Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Вдруг я
услышал крик: «Постойте, окаянные! Погодите!..» Палачи остановились. Гляжу:
Савельич лежит в ногах у Пугачёва. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что
тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для
примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачёв дал знак, и
меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», – говорили мне. В
эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу,
однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны.
Меня снова
привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне
жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я
предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич!
– шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! Что тебе стоит?
Плюнь да поцелуй у ужасной комедии. (Это что777)
После этого
учитель читает школьникам фрагменты текста, а они зачитают к нему свои
комментарии. В случае необходимости учитель вносит коррективы, углубляет
восприятие.
Пугачёв сидел
в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан,
обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на
его сверкающие глаза.
Пушкинское
описание Пугачева и его одежды соответствует народным представлениям о царской
внешности. На царе самое красивое и пышное одеяние. Но в описании этого одеяния
нет никаких элементов царской одежды XVIII века, совершенно отсутствуют драгоценности. Это
одежда казака: красный кафтан, парчовый зипун (надевался у казаков поверх
кафтана), шапка с бархатным малиновым верхом. «Сверкающие глаза» – эта фраза
говорит о внутренней силе Пугачева.
Отец Герасим,
бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча
умолял его за предстоящие жертвы.
– Отец
Герасим – верующий человек, поэтому он не хочет кровавой расправы. Но почему он
тогда участвовал в казни? Мог ли он поступить по-другому?
Когда мы
приближились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачёву. Колокольный
звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант» – спросил самозванец.
– Несмотря на
хорошие отношения, Гринёв всё же называет Пугачёва самозванцем. Почему?
Наш урядник
выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачёв грозно взглянул на старика
и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант,
изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не
государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачёв мрачно нахмурился и махнул
белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к
висилице.
Этот самый Иван
Кузмич, неумелый военный, муж, находящийся под каблуком учащихся жены, объект
иронических насмешек Гринёва и Швабрина, перед смертью вырастает в героическую,
трагическую фигуру. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» –
выкрикивает изнемогающий от раны храбрый комендант свои последние слова.
Офицер, солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь
сохранена.
Несколько
казаков подхватили старого капитана и потащили к висилице. На ее перекладине
очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он
держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича,
вздёрнутого на воздух.
Этот отрывок
показывает нам, что возмездие рано или поздно настигнет каждого мучителя.
Башкирец был отомщён.
Тогда привели
к Пугачёву Ивана Игнатьича. «Присягай, – сказал ему Пугачёв, – государю Петру
Фёдоровичу!» – «Ты нам не государь, – отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова
своего капитана. – Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачёв махнул опять
платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.
Подчинённые
Ивана Кузмича вслед за ним «подписывают себе смертный приговор». Но заметна
разница в отношении Ивана Игнатьича к Пугачёву (он обращается к нему «дядюшка»)
и Ивана Кузмича, который обращается к Пугачёву: «Слышь ты!».
Очередь была
за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих
товарищей.
То есть, великих духом,
мужественных, способных к самопожертвованию. Гринёв ни на минуту не поколебался
«повторить ответ великодушных <…> товарищей».
Тогда, к
неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина,
обстриженного в кружок и в казацком кафтане.
Мятежники-пугачёвцы
по казацкому обычаю носили волосы, подстриженные в кружок. Солдаты и офицеры,
переходившие на сторону Пугачёва, меняли свой внешний облик: им стригли косы и
предписывали переодеться в казацкий кафтан.
Прототипом
Швабрина был дворянин Михаил Шванвич, крестник императрицы Елизаветы Петровны.
Он служил в войсках генерала В.А. Кара, направленных к Оренбургу для подавления
отрядов Пугачева. Там Шванвич попал в плен, и его ожидала смертная казнь.
Однако солдаты, взятые вместе с ним в плен, заступились за него. В результате
Пугачёв помиловал Шванвича и назначил атаманом полка пленных солдат. После
разгрома отрядов Пугачёва Шванвича судили и приговорили к вечной ссылке. У
Пушкина Швабрин изображён властным и злым, авантюристом, добровольно перешедшим
на сторону Пугачёва. Михаил же Шванвич, напротив, был человеком добрым и
слабым.
«Вешать его!»
– сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю, я стал
читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих
прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу.
Удивительно,
но юный офицер, чья жизнь должна оборваться по мановению руки самозванца, молит
не о своем спасении, а о спасении близких его сердцу.
Меня
притащили под виселицу. «Не бось, не бось», – повторяли мне губители, может
быть и вправду желая меня ободрить.
Даже перед
лицом смерти Гринев верит в искренность своих палачей.
Вдруг я
услышал крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу:
Савельич лежит в ногах у Пугачёва. «Отец родной! –говорил бедный дядька. – Что
тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для
примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»
Савельич,
которого Гринев не раз обижал, верен любимому воспитаннику до самозабвения. Он
также поступает по чести.
Пугачёв дал
знак, и меня тот час развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», –
говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему
избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нём и сожалел. Чувствования мои были
слишком смутны.
Гринёв
искренне описывает свои чувства, не прибавляя себе героизма. Об этом можно
судить из фразы: «…не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел».
Меня снова
привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачёв протянул мне
жилистую свою руку. «Целую руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я
предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению.
Гринёв знает,
что может лишиться жизни, но считает «подлым унижением» «присягнуть
самозванцу».
«Батюшка Петр
Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! что тебе
стоит? плюнь да поцелуй у злод…(тьфу!) поцелуй у него ручку».
Савельич,
зная, что Гринев никогда не покривит душой, все же пытается спасти ему жизнь.
Пусть даже ценой бесчестного поступка.
Я не
шевелился. Пугачёв опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать,
одурел от радости. Подымите его!» – Меня подняли и оставили на свободе. Я стал
смотреть на продолжение ужасной комедии.
У Пугачёва
своё представление о долге и чести. Он, предводитель крестьянского
освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с
армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь
и его правда. Поступается ли он ими, пожалев мальчишку, подарившего ему
когда-то заячий тулупчик? На первый взгляд, да. Но человеческая честь требует
вернуть долг.
IV. Учитель предлагает
детям проанализировать разные точки зрения нескольких художников (В.Г. Перова,
С.В. Герасимова, Г.С. Дмитриевой) на одну и ту же сцену повести «Суд Пугачёва».
В.Г.Перов (1875). Это одно из
старых изображений суда Пугачёва. Картина написана маслом. «Самозванец» сидит в
кроваво-красном кафтане. На картине изображён весь ужас казни: окровавленные
тела валяются на земле. Некоторые стоят на коленях.
Виден и
капитан Миронов. У него прямая осанка, гордый взгляд. Его не смогут заставить
присягнуть Пугачёву, лучше смерть. К кому-то из осуждённых на казнь прижалась
девушка. Она почти прозрачна (словно сквозь неё виднеются ступени).
Пугачёв
труслив и мелковат. Шапка съехала ему на глаза.
С.В.Герасимов. На переднем плане
Пугачёв, а перед ним Савельич. У Пугачёва молодое лицо, он статен и даже красив,
под его ногами ковёр. Сидит он на деревянном постаменте, а рядом его
подчинённые, они держат флаги. Слева от него, весь сжавшись, стоит священник. У
ног Пугачёва – Савельич. Он стар, лысоват, почти немощен, в нём не видна сила
характера.
С.В.
Герасимов
(1950). На втором рисунке Пугачёв – совсем другой человек. Он сидит по-мужицки,
с саблей в левой руке. У него глаза – бусинки, какое-то непонятное одеяние.
Перед ним статный и осанистый (не на коленях) стоит П. Гринев. Он равен
Пугачёву. Встретились две силы, два характера.
Г.С.
Дмитриева
(1983). На её картине всё в движении (явно выраженная динамика изображения).
Она рисует тот момент, когда Гринёва уводят на казнь. Савельич падает на колени
перед Пугачёвым. Он, словно ураган, стремится к Пугачёву. В нем сила, поэтому
он изображён крупнее всех остальных героев.
Заканчивается
урок письменными ответами учеников на два вопроса:
1.
Какие
жизненные уроки вы для себя извлекли?
2.
Кого
из литературных героев напоминают вам П.Гринев и Пугачёв.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |