Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
Шпаргалка: Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
1.Определения языка в теоретическом языкознании,
Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы,
связанные с языком, состав и употребление, общие закономерности устройства и
развития языка. Определения бывают:
1.Функциональные (с точки зрения функций) Язык -основное
средство общения и передачи информации,
2.Ролевые (связанные с участниками общения, индивидом,
коллективом)
Язык существует как общее коллективное знание, которое
разделяют все члены коллектива, (идиолект - вариант языка, свойственный одному
человеку),
3.Таксономическое (таксономия - набор элементов) Язык –
набор единиц и правила их употребления, соединения.
4.Семиотическое (семиотика - наука о знаках и знаковых
системах) Язык - система знаков, каждая единица - знак (язык имеет знаковую
природу).
5.Субстанциональное Проблема соотношения в языке
идеального и материального (я. Материален - имеет субстанцию
(письменность), я. идеален - все, кроме звуков, имеет значение.
6.Системно-структурное. Язык – это система, он имеет
структурно- уровневое строение, это упорядоченная структура единиц.
7.в информационных системах Язык - код, система задания
соответствия.
8.Когнитивное направление Язык является основным
средством
а)формирования б)обработки в)хранения г)передачи
знаний
2. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической
лингвистики.
Задачи. - передавать смысл и значение, знаков,
установить состав единиц языка, изучить пределы варьирования. Особенности.
Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы,
связанные с языком, состав и употребление. Теоретическое язык-е изучает
человека самого себя и реальности вокруг себя. Я-е: 1.частное (изучение
употребления конкретного языка) 2.общее (все языки). Общее: все языки имеют
закономерности строения, нечто общее (звуки, корни). Закономерности строения
-универсалии (абсолютные - присутствуют во всех языках, статистические
-справедливы не для всех языков). Лингвистика: 1. внешняя (связь языка и
общества, ф-ции яз. в обществе, территориальное распространение языков) 2.
внутренняя (изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления).
Основные направления
1.
изучение состава языка
2.
сравнительно-историческое яз-е
3.
история языка
4.
состав и структура языка
5.
употребления я-я в различных ситуациях
6.
прикладное языкознание
3. Биологическое и социальное, индивидуальное и
коллективное, материальное и идеальное в языке,
1. биологическое и социальное Конкретный язык
не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено., каким
именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается под влиянием
окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на
том языке, какому его обучают => язык – явление социальное. Вместе с тем
именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию
языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Сущность
языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на
биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода.
Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая
отдельные органы речевой аппарат, мозг - под речевой механизм. Но этот механизм
запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях - при
наличии языкового окружения, социума.
2. индивидуальное и коллективное Социальная дифференциация связана с коллективным в
языке. С коллективом связаны различные варианты языка, такие как а) диалект
(совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей того или
иного языка, распространенных на определенной территории), б) дифференциация по
профессиональному признаку (проявляется в наличии профессиональной лексики и
терминологии), в) жаргон (отклонения от общего языка, имеющие узкую сферу
применения в той или иной соц. среде), г) арго (особый язык воров, нищих,
бродяг). Язык обслуживает не только общество, коллектив, но и отдельного
чел-ка. Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами
биологическими, так и социальными. Биологический фактор оказывает влияние на
темп речи, ее тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором
определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень
владения устной и письменной речью. На индивидуальном языке всегда лежит налет
социальности, тк индивидуальный язык не изобретается, а берется в готовом виде
и на него оказывают влияние семья, языковое окружение, место проживания, образование,
профессия.
3. идеальное и материальное в языке Структура
идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию
сознания, дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же
элементы языка, именуемые его внутренней формой. Идеальное в языке связано с
мышлением, содержанием, значением (все, кроме звуков, имеет значение).
Проявиться, обнаружить себя во внешнем мире дух может только с помощью
какой-либо материальной оболочки. Сначала звуки речи послужили естественной материальной
стороной языка, в которых он стал чувственно воспринимаемым для человека.
Позднее людьми была создана вторая материальная форма языка графическая, в виде
различных систем письма.
4. Исторические изменения языка.
Исторические изменения языка изучают 2 вида
лингвистик:
1.синхронная (изучает язык в определенный период
исторического времени и неизменность его в этот момент).
2.диахроническая (изучает динамику развития языка во
времени).
Ф. де Соссюр. Синхрония - ось одновременности,
касающаяся системных отношений, откуда исключено всякое вмешательство времени,
а диахрония - ось последовательности, на которой нельзя увидеть больше одной
вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями.
Язык как систему изучает только синхронная лингвистика.
5. Функции языка.
Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет
однозначного решения в современной лингвистике. Функция может пониматься:
-
роль и назначение
-
зависимость одних переменных от
других
-
синтаксическая позиция
В течение 19-20 вв развивалось учение о функциях
языка. По Бюллеру:
1)
экспрессивная ф-я (связана с говорящим)
выражается лексикой, синтаксисом и интонацией
2)
обращение (связана со слушающим)
3)
сообщение (связана с предметом или
ситуацией, о чем идет речь)
Французский ученый Мартине:
1)
коммуникативная ф-я
2)
выразительная ф-я
3)
эстетическая ф-я
Якобсон (представитель Пражского лингвистического
кружка, основа которого - функционализм) выделял 6 компонентов речевого акта:
1)
эмативная ф-я (говорящий)
2)
конативная ф-я (слушающий)
3)
референтивная ф-я (предмет речи)
4)
поэтическая ф-я (само сообщение)
5)
фатическая ф-я (ф-я установления контакта)
6)
метаязыковая ф-я (код). Метаязык -
система выбора определенного средства языка, общего средства общения, служит
для описания и характеристики самого языка.
Классификация по Степанову:
1)
номинативная ф-я
2)
предикативная (синтаксическая ф-я)
установления связи
3)
локативная ф-я (определение позиции
говорящего к собственной речи)
1. внутриструктурные функции (выражение языковой
формой определенного смысла, содержания).
а)мыслеформирующая язык - средство формирования и
выражения мысли.
6)номинативная - слово - средство наименования
предметов и явлений.
2. общественные функции (роль в человеческом обществе).
а )коммуникативная: язык - универсальное средство
общения.
б)когнитивная: язык - средство познания, (накопления общественного
опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной
культуры.)
3. частные функции
а)экспрессивная - функция выражения
настроений и эмоции говорящего
б)контактоустанавливающая (фатическая)
в)эстетическая - литература, кино, театр
г)апеллятивная - ф-я призыва, побуждения.
д)метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для
описания
общения).
е)оценочная
ж)аккумулятивная накопительная, накопления и передачи
опыта.
6. Основные этапы изучения языка.
История языкознания с древних времен начинается с 5-8
вв. до н.э. на Востоке.
I период Описательный.5-8 вв. до н.э. - начало нашей эры. Древние грамматики
описывают состояние языка, преобладает философский подход. Образец
-
грамматика Панини.
-
Платона и Аристотеля
(Александрийская школа создала самую полную классификацию частей речи). Понятие
категории - большого класса слов, звуков, кот. имеют нечто общее в своем
значении (имена, глаголы). Центральная единица - слово и предложение, тк они
обладают смысловой ценностью.
// период язык-е - система научных знаний 17-18
в. Я. - наука. Я. - философская концепция (рационализм. Основа любого языка
универсальность, рациональность. Все описывается с тз логики).
- Декарт и Лейбниц создавали идеальный язык
(каждое слово - 1 значение).
грамматика Пор-Рояль описывала системы разных языков.
Основной принцип построения пр-я: субъект (то, о чем говорится) и предикат
(признак или характер предмета) - Яблоко есть красное. III период
сравнительно-историческое языкознание. 19
в. начало 20 в.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |