рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"  
Дипломная работа: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Дипломная работа: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский государственный университет

имени А. М. Горького

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПОЗИТИВИЗМА В РОМАНЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

                                                                                  Дипломная работа

                                                                               студента 6 курса

                                                                               Ивановой    Яны

                                                                              Александровны

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                     доцент Подчинёнов

                                                                                      Алексей Васильевич

г. Екатеринбург

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Что такое позитивизм?...........................................................................7

1.1. Понятие и сущность позитивизма……………………………………………...7

1.2. Место позитивизма в русской общественной мысли xix

       века ………………………………………………………………………………………………12

1.3.судьба позитивизмаи его значение для россии……………………………….22

1.4.проблема формирования позитивистских взглядов чернышевского..26

Глава 2. Позитивизм в романе чернышевского н.г.

      "что делать"…………………………………………………………………29

2.1. Общая характеристика романа………………………………………………………29

            2.1.1.проблема художественной формы в романе "что делать"……..31

         2.1.2.проблема композиции романа……………………………………36

         2.1.3. Эзопов язык……………………………………………………….37

         2.1.4.диалог автора с "проницательным читателем"………………….40

2.2.этика позитивизма в нравственно- философских размышлениях и поступках героев романа…………………………………………………………………..44

            2.2.1."пошлые" люди……………………………………………………44

         2.2.2."новые" люди……………………………………………………...49

         2.2.3.теория "разумного эгоизма" как основа позитивистской этики в          

                  романе "что делать"………………………………………………54

         2.2.4.рахметов "особенный человек"…………………………………..58

         2.2.5.реализация философских позитивистских доктрин в романе 

                        "что делать"……………………………………………………….68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...84

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………86

ВВЕДЕНИЕ

 

Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям: она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно теоретиком, философом-мыслителем. Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество.

Замечательным примером такого единства теории и практики был творческий опыт Николая Гавриловича Чернышевского. Лидер революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, создатель стройной эстетической теории, блестящий историк и экономист, Чернышевский воплотил свои научные взгляды в художественной практике – романах, повестях, рассказах, драматургических сочинениях.

Это не означало, что его беллетристические произведения оказались лишь иллюстрацией теоретических доктрин, - нет, автор всегда оставался художником. И все отмеченное выше единство составляет специфическую особенность творческого облика Чернышевского. Об этом свидетельствуют произведения, в том числе и роман «Что делать».

Роман «Что делать»… один из загадочных в русской литературе… По-прежнему вызывают споры многие страницы, смысл которых очень часто оказывался упрятанным в эзоповское слово», - заявил современный биограф Чернышевского, автор обзора новейшей литературы о великом русском мыслителе, критике и беллетристе.[1]

Г.В. Плеханов посвятил роману Чернышевского Н.Г. «Что делать» первое глубокое исследование: «Кто не читал и не перечитывал этого значительного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? Кого не поражала нравственная красота действующих лиц? Кто после чтения этого романа не задумывался над собственною жизнью, не подвергал  строгой проверке своих собственных стремлений и наклонностей? Все мы черпали из него нравственную силу и веру в лучшее будущее… пусть укажут нам хоть одно из самых замечательных, истинно художественных произведений русской литературы, которое по своему влиянию на нравственное и умственное развитие страны могло бы поспорить с романом «Что делать?».[2]

Эти же слова можно сказать об этом романе и сегодня. Он по-прежнему должен быть интересен нашим современникам и прежде всего как  уникальное литературное явление. Новый взгляд на популярное в 19 веке произведение Чернышевского открывает нам эту книгу и её автора совсем с неожиданной стороны. Много чего находим мы в ней необычного для общепринятого истолкования романа. Это и концепция любви Чернышевского, и разумная до научности модель организации человеческого общества, основанного на постулатах добра и человеколюбия; и альтруистический подход к эгоизму (как не парадоксально это звучит), в основе которого высокая мысль о самопожертвовании; и необыкновенная вера автора в человека и его человечность; и его любовь к жизни и к людям. Было бы интересно взглянуть на роман не с привычной для нас социально-политической и идеологической точки зрения, как когда-то нас учили в школе, а заглянуть в душу, в самое сердце этой книги, понять позитивную мысль автора и оценить её по достоинству.

Кроме того, старая как мир мечта человека о лучшей жизни, которая лежит и в основе романа «Что делать», по сей день остаётся актуальной в России.

Поэтому тема данного дипломного проекта  «Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» выбрана не случайно и вполне актуальна  на сегодняшний день. 

Цель данной работы – проанализировать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» и изучить позитивистские взгляды в этом романе.

Объектом нашего исследования является   роман Чернышевского Н.Г. «Что делать».

Предмет исследования -  позитивизм в романе Чернышевского Н.Г. «Что делать».

В ходе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:

1. Обобщить учебную литературу по философии, истории философии и литературе;

2. Определить, что такое позитивизм, каковы его основные черты и в чём заключается суть этого философского учения.

3. Проследить развитие общественной мысли в России в эпоху 60-х годов XIX века и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом развитии;

4.Выполнить анализ романа Чернышевского «Что делать» с точки зрения основных идей позитивизма.

Сообразно поставленным задачам в работе использовались следующие методы исследования:

    1.Изучение  научно-методической литературы;

    2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов;

 3.Анализ художественного произведения - романа                                                           

                     Н.Г.Чернышевского «Что делать».

                          

          В ходе исследования главной проблемой стало осуществление подбора необходимой литературы о жизни, творчестве и философских воззрениях Н.Г.Чернышевского, поскольку идеологизированный в советские времена писатель и его творчество сегодня мало кого интересует как объект научного исследования.

         Основными источниками в данной работе послужили следующие труды:

1)  Текстологическое исследование Рейсера С.А. «Некоторые проблемы изучения романа «Что делать» - Л., 1975.

2)  Книга Паперно И. Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» - М., «Новое литературное обозрение», 1996. – в которой автор воссоздает многокрасочную и подробную картину событий «эпохи реализма», обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно воспроизводит наиболее характерные подробности быта «новых людей».

3)  Работы Бердяева Н.А. – «Философия свободы»., и «Философская истина и интеллигентская правда». Электронное издание БЭКМ, 2006. – вопрос о развитии общественной философской мысли России 60-х гг. XIXвека.

4)  Академическое издание Зеньковского В.В. – «История русской философии».- вопрос о позитивизме в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского.

5)  Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать» и другие его работы.

6)  Справочная литература и др.

ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ?

1.1. Понятие и сущность позитивизма.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный), в общем смысле,– это направление современной философии, объединяющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную  ценность философского исследования.[3] С опубликованием шеститомного "Курса положительной философии" французского философа и учёного О. Конта (1830-1842), было положено начало новому мировоззрению, которое провозгласило решительный разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Такая контовская позиция  получила название позитивизм, главным лозунгом которого стало заключение о том, что «Наука – сама себе философия». Поскольку позитивизм не имеет дела с метафизическими проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки метафизики, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

рефераты
Новости