Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа
Поэтические
произведения К.И. Чуковского (1882—1969) для детей постоянно привлекают к себе
внимание исследователей. Широко известны так называемые «Заповеди для детских
поэтов», написанные Чуковским как обобщение и собственного опыта работы для
малышей, и работы других детских писателей [79, С.123]. В свете этих заповедей
следует рассматривать и поэтическое творчество Чуковского для детей, тогда
станет понятен необычайный успех всего, что создано им, начиная с первой
стихотворной сказки «Крокодил», затем – «Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»,
«Краденое солнце», «Перевертыши» и др. Чуковский опирается на устнопоэтическое
творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует отдельные
детали и приемы. Непростую задачу нравственно-эстетического воспитания человека
К.И.Чуковский выполнял не один. В 20-е годы в детскую поэзию пришли
В.Маяковский, С.Маршак, А.Барто, принеся много интересного, но и впадая в
обусловленные эпохой крайности (излишняя политизация, лозунговость, воспевание
«нового человека» и т.д.).
Например,
в творчестве В.В.Маяковского (1893—1930) значительное место, наряду с
произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт
подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была
осуществлена им в детской литературе. Главное время в его стихах для детей —
будущее взрослое. Отсюда — постоянное соотнесение сегодняшнего поступка,
сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку
будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей
и сегодня. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а
сегодняшнему дню — культурном и нравственно-эстетическом.
Поэзия
Владимира Владимировича Маяковского не боится открытой, целенаправленной морали
и четкого разграничения добра и зла, положительного и отрицательного. Эту
поэтическую и педагогическую задачу выполняет стихотворение «Что такое хорошо и
что такое плохо?» (1925). Стихотворение относится к жанру дидактического
рассказа в стихах. Маяковский находит новые приемы для создания
беседы-поучения, так, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка. В
стихотворении «Кем быть?» (1928) творческое отношение человека к своему долгу,
гуманистическая направленность труда, активное приближение будущего составляют
единое звено проблем. Маяковский стремится воспитать у детей дошкольного
возраста активное отношение к труду, к жизни. Возможность поиграть в различные
профессии ребенок получает, читая стихотворение Маяковского. Перевоплощаясь в
процессе игры во взрослых, дети учатся заглядывать в будущее. Мечты эти сродни
прогнозированию будущего Человеческих возможностей. В творческом наследии
Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизни людей
труда. Все это обеспечило долгую жизнь стихотворениям Маяковского, написанным
для детей. Развитие детской поэзии немыслимо без освоения наследия Маяковского.
В поэтическом
творчестве С.Я.Маршака (1887—1964) отражены принципы таких жанров устного
народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки,
скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые
чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня»,
«Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только
немногое из написанного в 20-е годы. Стихотворения цикла «Детки в клетке» —
лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объему: две, четыре, редко
восемь строк. В них даются конкретные, четкие черты облика или повадок животных.
В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум. Тема
счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что она
объединяет основные проблемы: проблемы ребенка в коллективе, отношений детей и
взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы
С.Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и
активны, дружелюбны и раскованны. Они увлеченно играют («Мяч»,
«Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга»,
«Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир
(«Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).
Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему
счастливого детства.
Умение
видеть перспективу жизни совсем еще маленького ребенка, проследить связь
детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений
Маршака, посвященных теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской
литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребенка.
С.Я.Маршак боролся за создание «большой литературы для маленьких». В своем
докладе на I съезде советских писателей Маршак
отметил, что для детей создано еще мало книг, подчеркнул, что необходимо
активно разрабатывать героическую тематику. Творческое наследие писателя очень
значительно и до сих пор не потеряло своей актуальности в деле формирования культурно-нравственных
ценностей подрастающего поколения.
С.В.Михалков откликался на важные события в жизни
страны. Он известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми («А что у
вас?», «Мимоза», «Про Фому»). К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются
такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения,
занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произведения Сергея
Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью
к детям. В соответствии с лучшими традициями поэзии для детей Михалков и в
веселых стихах чужд пустого развлекательства. Обычно в основе юмористического
стихотворения поэта лежит здоровая нравственная идея. Так, стихотворение «А что
у вас?» на первый взгляд представляет собой неприхотливую запись с натуры
непринужденной болтовни случайно собравшихся ребятишек («Дело было вечером,
делать было нечего»). Разговор сначала течет неторопливо и бесцельно, детская
неустойчивая мысль перескакивает с предмета на предмет. Но вот в разговоре появляется
ведущая тема — разгорается спор, чья мама важнее, лучше, и поэт подводит
читателя к главной мысли, что разнообразные дела, которыми заняты матери,
достойны уважения, любви.
Имя
веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя Степа —
милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа - ветеран» уже стало
нарицательным. Михалкову удалось создать обаятельный образ взрослого человека —
благородного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех
дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой
в торжество добра, утверждение справедливости. В стихотворениях о дяде Степе
проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя:
оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас
озорная выдумка, мягкий юмор. Поэтическая гипербола имеет в этом произведении
особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение
спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной
сказки. Но у Михалкова это обыкновенный человек, который работает,
задумывается, развлекается. Герой постепенно растет от произведения к
произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и
нравственных возможностей юного читателя.
Со времени
появления героя С.Михалкова минуло немало десятилетий. И все-таки история о
дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших
школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель сумел
вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его
положительные человеческие качества. А в дальнейшем они же становятся
основанием его достойного и высокого поведения как гражданина своего города,
Отечества. Патриотизм, гражданственность всегда будут ценностями,
затребованными здоровым общественным организмом. Ненавязчивое воспитание этих
качеств требуется начинать уже с самого юного возраста. Именно в этой области и
проявляется талант создателя образа доброго, великодушного, храброго, мудрого
великана Степана Степанова.
Лучшим
произведениям С.В.Михалкова присуща широта обобщений, острота проблематики,
глубина содержания и доступность формы. Его творчество вошло в отечественную
детскую литературу страницами тонкого, жизнерадостного юмора, искреннего веселья,
остроумного розыгрыша, сменяющихся серьезным размышлением, неплакатной
гражданственной интонацией, искренним пафосом патриотизма.
В
творчестве А. Барто (1906—1982) также ощущается стремление освоить все лучшее,
что уже было достигнуто в области детской литературы. В 1928г. появляется
знаменитая книжка А. Барто для маленьких «Братишки», посвященная детям разных
народов, отцы которых погибли в борьбе за свободу и счастье людей. Написанная в
жанре колыбельной песни, эта книжка гуманистична по содержанию, заключенному в
доступную детям, конкретную, образную форму. В цикле песен, которые поют четыре
матери у колыбелей своих детей, создаются портреты то «черненького братца», то
«желтого братишки, косоглазого мальчишки», то «третьего братика», «светло-шоколадного»;
то «белого мальчонки». Эта книжка поэтессы стала значительным событием в
детской литературе. Много раз издавалась она и в нашей стране, и за рубежом.
К
сильным сторонам творчества А. Барто относятся юмористические и сатирические
мотивы многих ее стихотворений. А. Барто широко пользовалась средствами юмора и
тогда, когда она рассказывала маленьким детям об игрушечных зайке, мишке,
бычке, лошадке (цикл «Игрушки»). Каждая игрушка в изображении поэтессы
приобретает индивидуальность. Игрушки у Барто — полноправные участники детской
жизни, друзья малышей. В творчестве А. Барто раскрывается поэзия детской
личности, начиная с самого раннего возраста, когда ребенок едва начинает ходить
(«Машенька»). Малыш в этот период — открыватель мира, он только получает самые
первые впечатления. Ритмическая и интонационная структура стихотворений Барто,
адресованных детям дошкольного возраста, рассчитана на восприятие маленького
читателя. Стихи для дошкольников естественны, динамичны, близки к разговорным.
В художественных образах поэтесса стремится обратить внимание маленького
читателя на то, что происходит в его родном городе, стране. Так появляются
стихотворения с конкретными указаниями места действия и с точными зарисовками
событий: «На станции «Сокольники»...» («Мы едем на метро»), «В огнях «Охотный
ряд»...», «Сегодня площадь Пушкина в серебряном дожде...» («Что случилось на
каникулах»); «На Красной площади».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |