Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
(Галя
Соколова)
Про коноплю –
человек пользуется удачей, которую не заслуживает, а другой, который
заслуживает, не может получить этой удачи.
(Жаныбек уулу
Ниязбек)
Мне кажется,
что эта поговорка намекает на то, что не стоит врать.
(Александр
Красиенко)
б. «…Отвечал
хозяин: “Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти
на погосте”».
Только
человек отвлечётся, как люди с мятежным духом сразу станут баламутить воду.
(Мария
Ильченко)
Поп в гостях,
а враги начеку.
(Катя Ким)
в. «Молчи,
дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, будет и кузов».
Про дождик –
ничего просто так не бывает. Одно в какой-то мере зависит от другого.
(Юля Чу)
Будут люди,
будет оружие, будет и еда.
(Александр
Торшин)
Бродяга
сказал, что гости (Петр и его слуга) поймут то, о чем они тут говорит.
(Кемел кызы
Сайкал)
г. «Заткни
топор за спину: лесничий ходит».
Лучше
притихнуть и успокоиться
(Мария
Ильченко)
Надо быть
аккуратнее и осторожнее
(Лора Зуева)
Надо делать
все сочинения страховкой, с опаской
(Галя Соколова)
Осторожно,
солдаты приближаются
(РустамГаллеев)
4.
Как
относятся к Пугачёву Пётр Гринёв и Савельич?
Сказал
Савельич: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака, в первом
кабаке».
Пётр Гринёв:
«Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком».
Собака -
грязный, пьяный
Бродяга – не
имеет родного дома, вечно бродит где-то.
(Женя
Дербичев)
Гринёв жалеет
бедных людей, а Савельич презирает их
(Лора Зуева)
Для Савельича
бедные люди – собаки. Он их презирает
Гриневу же не
важно, как люди одеты
(Эдуард Лейнвебер)
Савельич
относится плохо. Гринёв относится хорошо
(Галя
Соколова)
Многие
школьники (30%) просто поясняют значение слов «собака» и «бродяга».
50% учащихся
говорят о том, что Савельич относится к Пугачёву плохо, а Гринёв хорошо.
И опять
ответы школьников показывают, что они всё понимают однолинейно, не пытаясь
осознать глубинный смысл слов и фраз.
Подведем
некоторые итоги эксперимента. В ходе апробирования новых приемов получены
результаты, повышенно значимые в условиях школьного преподавания.
1.
Работа
с использованием приема комментированного чтения способствовала развитию умения
выражать мысли и впечатления по поводу текста.
2.
В
ходе комментированного чтения возникало личностно-значимое отношение к
произведению, что находило выражение в особенностях устной и письменной речи
школьников.
3.
Новые
приемы комментирования стимулировали усиление внимания к тексту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе
изучения и анализа учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка» нами были выполнены следующие задачи:
1. Изучена
история вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов
по методике преподавания литературы.
2. Выявлено состояние изучаемой проблемы,
а именно: проанализированы программы и учебники-хрестоматии по русской
литературе для учащихся восьмого класса русской школы, выявлено, как
представлено изучение «Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках
для учащихся киргизских школ с точки зрения рационального использования
комментированного чтения для развития у учащихся умений анализировать
художественное произведение.
4. Определена
роль и место комментированного чтения в системе работы над художественным
текстом в общеобразовательной школе.
5.
Разработана
методика комментированного чтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
6.
Предложены
к использованию при анализе повести инновационные приёмы учебного
комментирования.
7. В процессе
опытного обучения проверена целесообразность и эффективность использования
предлагаемых приёмов учебного комментирования.
Литература как
учебный предмет играет большую роль в развитии мышления учащихся. В этой связи
особое значение имеет разработка методических приемов, обеспечивающих усвоение
школьниками классических произведений художественной литературы как важнейшего
источника, в котором обобщены, отражены и сохранены для последующих поколений
быт, нравы и психология людей, принадлежащих к разным классам и сословиям.
Проведенный
анализ специальной литературы, а также опытно- методическая экспериментальная
работа позволили прийти к заключению, что проблема восприятия учащимися
классических произведений литературы до сих пор остается не достаточно
разработанной, что в значительной степени обедняет методический инструментарий
учителя, а учащиеся затрудняются глубоко усваивать нравственно-эстетическую
сущность изучаемых произведений.
Изучение
проблемы комментированного чтения литературного произведения в практике
школьного преподавания, обобщение опыта работы по созданию системы
комментированного чтения, определение путей конструктивного решения проблемы, а
также результаты экспериментального апробирования позволяют сформулировать
некоторые выводы и рекомендации.
1. Результаты
эксперимента показывают, что после изучения произведения через традиционные
приёмы обучения дети неглубоко или совсем не понимают текст художественного
произведения. Он не вызывает у них эмоциональную реакцию.
2. После
использования приёмов комментирования (комментированного чтения,
двухчастного дневника, изобразительного комментария, комментирования как
средства контроля) школьники приближаются к объективному смыслу
произведения, к идеям, нашедшим выражение в тексте. Они начинают мыслить на
уровне обобщений.
3. Новые
приёмы преподавания литературы способствуют развитию умения учащихся выражать
свои мысли и впечатления по поводу текста.
4. Данные
приёмы содействуют созданию личностной ситуации восприятия текста, делают текст
личностно-значимым.
5. Новые
приёмы комментирования стимулируют усиление внимания к тексту.
6. С помощью
приёмов комментирования школьники обращают внимание на ранее не замеченные ими
детали, анализируют и дополняют комментарии друг друга.
Научная
новизна
исследования состоит в следующем: выявлено и раскрыто своеобразие
комментированного чтения при изучении художественного произведения А.С.Пушкина
«Капитанская дочка» (8 класс общеобразовательной школы); определены принципы
отбора материала для комментирования, виды и форма подачи комментариев,
особенности комментированного чтения в зависимости от этапа изучения
произведения; разработана методика применения новых приёмов учебного
комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Практическая значимость заключается в разработке
специальной методики проведения уроков при изучении художественного
произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предлагаемая методика может
быть использована при совершенствовании содержания и структуры программы,
учебников и учебных пособий.
Для
обеспечения глубокого понимания учащимися художественного произведения,
осознания выдвинутой в нём идеи, созданных образов, художественно-изобразительного
мастерства писателя мы рекомендуем решить следующие вопросы:
1. Опираясь на работы,
имеющиеся в литературоведении и методике преподавания литературы, необходимо
создать монографический научно-методический труд, посвящённый комментированному
изучению художественных произведений.
2. Программы, учебники и
хрестоматии по литературе должны быть пересмотрены с учетом повышения
требований к комментированному изучению художественных произведений.
3. В семинарские планы институтов
усовершенствования и переподготовки учителей целесообразно включать, как особо
актуальную тематику, методику комментированного изучения художественных текстов
и обучение приёмам комментирования.
4. На занятиях в школе
практиковать работу по обучению комментированному чтению.
5. Целесообразно выделение
специальных часов на методику комментированного чтения русской литературы на
филологических факультетах в высших педагогических учебных заведениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
1. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Полн. собр.
соч.: В 17 т. Т.8. – М.: Воскресенье, 1995. – С. 277 – 385.
2. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Примечания //
Собр. соч.: В 10 т. Т.5. – М.: Правда, 1981. – С. 422 – 427.
II. ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ
3. Литература: Учеб. хрестоматия для 8 кл. сред.
шк. / Авт. – сост. Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1993.
4. Родная литература: Учебник-хрестоматия для 7
кл. сред. шк. / Сост. Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1987.
5. Русская литература: Учебник-хрестоматия для 8
кл. киргизской сред. шк. / Авт. – сост. З.С. Смелкова, К.Х. Джидеева. – Фрунзе:
Мектеп, 1977.
6. Программа общеобразовательных учреждений.
Литература 1 – 11 кл./ Сост. Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2001. – С. 42 –
48.
7. Программа по литературе (5 – 11 классы) /
Сост. А.Г. Кутузов // В сб.: Программно-методические материалы. Литература. 5 –
11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – М.: Дрофа, 2000. – С. 133 – 206.
8. Программа по литературе (5 – 11 классы) /
Сост. Т.Ф. Курдюмова // В сб.: Программно-методические материалы. Литература. 5
– 11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – М.: Дрофа, 2000. – С. 45 – 133.
9. Л.А. Шейман Программа по русской литературе для
киргизской школы // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 1997. – №
1 – 2. – С.34 – 37.
Ш. НАУЧНО–КРИТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
10. Беленький Г.И. Классика и современность:
Пособие для учителя. – Киев: Радянська школа, 1984. – С. 20 – 23.
11. Беленький Г.И. Методическое руководство к
учебнику – хрестоматии для 7 кл. – М.: Просвещение, 1986. – С. 78 – 88.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |