Дипломная работа: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Дипломная работа: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уральский
государственный университет
имени А. М. Горького
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПОЗИТИВИЗМА В РОМАНЕ
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Дипломная работа
студента 6 курса
Ивановой Яны
Александровны
Научный руководитель:
доцент
Подчинёнов
Алексей Васильевич
г. Екатеринбург
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Что такое позитивизм?...........................................................................7
1.1. Понятие и сущность
позитивизма……………………………………………...7
1.2. Место позитивизма в
русской общественной мысли xix
века ………………………………………………………………………………………………12
1.3.судьба позитивизмаи его
значение для россии……………………………….22
1.4.проблема формирования
позитивистских взглядов чернышевского..26
Глава 2. Позитивизм в романе чернышевского н.г.
"что делать"…………………………………………………………………29
2.1. Общая характеристика
романа………………………………………………………29
2.1.1.проблема художественной формы в романе "что
делать"……..31
2.1.2.проблема
композиции романа……………………………………36
2.1.3. Эзопов язык……………………………………………………….37
2.1.4.диалог автора
с "проницательным читателем"………………….40
2.2.этика позитивизма в
нравственно- философских размышлениях и поступках героев романа…………………………………………………………………..44
2.2.1."пошлые" люди……………………………………………………44
2.2.2."новые"
люди……………………………………………………...49
2.2.3.теория
"разумного эгоизма" как основа позитивистской этики в
романе
"что делать"………………………………………………54
2.2.4.рахметов
"особенный человек"…………………………………..58
2.2.5.реализация
философских позитивистских доктрин в романе
"что
делать"……………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………86
ВВЕДЕНИЕ
Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям: она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно теоретиком, философом-мыслителем. Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество. Замечательным примером такого единства теории и практики был творческий опыт Николая Гавриловича Чернышевского. Лидер революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, создатель стройной эстетической теории, блестящий историк и экономист, Чернышевский воплотил свои научные взгляды в художественной практике – романах, повестях, рассказах, драматургических сочинениях. Это не означало, что его беллетристические произведения оказались лишь иллюстрацией теоретических доктрин, - нет, автор всегда оставался художником. И все отмеченное выше единство составляет специфическую особенность творческого облика Чернышевского. Об этом свидетельствуют произведения, в том числе и роман «Что делать».
Роман «Что делать»… один
из загадочных в русской литературе… По-прежнему вызывают споры многие страницы,
смысл которых очень часто оказывался упрятанным в эзоповское слово», - заявил
современный биограф Чернышевского, автор обзора новейшей литературы о великом
русском мыслителе, критике и беллетристе.[1]
Г.В. Плеханов посвятил роману Чернышевского Н.Г. «Что делать» первое глубокое исследование: «Кто не читал и не перечитывал этого значительного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? Кого не поражала нравственная красота действующих лиц? Кто после чтения этого романа не задумывался над собственною жизнью, не подвергал строгой проверке своих собственных стремлений и наклонностей? Все мы черпали из него нравственную силу и веру в лучшее будущее… пусть укажут нам хоть одно из самых замечательных, истинно художественных произведений русской литературы, которое по своему влиянию на нравственное и умственное развитие страны могло бы поспорить с романом «Что делать?».[2] Эти же слова можно сказать об этом романе и сегодня. Он по-прежнему должен быть интересен нашим современникам и прежде всего как уникальное литературное явление. Новый взгляд на популярное в 19 веке произведение Чернышевского открывает нам эту книгу и её автора совсем с неожиданной стороны. Много чего находим мы в ней необычного для общепринятого истолкования романа. Это и концепция любви Чернышевского, и разумная до научности модель организации человеческого общества, основанного на постулатах добра и человеколюбия; и альтруистический подход к эгоизму (как не парадоксально это звучит), в основе которого высокая мысль о самопожертвовании; и необыкновенная вера автора в человека и его человечность; и его любовь к жизни и к людям. Было бы интересно взглянуть на роман не с привычной для нас социально-политической и идеологической точки зрения, как когда-то нас учили в школе, а заглянуть в душу, в самое сердце этой книги, понять позитивную мысль автора и оценить её по достоинству. Кроме того, старая как мир мечта человека о лучшей жизни, которая лежит и в основе романа «Что делать», по сей день остаётся актуальной в России. Поэтому тема данного дипломного проекта «Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» выбрана не случайно и вполне актуальна на сегодняшний день.
Цель данной работы –
проанализировать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» и изучить позитивистские
взгляды в этом романе.
Объектом нашего исследования
является роман Чернышевского Н.Г. «Что делать».
Предмет исследования - позитивизм в романе Чернышевского Н.Г. «Что
делать».
В ходе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить учебную литературу по философии,
истории философии и литературе;
2. Определить, что такое позитивизм, каковы
его основные черты и в чём заключается суть этого философского учения.
3. Проследить развитие общественной мысли в
России в эпоху 60-х годов XIX века
и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом
развитии;
4.Выполнить анализ романа Чернышевского «Что
делать» с точки зрения основных идей позитивизма.
Сообразно поставленным задачам в работе
использовались следующие методы исследования:
1.Изучение научно-методической литературы;
2. Изучение и анализ документальных и
архивных материалов;
3.Анализ художественного произведения - романа
Н.Г.Чернышевского «Что делать».
В ходе исследования главной проблемой стало
осуществление подбора необходимой литературы о жизни, творчестве и философских
воззрениях Н.Г.Чернышевского, поскольку идеологизированный в советские времена
писатель и его творчество сегодня мало кого интересует как объект научного
исследования.
Основными источниками в данной работе послужили
следующие труды:
1)
Текстологическое
исследование Рейсера С.А. «Некоторые проблемы изучения романа «Что делать» -
Л., 1975.
2)
Книга Паперно И.
Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» - М., «Новое
литературное обозрение», 1996. – в которой автор
воссоздает многокрасочную и подробную картину событий «эпохи реализма»,
обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно
воспроизводит наиболее характерные подробности быта «новых людей».
3)
Работы
Бердяева Н.А. – «Философия свободы»., и «Философская истина и интеллигентская
правда». Электронное издание БЭКМ, 2006. – вопрос о развитии общественной
философской мысли России 60-х гг. XIXвека.
4)
Академическое
издание Зеньковского В.В. – «История русской философии».- вопрос о позитивизме
в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского.
5)
Роман
Н.Г.Чернышевского «Что делать» и другие его работы.
6)
Справочная
литература и др.
ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ?
1.1.
Понятие и сущность позитивизма.
Позитивизм (от лат. positivus - положительный),
в общем смысле,– это направление современной философии, объединяющее
единственным источником истинного, действительного знания конкретные
(эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского
исследования.[3]
С опубликованием шеститомного "Курса положительной философии"
французского философа и учёного О. Конта (1830-1842), было положено начало
новому мировоззрению, которое провозгласило решительный разрыв с философской
традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
Такая контовская позиция получила название позитивизм, главным лозунгом
которого стало заключение о том, что «Наука – сама себе философия». Поскольку
позитивизм не имеет дела с метафизическими проблемами, он отвергает как
идеализм, так и материализм. Пережитки метафизики, к которым относятся, по
мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей должны быть удалены из
науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос
«почему», а на вопрос «как».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |