Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа
Таким образом, анализ
тенденций в постсоветской детской литературе показал, что отечественная детская
литература в процессе своего развития кардинально изменилась. Произведения
детских авторов советского периода, хотя и отличались крайней
идеологизированностью, тем не менее, отличались воспитательной направленностью,
учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, отраженных в
стилистике языка, тематике и жанрах. Постсоветская детская литература
отрекается от многих традиций русской и советской литературы. Это находит свое
выражение в коммерциализации издательского процесса, в результате чего
появляются произведения массовой культуры, произведения-однодневки. Многие
произведения постсоветской детской литературы отличает использование запретных
тем, цинизм и сомнительная «положительность» героев, использование жаргона в
языке. Все это не только не соответствует специфике детской литературы, но и не
способствует главной её цели – воспитанию у ребенка системы ценностей с
устойчивыми понятиями добра и зла, красоты, этики, нравственных и моральных
норм, а также не отвечает потребностям развития художественного вкуса у
подрастающего поколения. Таким образом, современная детская литература не
выполняет или слабо выполняет свою основную, приоритетную функцию канала
воспроизводства и передачи духовных ценностей народа.
В заключение хотелось бы
сказать о том, что с подобное положение современной детской литературы вызывает
озабоченность и тревогу у общественных деятелей, детских писателей,
библиотекарей, педагогов. Так, в 2001г. по их инициативе был организован
«Конгресс в поддержку Чтения», на котором была сделана попытка привлечь
внимание общества, власти к кризисному состоянию детского чтения в стране,
угрожающему интеллектуальному потенциалу России, ее культуре, духовным основам
и нравственным устоям. На современном этапе необходимо четкое видение единой
цели воспитания и развития растущего человека искусством, понимание того, что
детская литература - это ядро формирования человека «сердечного ума» и «умного
сердца».
Литература
1.
Александров В.П.
С.Михалков. Биография творчества. Изд. 3-е. - М., 1986.
2.
Алексеева М.П.
Советские детские журналы 20-х годов. - М., 1982.
3. Арзамасцева И.Н. Литература для детей
и школа // Детская литература. – 2000. №3. – С. 69 – 73.
4.
Арзамасцева И.Н.,
Николаева С.А. Детская литература. - М., 1997.
5.
Афанасьев А.Н.
Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1999.
6.
Бегак Б.А. За
горами, за морями. - М., 1982.
7.
Бегак Б.А.
Классики в Стране Детства. - М., 1983.
8. Белинский В.Г. Избранные статьи. –
Л.: Лениздат, 1975.
9.
Белинский В.Г.,
Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М., 1974.
10. Битов А. Есть историческое время, через
которое не перепрыгнешь... Литературная газета. — 1996. — 13 марта. — С. 5.
11. Ботникова А.Б. Трансформация
принципов немецкой романтической сказки в русской литературной сказке первой
пол.XIX в. (А.Погорельский, В.Одоевский) //
Из истории русско-немецких литературных взаимосвязей. - М., 1987.
12. Воронов В.И. Анатолий Алексин. Очерк
творчества. - М., 1980.
13. Ганкина Э.З. Художник в современной
детской книге (очерки). - М., 1977.
14. Гольдин А.М. Невыдуманная жизнь (из
биографии Аркадия Гайдара). -М., 1979.
15. Голубева Е.И. Детское чтение в
России: реальность, опасения, прогнозы//Книжное дело. – 2002. - №1. – С.60-63.
16. Горький А.М. О детской литературе.
Статьи, высказывания, письма. - М., 1968.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. - М., 1997.
18. Детская литература/Под ред. Е. Е.
Зубаревой. - М., 2004.
19. Джежелей О.В. Чтение и литература.
Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы. - М., 2003.
20. Дьяконова В.П. Социологические
исследования в детской библиотеке – ключ к взаимопониманию// Чтение детей и
подростков в конце XX века. – М.,
1999.
21. Ершов Г. Михаил Пришвин. Очерк
творчества. - М., 1973.
22. Живова З.С., Медведева Н.В. Вопросы
детской литературы и детского чтения. Библиографический указатель книг и статей
по истории, теории и критике. - М., 1979.
23. Живой родник: Хрестоматия по
внеклассному чтению. Для учащихся 3 кл./Сост. Е.Е. Зубарева и др.; Под ред.
Г.П. Веселова. 2-е изд. - М., 1992.
24. Зубарева Е.Е. Несущие тягу земную
(очерки о проблемах социалистического реализма в советской детской и юношеской
литературе). - М., 1980.
25. Ивич А. Природа. Дети (очерки). - М.,
1980.
26. Казак В. Лексикон русской литературы XX в. — М., 1996.
27. Камов Б.К. Обыкновенная биография
(Аркадий Гайдар). - М., 1971.
28. Кириллова И. Что читают наши
дети//Библиотечная газета. – 2002. - №6. С.3.
29. Крапивин В.П. Собрание сочинений: В
30 т. – М., 2001.
30. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.,
Арзамасцева И.Л. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. - М.,
1995.
31. Лойтер С. Русский детский фольклор и
детская мифология. — Петрозаводск, 2001.
32. Майофис М., Кукулин И. Семиотика
детства // НЛО. – 2002. №58. – С. 8-11.
33. Маршак С.Я. О большой литературе для
маленьких. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1974.
34. Медведева И., Шишова Т. Гарри Поттер:
стоп. (Попытка экспертизы). – www.netda.ru/belka/texty/shyme/ST-36.htm
35. Мельников МЛ. Русский детский
фольклор. - М., 1987.
36. Мещерякова М.П. Русская детская,
подростковая и юношеская проза второй половины XX века: проблемы поэтики. – М., 1997.
37. Михайлова Л.П. Что будут читать дети XXI века//Детская литература. – 2001. -
№5-6/ - C/89-90/
38. Мотяшов И.Л. Авторитет доброго слова.
- М., 1975.
39. Мотяшов И.Л. Сергей Михалков.- М.,
1975.
40. Мотяшов И.П. Мастерская доброты
(очерки о советских детских писателях). - М., 1983.
41. Николаева С.А. Дети и война. - М.,
1991.
42. Новлянская З.Л., Кудина Г.Л. Литературное
чтение. Учебник для 3 кл.: В 2 ч. - М., 2001.
43. Новлянская З.Л., Кудина Г.Л. Литературное
чтение. Учебник для 4 кл.: В 2 ч. - М., 2003.
44. Овчинникова Л. В. Русская
литературная сказка XX века. История, классификация,
поэтика. – М., 2003.
45. Панин Б. Проза русской эмиграции.
(Третья волна). — М., 1997.
46. Перцов В.О. Маяковский. Жизнь и
творчество. - М., 1976.
47. Петровский М. Книги нашего детства. –
СПб., 2000.
48. Приходько В. Поэт разговаривает с
детьми (очерки). - М., 1980.
49. Проблемы детской литературы / Под общ.
редакцией И. П. Лупановой. - Петрозаводск, 1989.
50. Пропп В.Я. Исторические корни
волшебной сказки. – М., 2002.
51. Путилова Е.О. Очерки по истории
критики советской детской литературы. -М., 2003.
52. Пушкин А.С. Полное собрание
сочинений: В 10 т. – М., 1965.
53. Разгон Л.Э. Мир, в котором дети — не
гости. - М., 1972.
54. Разумневич В.Л. Всем детям ровесники.
Заметки о книгах современных детских писателей. - М., 1980.
55. Русская басня XVIII—XX вв. // Библиотека отечественной классической художественной
литературы. – М., 2003.
56. Русская детская литература. Учеб.
пособие для институтов культуры/ Под ред. Ф. И. Сетина. - М., 1972.
57. Русская литературная сказка ХУШ-ХХ
вв.// Библиотека отечественной классической художественной литературы. - М.,
2003.
58. Русские писатели 1800-1917.
Биографический словарь. - М., 1992.
59. Русские писатели для
детей//Библиотека отечественной классической художественной литературы. - М.,
2003.
60. Сетин Ф.И. История русской детской
литературы. - М., 1990.
61. Сивоконъ С.И. Уроки детских
классиков. — М., 1990.
62. Сивоконь С.И. Чуковский и дети. - М.,
1983.
63. Смирнова В.В. Аркадий Гайдар. Очерк
жизни и творчества. - М., 1972.
64. Соловьев А., Мотяшов И. Агния Барто.
Очерк творчества. - М., 1979.
65. Стрельцова С.И., Тамарченко Н.Д.
Мастерская слова. Учебник по литературному чтению для 1-го класса. - М., 2003.
66. Стрельцова СЛ., Тамарченко Н.Д.
Глаголь и добро. Учебник по литературному чтению для 2-го класса. - М., 2003.
67. Тимина С. И., Васильева В. Е.,
Воронина О. Ю. Современная русская литература (1990-е гг. – началоXXI в.). – СПб., 2005.
68. Тимофеева Н.А. Библиотека и чтение в
жизни городских и сельских подростков//Чтение детей и подростков в конце XX века. – М., 1999.
69. Тихомирова Е.В. Проза русского
зарубежья и России в ситуации постмодерна - М., 2000.
70. Толкин Дж. Р. Р. Дерево и лист. — М.,
1991.
71. Толкин Дж. Р. Р. Дерево и лист. – М.,
1991.
72. Три века русской поэзии: Школьная
хрестоматия/Сост. Банников Н.В. - М., 2000.
73. Утков В.Т. Творчество Ершова П.П. -
Новосибирск, 1980.
74. Ушинский К.Д. Педагогические
сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1989.
75. Фольклор народов России. Библиотека
отечественной классической художественной литературы. - М., 2003.
76. Хрестоматия по детской литературе/Под
ред. Е.Е. Зубаревой. - М., 2001.
77. Черненко Г.Л. Вечный Колумб.
Биографический очерк о Б.С.Житкове. - Л., 1989.
78. Чуковская Л. Лаборатория редактора. —
М., 1963.
79. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.,
1994.
80. Шаров А. Волшебники приходят к людям.
Книга о сказке и сказочниках. - М., 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |