рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа  
Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа

Главная заслуга Погорельского перед русской детской литературой в том, что он, как никто до него, понимал природу детей, умел ненавязчиво, тактично воздействовать на юных читателей без дидактики и нравоучений. Погорельский не дает готовых педагогических рецептов своему читателю. Он заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для многих людей. Всей системой образов и художественных приемов писатель сумел создать удивительно цельное, в полном смысле детское произведение, которое и в настоящее время входит в золотой фонд детской библиотеки. Книга по-прежнему волнует юных читателей, успешно помогает их нравственному и эстетическому воспитанию, а для детских писателей является эталоном мастерства и образцом того, как нужно понимать особенности детской литературы и реализовать их в произведениях для читателей младшего возраста.

Уже более ста пятидесяти лет духовную жизнь русского народа нельзя представить без А.С.Пушкина. Хотя имя Александра Сергеевича Пушкина становится известным всем современным детям еще в дошкольном возрасте, но в какой мере доступен он им? Даже «Сказка о рыбаке и рыбке», которую мы привыкли считать самым детским произведением из всего творчества поэта, не так-то проста. Поэтому правомерно ли ставить проблему «Пушкин как поэт для детей» или «Пушкин и детская литература», поскольку он ничего не создавал специально для маленьких читателей [80, С.117].

Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество — без их воспитательного воздействия. Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или альманахов. Широко известны сказки Пушкина: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне, и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке».

Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор. Произведением, тесно связанным со сказочным жанром, явилась поэма «Руслан и Людмила». Основой сюжета «Сказки о царе Салтане» также послужила русская народная сказка, записанная со слов Арины Родионовны. Сюжет этот был значительно переработан. А.С.Пушкин оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. В результате получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать препятствия.

Народные сказки, вошедшие в обиход детей, веками оттачивались, наилучшим образом приспосабливались для детского восприятия. В них наиболее полно отразилось своеобразие детской литературы. Сказки Пушкина близки детям, воздействуют на их нравственность и эстетические чувства, вызывают восхищение, настраивают душу на гармонический лад, создают настроение удовлетворенности и душевного блаженства, побуждают мечтать и фантазировать, не отрываясь от реальной жизни. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей [52].

Очарованных сказками малышей в подростковом возрасте ожидает встреча с лирикой великого поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным в подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его — мудрая беседа с юношеством. Лирика Пушкина созвучна нравственным и эстетическим потребностям молодого поколения.

По своей идейной значимости на первое место для подростков следует выделить свободолюбивую лирику («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»). К политической и вольнолюбивой лирике тесно примыкают стихотворения о России, ее славе и доблести, направленные против ее врагов; о Петре I, русских полководцах, величайших сражениях и победах. Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца, укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе, победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами.

Этим же целям служит и пейзажная лирика. Дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам — пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте. Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме («Зимнее утро», «Зимняя дорога»). Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.

С такой же любовью, пониманием и точностью показаны Пушкиным картины не только родной ему русской, но и кавказской природы («Кавказ», «Обвал», «Меж горных стен несется Терек...», «Страшно и скучно...»). Пейзажная лирика Пушкина не только воспитывает любовь к природе, но и развивает в юном читателе тонкие эстетические чувства, способность наблюдать и выражать эти наблюдения точным словом. Она умножает нравственную и духовную энергию человека, заставляет думать о мире и жизни [72]. Важнейшее место в лирике Пушкина отведено теме дружбы и любви. Уметь любить для Пушкина – высший дар, мера душевного богатства и нравственной чистоты. Творчество великого поэта, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие детской литературы.

При анализе русской детской литературы XVIII века нельзя обойти вниманием и творчество Владимира Федоровича Одоевского, который серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Педагогические взгляды В.Одоевского не совпадали с официальной педагогикой его времени. Он считал, что нужно в ребенке видеть человека и поддерживать в детях добрые начала, человеколюбие. Он призывал также пробуждать интерес детей к знаниям. В произведениях В.Одоевского для детей отразились его педагогические убеждения. Одоевский придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка. Сам он начал писать для детей в 30-е годы XIX в., работая под псевдонимом «дедушка Ириней».

В 1834г. отдельным изданием была напечатана сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». В 40-е годы появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847). Он стремился «привести в движение оружие мышления», опираясь на любовь детей к вымыслу, фантастике. В детских книгах Одоевский умело сочетает реальные и фантастические события. Он создавал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы [11, С.195].

Для произведений Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в могуществе человеческого разума. Классическим произведением, выдержавшим множество изданий и не потерявшим значения до наших дней, стал его «Городок в табакерке». Естественно и реалистично начало сказки. Любознательный мальчик Миша узнает внутренний механизм музыкальной шкатулки в момент перехода из мира реального в мир сказочный (через сон). Работа сложного механизма, функции каждой детали превращаются в черты характера оживших, очеловеченных персонажей сказки.

В этом произведении Одоевский находит понятные ребенку сравнения: колокольчик похож на мальчика с золотой головкой и в стальной юбочке; молоточки напоминают унылых господ на тоненьких ножках и с длинными носами; валик преображается в надзирателя. С помощью сказочных образов писатель стремится популярно рассказать детям о законах механики. Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются и во внешнем облике, и в поведении, и в речи. Речь сказочных персонажей отражает их характеры (дядьки-молоточки, надзиратель Валик). Менее всех индивидуализирован образ Миши – он нужен, чтобы помочь автору в его общении с читателем. Речь Миши не отличается какими-либо характерными для его возраста чертами, она нейтральна («Я очень благодарен вам за ваше приглашение»), он ласков с колокольчиками, вежлив с молоточками, слушается отца.

«Городок в табакерке» — первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевским созданы также сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и др. Своеобразный талант Одоевского, детского писателя, принес ему заслуженное признание читателей и критики. В творчестве В. Ф.Одоевского нашли органическое сочетание искусство и педагогика.

Не меньшую известность своими произведениями заслужил и П.П.Ершов. Литературную известность П.П.Ершову принесла сказка «Конек-горбунок». Ее успеху способствовал, конечно, немалый и чрезвычайно оригинальный талант автора. У «Конька-горбунка» складывалась на редкость счастливая судьба. При жизни П.П.Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем, это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух [73, С.226].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

рефераты
Новости