Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Дипломная работа: Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кыргызско-Российский
Славянский университет
Гуманитарный
факультет
Кафедра истории и теории
литературы
Дипломная работа
УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
БИШКЕК 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Учебное комментирование как проблема
методическая
1.1 Место и роль комментирования в школьном
преподавании литературы
1.2 Комментированное чтение как традиционный
приём работы на уроках литературы
1.3 Комментирование в условиях школы с нерусским
языком обучения
Глава 2 Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в
школьном преподавании
Глава 3 Система учебного комментирования повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»
3.1 Изучение повести с использованием метода
комментированного чтения
3.2 Инновационные приёмы учебного комментирования
повести «Капитанская дочка»
3.3 Результаты эксперимента
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Обращение к исследованию проблемы учебного комментирования повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» в общеобразовательной школе обусловлено тем, что это имеет
основополагающее значение для эффективной организации учебного освоения
художественного произведения в целом и данного произведения в частности.
Учебное
комментирование позволяет углубить восприятие художественного текста,
способствует созданию историко-культурной и личностной ситуации прочтения
произведения.
В последние
десятилетия в дидактике появились новые приемы комментирования, которые пока не
используются в практике преподавания литературы как учебного предмета. Требует
внимательного рассмотрения опыт составления учебного комментария к
произведениям художественной классики в школе с нерусским языком обучения.
Таким
образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, возросшим интересом к
изучению литературных произведений в школе с использованием учебного
комментирования. Во-вторых, необходимостью обобщения взглядов на учебное
комментирование, на возможность расширения контекста восприятия художественного
произведения.
Предметом исследования является
система методических приёмов, наиболее эффективно реализующих расширение
контекста восприятия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
В своём
исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: систематическое и
целенаправленное использование различных приёмов учебного комментирования в работе
над текстом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимися восьмого класса
общеобразовательной школы способствует наиболее полному восприятию этого
художественного произведения как эстетического и историко-литературного факта,
помогает школьникам овладеть приёмами анализа литературного произведения и
повышает их языковую культуру.
Цель исследования состоит в
разработке методических приемов, способствующих реализации учебного комментирования
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а также в проверке на практике разработанных
нами приёмов учебного освоения данного художественного произведения,
предусмотренного программой для изучения в восьмом классе общеобразовательной
школы.
В
соответствии с гипотезой и целью исследования выделены следующие конкретные задачи:
1. Изучить
историю вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов
по методике преподавания литературы.
2. Выявить состояние изучаемой проблемы, а
именно: проанализировать программы и учебники-хрестоматии по русской литературе
для учащихся восьмого класса русской школы; выявить, как представлено изучение
«Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках для учащихся киргизских
школ с точки зрения рационального использования комментированного чтения для
развития у учащихся умений анализировать художественное произведение.
4. Определить
роль и место комментированного чтения в системе работы над художественным
текстом в общеобразовательной школе и в системе работы над повестью А.С.
Пушкина «Капитанская дочка».
5. Определить
методику комментированного чтения как одного из средств подготовки учащихся к
самостоятельному чтению и анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская
дочка».
6. Предложить к
использованию при анализе повести инновационные приёмы учебного
комментирования.
7. В процессе
опытного обучения проверить целесообразность и эффективность использования
предлагаемых приёмов учебного комментирования.
Методологической
основой
исследования является труды российских и киргизстанских методистов (Г.И.
Беленького, Л.К. Богомоловой, Е.В. Квятковского, М.Д. Кочерина, М.А.
Рыбниковой, Л.А. Шеймана и др.) о преподавании литературы в общеобразовательной
школе.
При решении
поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический
– анализ накопленных в науке данных о комментированном чтении художественного текста;
социолого-педагогический
– изучение методических материалов – программ и учебников – в плане исследуемой
проблемы;
экспериментальный
– апробация в школе № 12 разработанных уроков для восьмого класса по произведению
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с использованием приёмов комментированного
чтения и приёмов учебного комментария; анализ полученных результатов.
Объектом исследования является
процесс литературного освоения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Структура
и объем
работы.
Логика
исследования, цель и задачи определили структуру и содержание работы. Дипломная
работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и
приложения.
ГЛАВА 1 УЧЕБНОЕ
КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКАЯ
1.1 Место и роль
комментирования в школьном преподавании литературы
Комментирование
– это любое истолкование произведения (в беседе, в лекции, в сочинении) (50,7).
Необходимо
отличать комментирование от комментария. В словаре С.И. Ожегова дается
следующее определение комментария: «1. Разъяснительные примечания к
какому-нибудь тексту. Сочинения Пушкина с комментариями. 2. Рассуждения,
пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Комментарии к печати.
Комментарии излишни» (51, 288).
Традиционно
комментирование используется как способ анализа художественного произведения
(41,4). В методике и практике работы над текстом художественного произведения
определились следующие виды комментариев:
1. лингвистический
комментарий (раскрытие семантики и этимологии слова, разъяснение значения
образных средств);
2.
исторический и социально-бытовой комментарий (толкование исторических фактов,
событий, имен, названий, бытовых и этнографических деталей);
3.
литературоведческий комментарий, связанный с характеристикой эпохи и
литературных течений, с разъяснением литературоведческих терминов;
4.
идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над
образной и идейно-тематической стороной произведения (42, 28).
В последние
годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения (в частности,
системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о
новых способах комментирования. Правда, в школе они пока либо не
употребляются, либо используются крайне редко. Речь идёт о комментировании
как способе выявления глубины восприятия и понимания художественного текста
учащимися и комментировании как способе контроля глубины понимания текста
школьниками.
1.2 Комментированное чтение как традиционный
приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное
чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и
получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы
(Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих
исследований, освещающих целостный анализ, в котором существенную роль играет
комментированное чтение.
В числе
активных пропагандистов комментированного чтения следует назвать М.Д.
Кочерину (21). Еще в 1952 году она предложила изучать произведения с
помощью комментированного чтения. «Небольшие по объему произведения мы читаем в
классе целиком и комментируем, а из больших произведений выбираем наиболее
яркие отрывки, имеющие важное значение для выяснения идейного смысла
произведения» (21, 54) .
Комментарии,
сопровождающие чтение, по её мнению, носят в основном идейно-стилистический
характер; он направлен на выяснение идейного содержания произведения и способов
его выражения в языке.
В последующих
работах М. Д. Кочериной комментарий толкуется уже более широко: это – не только
стилистический анализ, но и разбор приёмов изображения (портретные
характеристики, пейзажные описания и др.). Здесь уточняются цели классного
чтения, раскрывается роль комментированного чтения в воспитании эстетического
вкуса учащихся.
В статьях М.Д.
Кочериной комментированное чтение трактуется как изучение произведения на двух
этапах. На первом этапе посредством чтения с комментариями происходит первичное
непосредственное знакомство с текстом, а на втором, после осмысления композиции
произведения, подводятся обобщающие выводы в последовательности,
соответствующей композиции произведения.
Л.К.
Богомолова (13) в работах о комментированном чтении акцентирует внимание на
проблеме предварительного ознакомления учащихся с художественным текстом.
Актуальность этого вопроса убедительно доказана в интересном исследовании Е.В.
Квятковского (18), который на обширном материале показал, как мало
подготовлены учащиеся старших классов к полноценному самостоятельному
восприятию текста. Методист справедливо замечает, что «на пути учащихся к
пониманию художественного текста, к восприятию идейно-образного богатства
литературного произведения стоит большое число препятствий: малый жизненный
опыт, небольшая общая и речевая культура, неумение мыслить отвлеченно, в
единичном различать проявление общего, недостаточная подготовленность к
образному восприятию действительности…» (18, 4). В связи с этим он считает
необходимым готовить учащихся к первому чтению и большую роль отводит чтению с
комментариями: учитель читает и комментирует текст; самостоятельное чтение
учащихся чередуется с комментированным чтением учителя; комментарий учителя
следует после выразительного чтения им текста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |