Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа
Итак,
детская литература в XVIII
веке развивается активно. На первом месте в кругу детского чтения стоят
энциклопедии, путешествия. Тем не менее, в чтении детей конца XVIII века большое место занимают книги
для взрослых, куда входят произведения Державина, Сумарокова, Карамзина и др.,
а также зарубежные переводы. Вместе с тем, наметились пути развития детской
литературы: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой
для взрослых, сочетание науки и искусства. Задачи эти продолжали решаться
детской литературой XIX столетия.
1.3 Детская литература в XIX в
Впитав в
себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых
условиях, детская литература XIX
века становится высоким искусством и в лучших своих образцах не уступает
достижениям «большой» литературы, до сих пор оказывает благотворное
воспитательное воздействие. Развитие детской литературы XIX века происходит в тесной связи с
просвещением, с литературой для взрослых и всей культурой, c революционно - освободительным
движением.
В этих
условиях в детской литературе становится актуальной мысль Н.А.Добролюбова: кто
занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее. Из всех стихотворных
жанров в начале XIX века
наибольшим успехом пользовалась среди детей басня, т.к. этот жанр по многим
признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные и звери.
События разворачиваются быстро, содержание басен легко можно пересказать,
инсценировать или читать по ролям. После чтения нетрудно проводить беседы
морально-нравственного характера. Поэтому педагоги и воспитатели с давних пор
широко пользовались басней «для наставления и забавы детей». Самой большой
популярностью среди русских детей первой половины XIX века пользовались басни И.А.Крылова [55, С.218].
Иван
Андреевич Крылов вошел в
историю русской литературы как непревзойденный баснописец, который довел этот
жанр до высочайшего художественного совершенства и наполнил его актуальным
идейным содержанием. Басни Крылова с первым их появлением в печати стали
входить в круг детского чтения. В 20-х годах XIX века происходит тщательный отбор басен для детского
чтения и формируется список, который на долгие годы становится постоянным.
Составители детских сборников по-прежнему их включали в издаваемые книги.
Новый
шаг в освоении творчества Крылова более широкими читательскими кругами, детьми
младшего школьного возраста, был сделан К.Д.Ушинским, который в своих учебных
книгах для 1-4 классов начальной школы поместил более сорока его басен. В своих
педагогических трудах Ушинский показал близость крыловских басен маленьким
читателям, раскрыл их огромное значение в нравственном, умственном и
эстетическом воспитании.
Воспитательно-образовательное
значение басен И.А.Крылова заключается в их народности. Юные читатели при их
чтении познают черты русского национального характера, его дух и взгляды на
мир, перенимают ум и мудрость. Басни не только воспитывают высокие человеческие
качества, свойственные народу, но и укрепляют уважение к трудовому народу и к
родной земле, способствуя тем самым патриотическому воспитанию. Помогают басни
и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями
повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах,
оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают
наблюдательность, чувство юмора и остроумие.
Крылов
воспитывает в детях высокую языковую культуру, умение ценить меткое и емкое
слово, экономно и точно, остроумно и образно выражать свои мысли. Особой
популярностью среди детей пользуются басни «Лягушка и Вол», «Мартышка и Очки»,
«Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное Зерно», «Листы и
Корни», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Волк и Ягненок», «Мартышка и очки» и др. Лучшие
басни И.А.Крылова являются органической частью современной детской литературы
[42, С.227].
Наиболее
преданной детской литературе была первая профессиональная детская писательница Александра
Осиповна Ишимова. Она написала для детей 15 оригинальных произведений и
перевела более десяти книг, а также издавала два журнала для девочек -
«Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850-1860) [58]. Самой большой популярностью
пользовалась ее книга «История России в рассказах для детей», изданная в
1837—1840г.г. Книга эта отличается мастерством изложения, ярким и образным
языком, умением проникнуть в детскую душу, найти занимательные факты и
увлекательно рассказать о них. Для самых маленьких читателей Ишимова издала
книгу «Бабушкины уроки, или Русская история в разговорах для детей». Все ее
книги пользовались большим успехом у детей.
Из всех
русских писателей первой четверти XIX века наибольший вклад в детскую литературу внес Василий Андреевич
Жуковский. Всю свою жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением
детей, поэтому любил, понимал и знал их. В 1817г. он был приглашен в царскую
семью, где воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее — его детей. Занимаясь
педагогической деятельностью в течение 24 лет, поэт внимательно изучал
педагогические теории, периодически представлял докладные записки о принципах
воспитания. Воспитание, по его мнению, должно формировать человека и
гражданина. Под формированием человека он понимал заботу о здоровье и
физическом развитии, а под формированием гражданина — образование, воспитание
гражданских чувств и самостоятельности, а также нравственное и эстетическое
воспитание. Причем образование необходимо и для аристократов, и для простого
народа.
Будучи
тесно связанным с детьми и занимаясь их воспитанием, В.А.Жуковский не мог не
задуматься над вопросами детской литературы. Большое внимание обращал Жуковский
на содержание книг для детского чтения и считал, что они должны заставлять
ребенка думать. Язык детских книг, по его мнению, должен быть простым, ясным и
понятным, но немногословным.
Детская
книга, по мнению Жуковского, должна оказывать влияние на нравственное
воспитание, развивать фантазию, для чего он рекомендовал сказки. Литература для
детей, по словам Жуковского, должна быть «занятием чисто приятным и
образовательным». Иначе говоря, только по-настоящему художественное
произведение может воспитывать. Специально для детей В.А.Жуковский написал
более 20 произведений. Основное место среди них занимают стихотворные сказки,
созданные на народные сюжеты [81, С.119].
Название
своей первой сказке поэт дал в духе древнерусских заглавий: «Сказка о царе
Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости
Марьи-царевны, Кощеевой дочери». В основе «Сказки о царе Берендее» лежит
русский народный сюжет. Жуковский сохранил народный сюжет, широко пользовался
народным языком, характерными для него словами и оборотами, типичными
сказочными выражениями («рос не по дням — по часам», «ни в сказке сказать, ни
пером не описать», «я там был, мед и пиво пил» и т.п.) [57, С.220].
Сказки
В.А.Жуковского до сих пор не утратили своего эстетического значения и
по-прежнему увлекают юных читателей. В основу «Сказки об Иване-царевиче и Сером
волке» положена русская народная «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером
волке». Однако поэт мало придерживался источника. В результате сказка стала
несколько растянутой, так как поэт добавлял новые эпизоды и выбрасывал важнейшие
куски из оригинала. Сказка Жуковского издается и до сих пор, так как она чарует
детей фантастикой, восхищает подвигами благородных и смелых людей, поэтическими
картинами, блестящим литературным языком. Жуковский старается приблизить сказку
к юным читателям, сделать героев приятными и привлекательными.
Волшебная
повесть Антония Погорельского «Черная курица», созданная более 150 лет назад,
продолжает волновать юных читателей. Секрет ее очарования и в важности темы, и
в художественном мастерстве писателя, и в глубоком понимании особенностей
детского возраста, в тонком педагогическом чутье автора [57, С.226].
В
истории русской и всей мировой детской литературы немного можно найти
произведений, которые всеми своими сторонами: темой, композицией,
воспитательной направленностью, пониманием психологии детей, стилем, языком и
другими особенностями — были бы в такой же степени детскими, так всесторонне
воплотили бы в себе особенности этой литературы, как волшебная повесть
А.Погорельского. В ней как в фокусе сконцентрированы те особенности искусства
для детей, над претворением которых бьется не одно поколение детских писателей
многих стран. Презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям,
ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими,
умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со
своими недостатками и пороками, которые «обыкновенно входят в дверь, а выходят
в щелочку»,— одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых
немыслима подлинная человеческая личность, составляет идейную сущность повести.
И все эти сложные, весьма отвлеченные для ребенка понятия глубоко запрятаны в
живой ткани произведения, вполне доступны маленькому читателю, так как они
входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием.
Чтобы
глубже раскрыть внутренний мир Леши, писатель сначала оставляет его одного в
пансионе во время каникул. Мы видим круг его представлений и желаний, его
характер. Пространство и время, в котором находится герой, заполняется
конкретными деталями, характерными для петербургской жизни конца XVIII века. На все события автор смотрит
глазами ребенка, но в то же время рассказывает о них как взрослый, нередко
прибегая к приему несобственной прямой речи. Сюжет повествования, композиция
построены в расчете на маленького читателя. В повествовании чувствуются
интонации живой речи, следы непосредственного общения с ребенком. Развитие
характера Алеши показано очень убедительно. Перерождение его из скромного,
умного и миленького, хорошо учившегося мальчика, каким мы его видим в начале
повести, в самонадеянного ленивца и гордеца и обратное возвращение в прежнее
состояние вполне естественно и убедительно. Писатель с большой деликатностью
касается детской души, боясь ранить ее неосторожным прикосновением. В повести
нет грубых, устрашающих сцен, способных напугать ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |