Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа
Главная
заслуга Погорельского перед русской детской литературой в том, что он, как
никто до него, понимал природу детей, умел ненавязчиво, тактично воздействовать
на юных читателей без дидактики и нравоучений. Погорельский не дает готовых
педагогических рецептов своему читателю. Он заставляет задуматься о лени,
тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое
оборачивается непоправимой бедой для многих людей. Всей системой образов и
художественных приемов писатель сумел создать удивительно цельное, в полном
смысле детское произведение, которое и в настоящее время входит в золотой фонд
детской библиотеки. Книга по-прежнему волнует юных читателей, успешно помогает
их нравственному и эстетическому воспитанию, а для детских писателей является
эталоном мастерства и образцом того, как нужно понимать особенности детской
литературы и реализовать их в произведениях для читателей младшего возраста.
Уже
более ста пятидесяти лет духовную жизнь русского народа нельзя представить без А.С.Пушкина.
Хотя имя Александра Сергеевича Пушкина становится известным всем современным
детям еще в дошкольном возрасте, но в какой мере доступен он им? Даже «Сказка о
рыбаке и рыбке», которую мы привыкли считать самым детским произведением из
всего творчества поэта, не так-то проста. Поэтому правомерно ли ставить
проблему «Пушкин как поэт для детей» или «Пушкин и детская литература», поскольку
он ничего не создавал специально для маленьких читателей [80, С.117].
Хотя
Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без
его произведений, а русское общество — без их воспитательного воздействия.
Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если
его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или
альманахов. Широко известны сказки Пушкина: «Сказка о попе и о работнике его
Балде», «Сказка о мертвой царевне, и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и
рыбке». Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке».
Интерес
к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали
в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском,
собирал и изучал фольклор. Произведением, тесно связанным со сказочным жанром,
явилась поэма «Руслан и Людмила». Основой сюжета «Сказки о царе Салтане» также послужила
русская народная сказка, записанная со слов Арины Родионовны. Сюжет этот был
значительно переработан. А.С.Пушкин оставил лишь главные звенья, наделил сказку
более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. В результате
получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с
великолепными героями, способными преодолевать препятствия.
Народные
сказки, вошедшие в обиход детей, веками оттачивались, наилучшим образом
приспосабливались для детского восприятия. В них наиболее полно отразилось
своеобразие детской литературы. Сказки Пушкина близки детям, воздействуют на их
нравственность и эстетические чувства, вызывают восхищение, настраивают душу на
гармонический лад, создают настроение удовлетворенности и душевного блаженства,
побуждают мечтать и фантазировать, не отрываясь от реальной жизни. Они помогают
решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей [52].
Очарованных
сказками малышей в подростковом возрасте ожидает встреча с лирикой великого
поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве
Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным в
подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его — мудрая беседа с
юношеством. Лирика Пушкина созвучна нравственным и эстетическим потребностям
молодого поколения.
По своей
идейной значимости на первое место для подростков следует выделить
свободолюбивую лирику («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»). К
политической и вольнолюбивой лирике тесно примыкают стихотворения о России, ее
славе и доблести, направленные против ее врагов; о Петре I, русских полководцах, величайших
сражениях и победах. Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца,
укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного
работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе,
победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны
по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают
гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами.
Этим же
целям служит и пейзажная лирика. Дети, как правило, пропускают встречающиеся в
прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к
таким картинам — пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в
ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей
красоте. Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и
вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений,
больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме («Зимнее утро», «Зимняя
дорога»). Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как
зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина
динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи,
рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.
С такой
же любовью, пониманием и точностью показаны Пушкиным картины не только родной
ему русской, но и кавказской природы («Кавказ», «Обвал», «Меж горных стен несется
Терек...», «Страшно и скучно...»). Пейзажная лирика Пушкина не только
воспитывает любовь к природе, но и развивает в юном читателе тонкие
эстетические чувства, способность наблюдать и выражать эти наблюдения точным
словом. Она умножает нравственную и духовную энергию человека, заставляет
думать о мире и жизни [72]. Важнейшее место в лирике Пушкина отведено теме
дружбы и любви. Уметь любить для Пушкина – высший дар, мера душевного богатства
и нравственной чистоты. Творчество великого поэта, несомненно, повлияло на
дальнейшее развитие детской литературы.
При анализе
русской детской литературы XVIII
века нельзя обойти вниманием и творчество Владимира Федоровича Одоевского,
который серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Педагогические
взгляды В.Одоевского не совпадали с официальной педагогикой его времени. Он
считал, что нужно в ребенке видеть человека и поддерживать в детях добрые
начала, человеколюбие. Он призывал также пробуждать интерес детей к знаниям. В
произведениях В.Одоевского для детей отразились его педагогические убеждения.
Одоевский придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум
и сердце ребенка. Сам он начал писать для детей в 30-е годы XIX в., работая под псевдонимом «дедушка
Ириней».
В 1834г.
отдельным изданием была напечатана сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
В 40-е годы появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея»
(1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847). Он стремился «привести в
движение оружие мышления», опираясь на любовь детей к вымыслу, фантастике. В
детских книгах Одоевский умело сочетает реальные и фантастические события. Он
создавал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки,
волшебные сказки, рассказы [11, С.195].
Для
произведений Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и
научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в
могуществе человеческого разума. Классическим произведением, выдержавшим
множество изданий и не потерявшим значения до наших дней, стал его «Городок в
табакерке». Естественно и реалистично начало сказки. Любознательный мальчик
Миша узнает внутренний механизм музыкальной шкатулки в момент перехода из мира
реального в мир сказочный (через сон). Работа сложного механизма, функции
каждой детали превращаются в черты характера оживших, очеловеченных персонажей
сказки.
В этом
произведении Одоевский находит понятные ребенку сравнения: колокольчик похож на
мальчика с золотой головкой и в стальной юбочке; молоточки напоминают унылых господ
на тоненьких ножках и с длинными носами; валик преображается в надзирателя. С
помощью сказочных образов писатель стремится популярно рассказать детям о
законах механики. Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами,
которые проявляются и во внешнем облике, и в поведении, и в речи. Речь
сказочных персонажей отражает их характеры (дядьки-молоточки, надзиратель
Валик). Менее всех индивидуализирован образ Миши – он нужен, чтобы помочь
автору в его общении с читателем. Речь Миши не отличается какими-либо
характерными для его возраста чертами, она нейтральна («Я очень благодарен вам
за ваше приглашение»), он ласков с колокольчиками, вежлив с молоточками,
слушается отца.
«Городок
в табакерке» — первая в детской литературе научно-познавательная сказка.
Одоевским созданы также сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Столяр»,
«Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и др. Своеобразный талант Одоевского,
детского писателя, принес ему заслуженное признание читателей и критики. В
творчестве В. Ф.Одоевского нашли органическое сочетание искусство и педагогика.
Не
меньшую известность своими произведениями заслужил и П.П.Ершов. Литературную
известность П.П.Ершову принесла сказка «Конек-горбунок». Ее успеху
способствовал, конечно, немалый и чрезвычайно оригинальный талант автора. У
«Конька-горбунка» складывалась на редкость счастливая судьба. При жизни
П.П.Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко
выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно
сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от
народного творчества. Между тем, это совершенно оригинальное произведение
талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его
устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух [73, С.226].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |