Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа
А.Рыбаков в повести «Приключения Кроша»
нравственно-философски исследует героя-рассказчика, его взросление и
становление гражданской позиции. Этот процесс возмужания передан писателем без
лишних деталей, со штрихами юмора. Однако повесть остросюжетна; конфликт между
добром и злом дается в напряженности открытой борьбы.
В
творческом поиске А.Алексина найден герой-подросток, в облике которого
угадывается чудак, фантазер, мнимо-отрицательный герой («Тридцать один день»,
«Отряд шагает в ногу», «Необычайные похождения Севы Котлова»). В этих
произведениях просматривается стремление автора раскрыть психологию
героя-рассказчика, что привело к усилению психологического анализа и
своеобразному равновесию юмора и психологизма в повестях «Саша и Шура», «Мой
брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!», «Поздний ребенок».
Анализ
психологии героев-рассказчиков в детской литературе связан с диалектикой
внешнего, взрослого, мира и внутреннего, детского. Мечты героя-рассказчика, его
жизненная позиция и привычные убеждения не идеализируются.
Научно-художественная
литература для детей в России XX в.
создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой популярной книгой; а с другой
стороны — в развитии лучших традиций этого жанра. Появились произведения
М.Пришвина («Рассказы егеря Михаил Михалыча»), И. Соколова-Микитова («Найденов
луг»), В.Обручева («Плутония»), А. Арсеньева («Дерсу Узала»), В.Дурова («Звери
дедушки Дурова») и др. Советская научно-художественная литература создавалась при
непосредственном участии научных работников и литераторов. Становление ее как
жанра связано с творчеством Б. Житкова, В. Бианки и Е.И. Чарушина.
Серьезные
этические проблемы, драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б.С.
Житкова, сыгравшего большую роль в становлении детской литературы в России XX в. Стремление передать воспринятое в
течение жизни другим поколениям определило особый строй произведений Житкова.
Он создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать
творческую фантазию детей, автор обращается к чувствам ребенка и к его разуму.
Рассказы Б.С.Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник»,
«Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). В центре внимания писателя человек,
творческий труд.
Для
творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного
возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик»,
«Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его
произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для
бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б.Житков к
решению важной задачи, стоящей перед новой детской литературой, — соединению
острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии
героев.
Он внес
в детскую литературу суровый реализм, уважительный разговор с подростком о
героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность,
образное восприятие мира. Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко
находят путь к детским сердцам. Особое место в творчестве Б.С.Житкова занимают
его рассказы о животных, такие, как «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка»,
«Беспризорная кошка», «Мангуста». Это занимательные произведения, в которых
чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей, и подлинность
событий, положенных в основу сюжета.
Б.Житков
написал книгу и для детей 3 — 4 лет - книга про Алешу Почемучку — «Что я
видел». «Производственная книга для четырехлетних граждан», по определению
писателя, стала энциклопедией для маленьких. Это было новаторское произведение,
потому что ничего похожего ни у нас, ни за рубежом до тех пор не было. Книга
для дошкольников создавалась исходя из потребностей ребенка, в ответ на массу
интересующих его вопросов: почему пора спать? Какая платформа? Как в Москве на
улицах? Что такое метро? Как слон купается? Как растет дыня?» В рассказах Б.
Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение поделиться своим
жизненным опытом, уважение к читателю-ребенку. Б.Житков писал для ребят разного
возраста и к каждому старался найти подход и ответить на «универсальные»
вопросы, которые возникают у разновозрастной и разнохарактерной читательской
аудитории [77, С.56].
Другим
не менее талантливым детским писателем был и Виталий Валентинович Бианки,
биолог, исследователь и cледопыт,
писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе. В 1923г.
появилась первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья». В
следующие два года вышли его книги «Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто чем
поет?», «Чей нос лучше?». Всего В.Бианки принадлежит более 250 произведений.
Писатель создал познавательные книжки-картинки, природоведческие сказки,
рассказы, очерки, охотничьи повести, им придумана знаменитая «Лесная газета» -
уникальная книга в детской литературе [25]. Книги В. Бианки — произведения
природоведческого характера; они уводят нас в мир живой природы. В основе книг
обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место
действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая
точность зверя, птицы, насекомого, растения, т.е. все то, что обязательно в
природоведческих книгах. В.Бианки умеет вызвать у читателя интерес к окружающей
природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. Чтобы заинтересовать,
увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса:
«Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т. д. Он привлекает ребенка к
самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать и смотреть так,
чтобы природа добровольно открыла свои тайны.
Писатель
создает свои произведения на точных научных фактах, на документально
проверенных и обоснованных случаях. Все его герои — животные, птицы, насекомые
— обладают конкретными особенностями, писатель не допускает безликого обобщения
образов и символов природы. Поэтому книги В. Бианки о природе — энциклопедия
биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это
энциклопедия, созданная ученым и писателем, ясно понимающим запросы своего
маленького читателя. Для беседы с детьми В.Бианки очень часто прибегает к
сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной
сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны
любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок
Пик» и др.) [28].
Например,
в «Лесной газете» В.Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному
миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным. Книга состоит
из 12 разделов (номеров газеты), каждый из которых посвящен одному месяцу
лесного календаря. У каждого месяца свое название, соответственно характерной
черте сезонной жизни, например «Месяц пробуждения от спячки», «Месяц гнезд». В
«Лесной газете» собран богатый познавательный материал. Эта книга, как и все
произведения В.В.Бианки, способствует формированию у юного читателя
многогранности восприятия и любви к родной природе.
Во
многом созвучно тематике и писательской манере Бориса Житкова и Виталия Бианки
творчество Евгения Ивановича Чарушина. Он начал свою деятельность как
иллюстратор детских книг. Первые его собственные произведения появились в 1929
году. Это были сначала книжки-картинки: «Вольные птицы», «Разные звери». Его
рассказы не просто галерея портретов это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они
пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. В произведениях
Е. Чарушина действуют не только животные. У него есть много и человеческих
характеров. Например, девочка Аня, которая любит заботиться о животных. К ней
несут птенцов и зверюшек (рассказ «Захочешь есть — говорить научишься»).
Маленький Никитка — герой сборника «Никитка и его друзья», любознательный
фантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. Характерные
особенности творческой манеры Е.Чарушина воплотились в сборнике «Большие и
маленькие» (1973). Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы
представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Главы этой книги так и
называются: «Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком».
Последняя глава книги — это прямое обращение писателя к ребенку-читателю:
«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят
учат еду добывать, себя спасать? Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все
знать нужно». Воспитание гуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем
живом на земле составляет основу творческой практики Е. Чарушина [65].
В
современной детской литературе книги о природе занимают одно из первых мест,
особенно для дошкольников и младших школьников. Детям необходим большой
разговор о природе. В этой теме заключается масса возможностей для воспитания
нравственности и добрых эмоций, для практической деятельности и для
размышления. При всем разнообразии жанров, сюжетных ситуаций, персонажей книг о
природе, творческой манеры каждого из писателей общее в них — решение важнейшей
проблемы современной литературы: проблемы дальнейшей гуманизации человека.
В конце
20-х и особенно в 30-е годы в детской поэзии России ведущее место приобретают
темы социалистического строительства, покорения природы, формирования новой
морали. К концу десятилетия, когда многие ощущали предвоенную напряженность,
детская поэзия в России стала активно осваивать интернациональную тематику. В
детской поэзии 30-х годов появились произведения таких поэтов, как С. Кирсанов
(«Поэма о Роботе»), А. Твардовского («Ленин и печник»), Б.Корнилов («Как от
меда у медведя зубы начали болеть»), Э. Багрицкий («Смерть пионерки»), 3. Александрова
(«Гибель Чапаева»), О. Берггольц («Пионерская лагерная», «Песня дочери»), С. Михалков
(«Дядя Степа»), А. Барто («Над морем звезды»).
Детская
поэзия 20—30-х годов стала неотъемлемой и органичной частью художественной
литературы России, что особенно отчетливо проявилось в творчестве К. Чуковского,
В. Маяковского, С. Маршака.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |