
Ученики, несомненно, приблизились к пониманию объективного смысла произведения,
что доказывают данные следующей таблицы.
Таблица
2
№ п/п |
Какие жизненные уроки вы для себя извлекли? |
Кол-во предпочтений в % |
До эксперимента |
После эксперимента |
1 |
2. |
3. |
4. |
1.Никогда ни
сдаваться 6,6%
2.Быть верным
себе и преданным родине 3,3% 16,6%
3.У человека
всегда есть выбор 53,3%
4.Нельзя жить
без риска 6,6% 6,6%
5.Никогда ни
перед кем не унижаться 6,6% 13,3%
6.Человек
должен уметь прощать 16,6%
7.Стихийное
восстание всегда заканчивается
поражением 3,3%
8.Каждый
может оказаться на месте мученика 3,3%
9.Никаких
уроков я не извлек 3,3%
10.Все люди
равны 3,3% 20%
11.Нужно
оставаться верным одному долгу 3,3% 23,3%
12.Нужно быть
искренним и щедрым 10% 6,6%
13.Быть
верным и преданным в любви 30% 20%
14.Нужно
всегда оправдывать надежды близких людей 3,3%
После
эксперимента школьники пишут о том, что у каждого человека есть свобода выбора
(53, 3%), что человек должен уметь прощать (16, 6%), что стихийное восстание
заканчивается поражением, и каждый может оказаться на месте мученика.
Изменились и цифровые результаты ответов на некоторые вопросы: теперь нет
учеников, которые не извлекли для себя нравственных уроков из повести,
значительно увеличилось число учеников, которые считают, что все люди равны
(3,3% – 20%), не нужно никогда ни перед кем унижаться (6,6% – 13,3%), нужно
оставаться верным долгу (3,3% – 23,3%)
О том, что
произведение после экспериментальных урока было понято глубже, свидетельствуют
и данные, представленные в следующей таблице.
Таблица
3
№ п/п |
Кого из литературных героев напоминают вам Пётр
Гринёв и Емельян Пугачёв? |
Кол-во предпочтений в % |
До эксперимента |
После эксперимента |
1 1. |
2. |
3. |
4. |
1.«Не знаю»,
«он ни на кого не похож» 56,6 13,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |