Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
2. Вторым основным признаком предложения выступает
предикативность. В самом общем плане предикативность -отнесенность содержащейся
в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с
модальностью.
3. Модальность - категория, выражающая отношение говорящего
к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать,
желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать. Модальность выражается
формами наклонений, модальными словами, частицами, а также интонацией.
4. Категория времени в синтаксисе трактуется как
соотнесенность содержания высказывания с моментом речи.
47. Строение
предложения и главные принципы его организации.
Предложение как единица языка представляет собой
структурный тип или модель.
1. Вендина. Каждое простое предложение имеет
свою структурную схему, т.е.элементарный образец (модель), по которому оно
строится. В языках мира существуют различия в структурных схемах простого предложения:
индоевропейским языкам напр, свойственны в основном двухкомпонентные структурные
схемы, состоящие из сказуемого и подлежащего. Различия наблюдаются и в порядке
следования этих членов: русский, иврит, латынь - свободный, а в англ. напр. 1
-подл, 2-сказ 3-дополн, 4-обстоят. В зависимости от структурно-семантической
схемы простого пр-я, пр-я делятся на односоставные/двусоставные,
полные/неполные.
2. Гируцкий. В языковом сознании пр-е
хранится как модель, схема или образец, по которым может быть построено
бесконечное многообразие различных высказываний. Общая онтологическая модель
пр-я для всех языков - это модель слова, лишь осложненная «этажами»,
т.е.словарным фондом. Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков,
существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы пр-ий,
которые могут различаться в разных языках (напр.подлеж+сказ+дополнение).
3.Пр-я можно рассмотреть по смысловой организации. Пр-е
состоит из:-дектальной части (фактическое содержание, то положение
действительности, которое реально существует), -модальной части (отношения
говорящего к тому, что он говорит).Модус+диктум—пр-е. Пр.: В городе начаться
беспорядки (начались бы,начались).
4.Пражская школа, актуальное членение. В пр-ии 2 части: -известное (тема), -новое (рема)
48. Типы синтаксических отношений в языке.
Место и функция слова или словосочетания в пр-ии
называется синтаксической позицией. В синтаксической позиции слово или
словосочетание вступают в синтаксические связи с др. членами пр-я. Под
синтаксической связью понимают формально выраженную смысловую связь между
лексическими единицами., соединившимися друг с другом высказываниями. 2 типа:
1. сочинение Равноправность элементов, возможность
перестановки без существенного изменения смысла. Чаще слова одной части речи,
1 функции в предложении.
а) союзная
б) бессоюзная (формальная),содержание этой связи установить
достаточно сложно.
2. подчинение. Неравноправность компонентов, один
главный, другой зависимый. Главное слово диктует форму зависимого, характерна смысловая
неравнопраность.
+ предикативная связь (координация) - особый вид связи,
существующий только между подлежащим и сказуемым.
49. Категория предикативности. Предикативный центр
предложения.
Одним из основных признаков предложения выступает
предикативность. В самом общем плане предикативность - отнесенность
содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность
соотносительна с модальностью. Количество предикативных центров пр-я оказывается
определяющим фактором для разделений пр-ий по сложности. Самым часто
встречаемым предикативным центром пр-я является подлежащее и сказуемое. Между
ними существует определенный вид связи - предикативная связь (разные взгляды:
главное - подлежащее, главное сказуемое или равноправны).
50. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи
в словосочетании,
Словосочетание как слово имеет номинативную функцию,
как слово расчленено, основано на отношениях предикации. С-е - это такая
единица, которая основана на подчинительной синтаксической связи. 1 эл - слово,
2 эл -словоформа.
Синтагма - мин. синтаксическая единица, в кот. осущ-ся
синтаксич. связь. Минимальная синтагма - словосочетание. Словосочетание
подразумевает подчинительную связь элементов. Оно представляет собой
структурное и смысловое целое. Виды:
1. согласование (связь подчинительного типа, где
зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже с им.сущ.)
2.управление требует, чтобы зависимое слово стояло в
одной форме с глаголом.
3.примыкание. Одно слово не изменяемо, смысловая связь.
51. Основные типы предложений.
По структурному признаку:
1. простое (одно предикативное ядро)
а) односоставные/двусоставные.
Односоставные: -глагольные(личные(Люблю наш край),безличные(Светлеет),
инфинитивные(Увидеть бы счастливым родной край), -именные (номинативные(Вот и
лес), вокативные(Сынок мой, сынок).
б) распространенные/нераспространенные
2. сложные
а) союзные(сложносочиненные/сложноподчиненные)
б) бессоюзные
в) комбинированные
По модальности:
1.повествовательные
2.вопросительные
3.побудительные
Все эти типы могут быть
восклицательными/невосклицательными
52. Представление об актуальном членении предложения.
Актуальным членением предложения обычно называют смысловое
подчеркивание одного из компонентов предложения., установление между частями
предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть пр-я
называется ремой (новая, важная информация), остальная часть -темой
(известное., данное). Средствами актуального членения пр-я являются порядок
слов, синтагматическое членение, постановка фразового ударения, интонация,
усилительно-выделительные частицы. Актуальному членению подвергаются все типы и
виды пр-ий, в составе которых больше одного слова.
53. Производное слово как основная единица
словообразования.
Словообразование ~ подсистема языка, которая отвечает
за образование новых словарных единиц. Основная единица словообразования -
производное слово. ПС отражает сложное знание об объекте и имеет сложную
структуру. ПС членится на 2 части: отсылочную (производящую основу) и формант.
Производное слово -свернутое высказывание, суждение. Напр., слово «учительская»
произошло от производящей основы «учитель», а «безгрешный» от словосочетания
«без греха». И так как в качестве производящей основы может служить
словосочетание, лучше употреблять термин «производящий базис». Свойства
производящего базиса+словообразовательные свойства=св-ва производного слова.
54.Словообразовательное значение, словообразовательный
тип, словообразовательная цепочка, парадигма; словообразовательное гнездо. Понятие
словообразовательной модели. Продуктивные и непродуктивные модели
словообразования.
С/значение - новое значение, которое возникает при воздействии
словообразовательного средства на словообразовательную основу. Свойства
производящего базиса + словообразовательные свойства=св-ва производного
слова.
С/тип - схема или формула строения производных слов, которые
характеризуются общностью:
1. части речи производящей основы
2.семантических соотношений производного и
производящего слова
3.словообразовательного форманта.
С/цепочка - ряд слов, образованных в процессе последовательного
словообразования. Учить-учитель-учительская. Каждая предыдущая единица является
производящей для последующей.
С/парадигма -параллельное словообразование. Она может попадать на
различные блоки сл-я, кот. вкл. Различные ч/р. Снег-снежный (снежок, снежинка).
«Снег» не входит в словообразовательную парадигму.
С/гнездо - самая крупная единица с-я. Готовить, подготовить,
заготовить, готовенький.|
С/модель - формальный содержательный ; образец,
благодаря которому образуются новые слова. По степени продуктивности
различаются:
1. продуктивные модели - модель, по образцу
которой в современном языке образуются слова. Это тесно связано с
продуктивностью самих аффиксов. В р/я продуктивен способ отглагольных сущ. с
суф. -ни (е), -к(а): пение, заправка,
2. непродуктивные модели - такие модели, по
образцу которых в современном языке слова не образуются или образуются редко,
что также связано с продуктивностью аффиксов, -вор-, -уз,-их детвора, француз,
жених.
55. Способы словообразования.
1. морфологический. Слова образуются с помощью аффиксов,
а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом
словообразования.
а) суффиксальное с-е. присоединяется тот или
иной суффикс к производящей основе. В р/я наиболее продуктивная
разновидность(переплет-переплетчик).
б) префиксальное - присоединение приставки к целому
слову. При этом, как правило, принадлежность к части речи не меняется,
(читать-перечитать)
в) префиксально-суффиксальный одновременно аффикс и
префикс (пере-нос-иц-а).
г) безаффиксный, когда производное слово
образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков (синь
от синий)
д) сложение - сложение 2 и более
основ(древнерусский)
е) аббревиация - начальные буквы складываемых
слов (МШУ)
2.
морфолого-синтаксический - переход
слова или словоформы из одной части речи в другую (конверсия) (ванная,
отдыхающие).
3.
лексико-семантический – способ с-я,
представляющий собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего
возникают слова-омонимы, (кулак - рука, крестьянин).
4. лексико-синтаксический - создание нового слова из
словосочетания путем объединения 2 и более слов (сего дня - сегодня).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |