Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
26. Фонетика и фонология: задачи и основные единицы.
Изучают звуки в разных аспектах., 2 разных
науки.
Фонетика изучает
звуки речи, артикуляционные характеристики звука, взаимное влияние звуков.
Фонетика изучает свойства звуков как физических, акустических единиц, которые
обладают физической природой. Они произносятся с помощью работы речевого аппарата.
Единицы изучения: слог, слово, фраза(изучение не со стороны значения, а со
стороны звучания). Единицы изучения фонетики бывают 2 типов: 1.сегментные (звуки,
фраза) 2,супрасегментные (ударение, интонация).
Разделы фонетики:
1. артикуляционная (устройство речевого аппарата, устройство
звуков).
Изучает гласные (характеризуются по ряду,
длительности, лабиализации, напряженности), согласные (хар-ся по месту образования,
способу, твердости/мягкости, глухости/звонкости, придыхательности). Звук
образуется в3 стадии: 1. экскурсия (приготовление) 2. произнесение 3. рекурсия
(расслабление). Изучаются явления: редукция (количественная, качественная),
аккомодация (взаимное приспособление гл и согл - малый-мяло), ассимиляция,
ударение.
2. акустическая(изучает акустические свойства звуков:
частота, амплитуда).
Фонология изучает
звуковые единицы с точки зрения их функционального значения, звуки языка, а не
речи (как в фонетике). Фонология изучает систему отношений звуковых единиц
между собой. Цель - создать и описать фонетическую систему языка(важны противопоставления).
Описываются позиции звуков языка, окружение. Также
изучаются супрасегментные единицы языка (интонация, контуры, модели). Основная
единица изучения - фонема, (фонема и звук - разные понятия. Ф. -психическое
явление, звук - акустико-физиологическое)
27. Фонема
как основная единица звукового уровня языка. Проблема определения фонемы.
Фонема и аллофон.
а) Фонема - основная единица изучения фонологии.
Фонема - целиком психичное явление.
фонема - полифункциональная единица языка: 1.
различает звуковые оболочки слов и морфем 2. доводит звуки речи до восприятия
3. смыслоразличительная. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных
ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется
данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в
слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют следующие
типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы, т.е. в
позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).
б) Понятие фонемы сложилось во второй половине
19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и
предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы:
Московская (фонема - цепочка аллофонов, фонема рассматривается в составе
морфемы). Пражская (фонема -набор дифференциальных признаков,
смыслоразличительных и функциональных, в составе слова, важнее дифференциальные
признаки), Ленинградская (фонема - класс исходных звуков, в составе
словоформы).
28.Фонологическая система языка: организация и
принципы описания.
Фонологическая система языка - это внутренне организованная
совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент
фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими
элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным
признакам. ф/с языка строится как система фонемных оппозиций. Сравнение фонем в
оппозициях основано на сопоставлении их признаков - дифференциальных (различия)
и интегральных (сходства). Фонемные оппозиции делятся на 2 основных типа:
1.
дизъюнкция (противопоставление по
нескольким признакам - д-н).
2.
корреляция (противопоставление
по одному признаку - д-т)
(Московская и Пражская школа выделили виды оппозиций:
1. пропорциональные д-т, к-г 2. эквивалентные (по равноценным, равноправным
признакам -нижний/средний подъем, передний/задний ряд) 3. градуальные (фонемы
противопоставлены по одному признаку, но имеют разные степени проявления) 4.
привативная оппозиция (наличие/отсутствие признака) 5. бинарная + интегральные
(признаки, не участвующие в аппозиции, присущие определенной фонеме).
29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций. Фонема и
аллофон.
Фонема является смыслоразличительной единицей. При этом фонема -
целиком психичное явление, равно как и аллофон, реализацией их в речи является
звук. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или
аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В
зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с
другими звуками, ударности и безударности,, выделяют следующие типы аллофонов:
1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы., т.е. в позиции ее
различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).
Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в
слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это условие
реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой
фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или
«утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.
- сильная позиция - это позиция различения фонем,
т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных -
под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для
твердых/мягких -позиция конца слова.
- слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е.
позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество
единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном
звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется.
30. Основные принципы фонологического анализа.
(Аллофон. Виды дистрибуций).
Одной фонеме могут соответствовать несколько различных
ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется
данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к разным фонемам
или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно поставить их в
определенные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям
называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций:
1.
контрастная.Фонемы находятся
водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают
слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых:
тень-день-пень-лень.
2.
дополнительный вид дистрибуции.
Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь
качество звуков зависит от позиции.
3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся
в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла слов, что
свидетельствует о разных параметрах говорящего (местоположение, особенности
речи).
31. Фонетические процессы в речи.
Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в
звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга,
когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и,
во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате
появляются следующие фонетические процессы:
1. редукция (изменение длительности звуков в
безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением:
-силовое -количественное(ударный звук произносится более долго)
-тоновое(изменение высотытона).
2. аккомодация - взаимное приспособление гласных
и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и
наоборот.
3. ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков.
Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий)
-регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).
4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых
или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный
ассимиляции(транвай, вместо трамвай).
32. слово, как
основная единица языка.
слово - это основная
структурно-семантическая единица языка, служащая для именования
предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью
семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для
каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех
сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую
оболочку, слова); морфологической (совокупность грамматических и
словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений -
лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного
строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка
слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или цельностью,
выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность (т.е. семантический
потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных
значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность
(т.е. невозможность
слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность
вставить
в слово другое слово и тем более сочетание слов).
От фонем слово
отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое
единство звучания
и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью.
От словосочетаний
и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как
правило, недвуударно,
от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.
33. Проблема слова; исторический характер слова.
Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и
внутренней формы, его звуковой оболочки и образным способом выражения его
значения. Мотивированность слова -сохранение в его семантической структуре
связи звучания со значением (подоконник). Содержание слова благодаря мотивированности
находит отражение в его внутренней форме. Внутренняя форма слова - это его
семантическая и структурная мотивация другим словом, на базе которого оно
возникло. Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, звукоподражательными
(кукушка), описательными (дворник). Внутреннюю форму имеют 2 класса слов:
производные слова, сохраняющие в своей словообразовательной структуре указание
на соотнесенность с другими словами или морфемами, от которых они образованы
(молочница); слова, употребленные в переносном значении (дуб о глупом челе).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |