рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"  
Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

(Галя Соколова)

Про коноплю – человек пользуется удачей, которую не заслуживает, а другой, который заслуживает, не может получить этой удачи.

(Жаныбек уулу Ниязбек)

Мне кажется, что эта поговорка намекает на то, что не стоит врать.

(Александр Красиенко)

б. «…Отвечал хозяин: “Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте”».

Только человек отвлечётся, как люди с мятежным духом сразу станут баламутить воду.

(Мария Ильченко)

Поп в гостях, а враги начеку.

(Катя Ким)

в. «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, будет и кузов».

Про дождик – ничего просто так не бывает. Одно в какой-то мере зависит от другого.

(Юля Чу)

Будут люди, будет оружие, будет и еда.

(Александр Торшин)

Бродяга сказал, что гости (Петр и его слуга) поймут то, о чем они тут говорит.

(Кемел кызы Сайкал)

г. «Заткни топор за спину: лесничий ходит».

Лучше притихнуть и успокоиться

(Мария Ильченко)

Надо быть аккуратнее и осторожнее

(Лора Зуева)

Надо делать все сочинения страховкой, с опаской

(Галя Соколова)

Осторожно, солдаты приближаются

(РустамГаллеев)

4.  Как относятся к Пугачёву Пётр Гринёв и Савельич?

Сказал Савельич: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке».

Пётр Гринёв: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком».

Собака - грязный, пьяный

Бродяга – не имеет родного дома, вечно бродит где-то.

(Женя Дербичев)

Гринёв жалеет бедных людей, а Савельич презирает их

(Лора Зуева)

Для Савельича бедные люди – собаки. Он их презирает

Гриневу же не важно, как люди одеты

(Эдуард Лейнвебер)

Савельич относится плохо. Гринёв относится хорошо

(Галя Соколова)

Многие школьники (30%) просто поясняют значение слов «собака» и «бродяга».

50% учащихся говорят о том, что Савельич относится к Пугачёву плохо, а Гринёв хорошо.

И опять ответы школьников показывают, что они всё понимают однолинейно, не пытаясь осознать глубинный смысл слов и фраз.

Подведем некоторые итоги эксперимента. В ходе апробирования новых приемов получены результаты, повышенно значимые в условиях школьного преподавания.

1.  Работа с использованием приема комментированного чтения способствовала развитию умения выражать мысли и впечатления по поводу текста.

2.  В ходе комментированного чтения возникало личностно-значимое отношение к произведению, что находило выражение в особенностях устной и письменной речи школьников.

3.  Новые приемы комментирования стимулировали усиление внимания к тексту.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения и анализа учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» нами были выполнены следующие задачи:

1. Изучена история вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов по методике преподавания литературы.

2. Выявлено состояние изучаемой проблемы, а именно: проанализированы программы и учебники-хрестоматии по русской литературе для учащихся восьмого класса русской школы, выявлено, как представлено изучение «Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках для учащихся киргизских школ с точки зрения рационального использования комментированного чтения для развития у учащихся умений анализировать художественное произведение.

4. Определена роль и место комментированного чтения в системе работы над художественным текстом в общеобразовательной школе.

5.  Разработана методика комментированного чтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

6.  Предложены к использованию при анализе повести инновационные приёмы учебного комментирования.

7. В процессе опытного обучения проверена целесообразность и эффективность использования предлагаемых приёмов учебного комментирования.

Литература как учебный предмет играет большую роль в развитии мышления учащихся. В этой связи особое значение имеет разработка методических приемов, обеспечивающих усвоение школьниками классических произведений художественной литературы как важнейшего источника, в котором обобщены, отражены и сохранены для последующих поколений быт, нравы и психология людей, принадлежащих к разным классам и сословиям.

Проведенный анализ специальной литературы, а также опытно- методическая экспериментальная работа позволили прийти к заключению, что проблема восприятия учащимися классических произведений литературы до сих пор остается не достаточно разработанной, что в значительной степени обедняет методический инструментарий учителя, а учащиеся затрудняются глубоко усваивать нравственно-эстетическую сущность изучаемых произведений.

Изучение проблемы комментированного чтения литературного произведения в практике школьного преподавания, обобщение опыта работы по созданию системы комментированного чтения, определение путей конструктивного решения проблемы, а также результаты экспериментального апробирования позволяют сформулировать некоторые выводы и рекомендации.

1. Результаты эксперимента показывают, что после изучения произведения через традиционные приёмы обучения дети неглубоко или совсем не понимают текст художественного произведения. Он не вызывает у них эмоциональную реакцию.

2. После использования приёмов комментирования (комментированного чтения, двухчастного дневника, изобразительного комментария, комментирования как средства контроля) школьники приближаются к объективному смыслу произведения, к идеям, нашедшим выражение в тексте. Они начинают мыслить на уровне обобщений.

3. Новые приёмы преподавания литературы способствуют развитию умения учащихся выражать свои мысли и впечатления по поводу текста.

4. Данные приёмы содействуют созданию личностной ситуации восприятия текста, делают текст личностно-значимым.

5. Новые приёмы комментирования стимулируют усиление внимания к тексту.

6. С помощью приёмов комментирования школьники обращают внимание на ранее не замеченные ими детали, анализируют и дополняют комментарии друг друга.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлено и раскрыто своеобразие комментированного чтения при изучении художественного произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс общеобразовательной школы); определены принципы отбора материала для комментирования, виды и форма подачи комментариев, особенности комментированного чтения в зависимости от этапа изучения произведения; разработана методика применения новых приёмов учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Практическая значимость заключается в разработке специальной методики проведения уроков при изучении художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предлагаемая методика может быть использована при совершенствовании содержания и структуры программы, учебников и учебных пособий.

Для обеспечения глубокого понимания учащимися художественного произведения, осознания выдвинутой в нём идеи, созданных образов, художественно-изобразительного мастерства писателя мы рекомендуем решить следующие вопросы:

1.  Опираясь на работы, имеющиеся в литературоведении и методике преподавания литературы, необходимо создать монографический научно-методический труд, посвящённый комментированному изучению художественных произведений.

2.  Программы, учебники и хрестоматии по литературе должны быть пересмотрены с учетом повышения требований к комментированному изучению художественных произведений.

3.  В семинарские планы институтов усовершенствования и переподготовки учителей целесообразно включать, как особо актуальную тематику, методику комментированного изучения художественных текстов и обучение приёмам комментирования.

4.  На занятиях в школе практиковать работу по обучению комментированному чтению.

5.  Целесообразно выделение специальных часов на методику комментированного чтения русской литературы на филологических факультетах в высших педагогических учебных заведениях.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

1. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.8. – М.: Воскресенье, 1995. – С. 277 – 385.

2. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Примечания // Собр. соч.: В 10 т. Т.5. – М.: Правда, 1981. – С. 422 – 427.

II. ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ

3. Литература: Учеб. хрестоматия для 8 кл. сред. шк. / Авт. – сост. Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1993.

4. Родная литература: Учебник-хрестоматия для 7 кл. сред. шк. / Сост. Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1987.

5. Русская литература: Учебник-хрестоматия для 8 кл. киргизской сред. шк. / Авт. – сост. З.С. Смелкова, К.Х. Джидеева. – Фрунзе: Мектеп, 1977.

6. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 1 – 11 кл./ Сост. Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2001. – С. 42 – 48.

7. Программа по литературе (5 – 11 классы) / Сост. А.Г. Кутузов // В сб.: Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – М.: Дрофа, 2000. – С. 133 – 206.

8. Программа по литературе (5 – 11 классы) / Сост. Т.Ф. Курдюмова // В сб.: Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – М.: Дрофа, 2000. – С. 45 – 133.

9. Л.А. Шейман Программа по русской литературе для киргизской школы // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 1997. – № 1 – 2. – С.34 – 37.

Ш. НАУЧНО–КРИТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

10. Беленький Г.И. Классика и современность: Пособие для учителя. – Киев: Радянська школа, 1984. – С. 20 – 23.

11. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии для 7 кл. – М.: Просвещение, 1986. – С. 78 – 88.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

рефераты
Новости