Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
Существует по сей день. Узнали о существовании
языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в
санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Выработаны
методики установления родства. Метод: - частичного сходства - регулярных
фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить
проформу. Генеалогическая классификация языков (Шлейхер) + развитие языков в
динамике (язык молодой – далее стремится к упрощению).
IV период cmpyкmypализм.20-e
гг. 20 века точные науки испытывают
расцвет. Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан
через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее
положение в системе. Стремление к строгому формальному описанию, главное форма,
а не значение. Предтеча -Фердинанд де Соссюр
7. Сравнительно-историческое языкознание: цель,
предмет, метод.
19 в. - начало 20 в. Существует по сей день.
Накопились знания о языках. В конце 18 века узнали о существовании языка-предка
-санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите
много корней, общих с большинством европейских языков. Все европейские языки имеют
общий язык-предок.
Работы Ф.Бопп, Я.Гримм, Раск, А.Х. Востоков - работы по сравнительно-историческому
языкознанию с целью выявления сходств праязыка.
Также выработаны методики установления родства.
Строение морфем (личные окончания глаголов - Ф.Бопп - выявлено их материальное
сходство). Сравниваются грамматические системы, тк они не заимствуются. В
каждом языке есть — 100 слов, которые образуют исконную лексику.
Метод: -
частичного сходства
- регулярных фонетических соответствий.
Цель: реконструировать
архетип, восстановить проформу.
-Шлейхер: генеалогическая классификация языков +
развитие языков в динамике (язык молодой -далее стремится к упрощению). При
сравнении языков важно: значения слов не обязательно должны совпадать, они
могут расходиться по законам полисемии; сопоставлять и корневые, и аффиксальные
морфемы; сопоставлять данные письм памятников мертвых языков с данными живых;
особо выделять заимствования; замечать звуковое оформление сравниваемого
(частичное совпадение и расхождение звуков).
8. Структурализм: цель, предмет, метод; школы.
20-е гг. 20 века
точные науки испытывают
расцвет.
Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен
быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка,
т.е. через ее положение в системе.
Значение - значимость (положение в системе)
Предок - Фердинанд де Соссюр
Цель: разработать
строгий подход синхронного описания языков. Отсюда повышенный интерес к
структуре плана выражения, к описанию различных отношений между элементами
системы. Метод: использование структурного анализа, моделирования,
формализации лингвистических процедур.
Школы:
1. Пражская лингвистическая школа (1926-1929)
Тезисы пражского кружка
функциональность, цель. Н. Трубецкой написал «Основы фонологии», где
охарактеризовал внутреннее устройство фонем языка как систему их оппозиций.
Трубецкой впервые показал системность в строении звукового уровня языка.
2. Глоссематика (Дания) - абстракция, формализм,
математика. Создание теории, не зависимой от практического опыта:
-отметание идеального
-чистая форма
-в языке нет ничего, кроме различий
-фонема - пучок взаимных зависимостей.
-язык в самом себе и для себя
Метод: сегментация
языка (деление на более мелкие единицы языка).
Луи (язык должен быть описан с точки зрения min
составляющих его единиц), Йельмелев.
3. Американский дескриптивизм (США).
Практики, Цель: Исследование коренных языков.
Метод:
- сегментация и описание статуса единиц.
-
дистрибуция: окружение для того
или иного варианта
-
субституция - метод подстановки о и
а, подставляем и выясняем, меняется ли значение слова при перестановке.
9. Теории происхождения языка,
Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в
языкознании областью общих предположений и гипотез.
1.
логосическая теория (logos - понятие, разум, мысль). Это божественная теория
происхождения языка. Существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской,
конфуцианской. Согласно этой теории, язык создан божественным, духовным началом
и имена вещам даны всевышним. Идея божественного происхождения языка проходит
через всю историю языкознания (Платон, Г.Нисский, Вильгельм фон Гумбольт).
2.
теория звукоподражания Эта теория вышла из древнегреческой философии -
стоицизма - и получила поддержку в 19 веке. Суть этой теории в том, что слова
возникли из стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – шуму
ветра, крику птиц, реву зверей. Отрицать звукоподражательные слова в языке
нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. В 18 веке звук-ю
теорию поддержал знаменитый ученый В.Лейбниц.
3.
междометная теория Эта теория берет начало у эпикурейцев, противников
стоиков. Ее суть состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний
человека. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные
звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда и произошли все иные слова.
На сегодняшний день связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием
человека стала лишь косвенной.
В 18 веке междометная теория получила развитие у
И.Гердера. (теория рефлексий)
19 век - Г.Штейнталь, А.А.Потебня, Я.Гримм.
4. теория происхождения языка из жестов
19 в. В.Вундт - основатель. Близка к междометной
теории, но дополняет и расширяет ее. Вундт считал, что первоначально
существовало 2 языка - язык звуков (физические движения языка и губ) и язык
жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выражались чувства,
эмоц. состояние, жестами - представления о предметах, воля человека. Нем.
филолог Л.Гейдер выдвинул свой вариант теории в 19 веке.
5. теория общественного договора
18 век, опиралась на античность, во многом отвечала
рационализму (Ж.Ж.Руссо). Язык возник в результате коллективного соглашения,
когда первобытным людям «пришло в голову» давать названия вещам
6.
трудовых выкриков и трудовая теория
Л.Нуаре, К.Бюхер. (19 век) Основная суть теории
сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный
труд. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали действия первобытных людей.
В более сложном виде эта теория сформулирована Ф.Энгельсом.
10. Коммуникативная функция языка
Важнейшая общественная функция языка -коммуникативная,
в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка
люди передают друг другу мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания,
тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает
возможность людям понять друг друга, организовать совместную дея-ть во всех
сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование и
развитие человеческого общества.
11. Язык и знание: когнитивная функция языка
Второй основной социальной функцией языка является
когнитивная (накопление) функция, в которой язык служит средством накопления
общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и
духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается
информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация
несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и
культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в
наследство знание и тем самым удовлетворяет потребности роста культуры, науки,
производства, изменяет общественное сознание.
12. Определение знака, свойства знака.
Определения знака:
1. Знак имеет социальную природу. Знак - любой
чувственно-воспринимаемый объект, явление, событие, которое выступает в
качестве представителя другого предмета или явления.
2. 50-60 гг сложилось более широкое понятие знака. Знак
- социально-значимый предмет коммуникации, который складывается в определенную
эпоху в определенном коллективе.
3.общее значение. Знак – абсолютно любой предмет,
который указывает на другие предметы, не элемент человеческой коммуникации, а
проистекающее из природы вещей.
4.основное значение для я-я. Знак - предмет человеческой
коммуникации.
Свойства знака:
1.Любой знак является материальным, чувственно
воспринимаемым.
2.Знак состоит из - плана выражения (чел. встал)
- плана содержания (выражение уважения)
3.Ассиметричностъ знака (плана выр-я и содерж.: 1 ед.
плана выр-я - неск единиц плана содержания).
4.Знак обладает свойствами воспринимаемости и
объясняемости (значение можно истолковать, объяснить).
5.Свойство интерпретируемости (можно истолковать
по-разному).
6.Знак существует только в системе, его можно объяснить
только в системе, так как разные системы имеют разные толкования (желтый цв.
1. светофор 2. обман)
7.Конвенциональность (имеет договорную основу) и
произвольность. Человек может приписать любому выражению любое содержание. В
знаке нет сущностно-необходимой связи между планом выражения и планом
содержания.
8.Мотивированность - разная степень обусловленности
плана содерж. и плана выраж., (сложн. слова можно объяснить через их
составляющие, простые чаще из-за исторической традиции).
Звукоподражание и звукосимволизм. Блуфильд написал
работы по звукосимволизму
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |