рефераты рефераты
Главная страница > Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики  
Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

2.    Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. В самом общем плане предикативность -отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с модальностью.

3. Модальность - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать. Модальность выражается формами наклонений, модальными словами, частицами, а также интонацией.

4. Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи.

47. Строение предложения и главные принципы его организации.

Предложение как единица языка представляет собой структурный тип или модель.

1. Вендина. Каждое простое предложение имеет свою структурную схему, т.е.элементарный образец (модель), по которому оно строится. В языках мира существуют различия в структурных схемах  простого предложения: индоевропейским языкам напр, свойственны в основном двухкомпонентные структурные схемы, состоящие из сказуемого и подлежащего. Различия наблюдаются и в порядке следования этих членов: русский, иврит, латынь - свободный, а в англ. напр. 1 -подл, 2-сказ 3-дополн, 4-обстоят. В зависимости от структурно-семантической схемы простого пр-я, пр-я делятся на односоставные/двусоставные, полные/неполные.

2.              Гируцкий. В языковом сознании пр-е хранится как модель, схема или образец, по которым может быть построено бесконечное многообразие различных высказываний. Общая онтологическая модель пр-я для всех языков - это модель слова, лишь осложненная «этажами», т.е.словарным фондом. Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков, существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы пр-ий, которые могут различаться в разных языках (напр.подлеж+сказ+дополнение).

3.Пр-я можно рассмотреть по смысловой организации. Пр-е состоит из:-дектальной части  (фактическое содержание, то положение действительности, которое реально существует), -модальной части (отношения говорящего к тому, что он   говорит).Модус+диктум—пр-е. Пр.: В городе начаться беспорядки (начались бы,начались).

4.Пражская школа, актуальное членение. В пр-ии 2 части: -известное (тема), -новое (рема)

48. Типы синтаксических отношений в языке.

Место и функция слова или словосочетания в пр-ии называется синтаксической позицией. В синтаксической позиции слово или словосочетание вступают в синтаксические связи с др. членами пр-я. Под синтаксической связью понимают формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами., соединившимися друг с другом высказываниями. 2 типа:

1.     сочинение Равноправность элементов, возможность перестановки без существенного  изменения  смысла. Чаще слова одной части речи, 1 функции в предложении.

а) союзная

б)      бессоюзная (формальная),содержание этой связи установить достаточно сложно.

2.   подчинение. Неравноправность компонентов, один главный, другой зависимый. Главное слово диктует форму зависимого, характерна смысловая неравнопраность.

+ предикативная связь (координация) - особый вид связи, существующий только между подлежащим и сказуемым.

49. Категория предикативности. Предикативный центр предложения.

Одним из основных признаков предложения выступает предикативность. В самом общем плане предикативность - отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с модальностью. Количество предикативных центров пр-я оказывается определяющим фактором для разделений пр-ий по сложности. Самым часто встречаемым предикативным центром пр-я является подлежащее и сказуемое. Между ними существует определенный вид связи - предикативная связь (разные взгляды: главное - подлежащее, главное сказуемое или равноправны).        

50. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи в словосочетании,

Словосочетание как слово имеет номинативную функцию, как слово расчленено, основано на отношениях предикации. С-е - это такая единица, которая основана на подчинительной синтаксической связи. 1 эл - слово, 2 эл -словоформа.

Синтагма - мин. синтаксическая единица, в кот. осущ-ся синтаксич. связь. Минимальная синтагма - словосочетание. Словосочетание подразумевает подчинительную связь элементов. Оно представляет собой структурное и смысловое целое. Виды:

1. согласование (связь подчинительного типа, где зависимое  слово согласуется в роде, числе и падеже с им.сущ.)

2.управление требует, чтобы зависимое слово стояло в одной форме с глаголом.

3.примыкание. Одно слово не изменяемо, смысловая связь.

51. Основные типы предложений.

По структурному признаку:

1.       простое (одно предикативное ядро)

а)           односоставные/двусоставные.

Односоставные: -глагольные(личные(Люблю наш край),безличные(Светлеет), инфинитивные(Увидеть бы счастливым родной край), -именные (номинативные(Вот и лес), вокативные(Сынок мой, сынок).

б) распространенные/нераспространенные

2.       сложные

а) союзные(сложносочиненные/сложноподчиненные)

б)       бессоюзные

в)       комбинированные

По модальности:

1.повествовательные

2.вопросительные

3.побудительные

Все эти типы  могут быть восклицательными/невосклицательными

52. Представление об актуальном членении предложения.

Актуальным членением предложения обычно называют смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения., установление между частями предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть пр-я называется ремой (новая, важная информация), остальная часть -темой (известное., данное). Средствами актуального членения пр-я являются порядок слов, синтагматическое членение, постановка фразового ударения, интонация, усилительно-выделительные частицы. Актуальному членению подвергаются все типы и виды пр-ий, в составе которых больше одного слова.

53.   Производное  слово  как  основная единица словообразования.

Словообразование ~ подсистема языка, которая отвечает за образование новых словарных единиц. Основная единица словообразования - производное слово. ПС отражает сложное знание об объекте и имеет сложную структуру. ПС членится на 2 части: отсылочную (производящую основу) и формант. Производное слово -свернутое высказывание, суждение. Напр., слово «учительская» произошло от производящей основы «учитель», а «безгрешный» от словосочетания «без греха». И так как в качестве производящей основы может служить словосочетание, лучше употреблять термин «производящий базис». Свойства производящего базиса+словообразовательные свойства=св-ва производного слова.

54.Словообразовательное значение, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, парадигма; словообразовательное гнездо. Понятие словообразовательной модели. Продуктивные и непродуктивные модели словообразования.

С/значение - новое значение, которое возникает при воздействии словообразовательного средства на словообразовательную основу. Свойства производящего базиса + словообразовательные свойства=св-ва производного слова.

С/тип - схема или формула строения производных слов, которые характеризуются общностью:

1. части речи производящей основы

2.семантических соотношений производного и производящего слова

3.словообразовательного форманта.

С/цепочка - ряд слов, образованных в процессе последовательного словообразования. Учить-учитель-учительская. Каждая предыдущая единица является производящей для последующей.

С/парадигма -параллельное словообразование. Она может попадать на различные блоки сл-я, кот. вкл. Различные ч/р. Снег-снежный (снежок, снежинка). «Снег»  не входит в словообразовательную парадигму.

С/гнездо - самая крупная единица с-я. Готовить, подготовить, заготовить, готовенький.|

С/модель - формальный содержательный ; образец, благодаря которому образуются новые слова. По степени продуктивности различаются:

1.       продуктивные модели - модель, по образцу которой в современном языке образуются слова. Это тесно связано с продуктивностью самих аффиксов. В р/я продуктивен способ отглагольных сущ. с суф. -ни (е), -к(а): пение, заправка,

2.       непродуктивные модели - такие модели, по образцу которых в современном языке слова не образуются или образуются редко, что также связано с продуктивностью аффиксов, -вор-, -уз,-их детвора, француз, жених.

55. Способы словообразования.

1.  морфологический. Слова образуются с помощью аффиксов, а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом словообразования.

а)       суффиксальное с-е. присоединяется тот или иной суффикс к производящей основе. В р/я наиболее продуктивная  разновидность(переплет-переплетчик).

б) префиксальное - присоединение приставки к целому слову. При этом, как правило, принадлежность к части речи не меняется, (читать-перечитать)

в) префиксально-суффиксальный одновременно аффикс и префикс (пере-нос-иц-а).

г)       безаффиксный, когда производное слово образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков (синь от синий)

д)       сложение - сложение 2 и более основ(древнерусский)

е)       аббревиация - начальные буквы складываемых слов (МШУ)

2.  морфолого-синтаксический - переход слова или словоформы из одной части речи в другую (конверсия) (ванная, отдыхающие).

3.  лексико-семантический – способ с-я, представляющий собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего возникают слова-омонимы, (кулак - рука, крестьянин).

4. лексико-синтаксический - создание нового слова из словосочетания путем объединения 2 и более слов (сего дня - сегодня).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

рефераты
Новости