Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Блок 3.
Знакомство с искусством графики.
5. Игра-путешествие «Муза
Дибира». О материалах по технике графики и ее изобразительных возможностях
(занятие проводится в форме сказочного повествования).
6. Час искусства «Что умеет
графика». Выразительные средства графики (линия, штрих, силуэт, пятно).
Блок 4.
Знакомство с русским фольклором посредством сказочной живописи В.М. Васнецова.
7. Театрализованная
программа «Богатырское» сердце и «богатырская» музыка. Занятие-театрализация,
построенное на слайдах (репродукциях) с картин В. Васнецова М. Врубеля,
сказочных и былинных сюжетах, на музыке А. Бородина, использовании элементов былинной
речи и драматизации (обряда посвящения в богатыри, встречи богатырей народом).
8. Игровое занятие. «Тайна
славянских узоров», или «Как красну девицу Марьюшку замуж выдавали». Тема
занятия – символика славянского орнамента: заключенный в нем образ мироздания.
9. Путешествие в галерею
«Как художники смеются и плачут». Занятие проводится на экспозиции
Третьяковской галереи и посвящено бытовой картине.
10.
Час
изобразительного творчества «Художник: путешественник и странник». Тема занятия
– пейзажная живопись И. Шишкина, А. Куинджи.
11.
Интеллектуальная
итоговая игра «В мире искусства».
Также в
библиотеке был проведен курс занятий художественной грамотности «Искусство и
художественный труд», целью которого является саморазвитие и развитие личности
ребенка младшего школьного возраста в процессе освоения мира через его
собственную творческую предметную деятельность. Выделим основные задачи:
1. расширение
общекультурного кругозора детей;
2. развитие
качеств творческой личности, умеющей:
- ставить
цель,
- искать и
находить решение в жизни ребенка проблемах,
- осознавать
и оценивать свой индивидуальный опыт,
- находить
речевое соответствие эстетическому контексту;
3.
знакомство
с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека
в материальных образах;
4.
формирование
основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для
практической реализации творческого замысла.
Задачи
реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей
художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают
саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программа
курса состоит из трех блоков:
Основополагающим
является культурологический блок, объединяющий эстетический контекст, в
котором раскрываются данные понятия.
Второй блок –
художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь
эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности,
основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии. Материал
этого блока направлен на формирование творческого восприятия произведений
изобразительного искусства.
Третий блок –
трудовая деятельность. Входящие в него основополагающие эстетические
идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание
обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества,
составной частью которых является овладение основами технологических знаний и
компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе
интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные
произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях
и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Разнообразные
по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать
единым требованиям – таким как эстетичность, практическая значимость (личная
или общественная), доступность и целесообразность.
Предлагаемые
в курсе виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет
декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность
как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы;
иллюстрации и аппликации- иллюстрации к тем произведениям, которые дети изучают
на библиотечных занятиях; образы-поделки героев произведений, выполненные в
различной технике и из разных материалов; театральный реквизит: декорации,
ширмы, маски, костюмы, куклы; рисунки на заданные и свободные темы.
Данные
занятия с детьми, построенные в контексте искусства, направлены на развитие
качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и
технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
За познанием
следует творческая деятельность по освоению эстетических представлений и основ
искусства через продуктивную деятельность в виде работ по изобразительному
искусству, художественному труду, театрализации и музицированию.
Таким
образом, главная задача библиотекаря детской библиотеки – воспитывать
полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью
художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать «в ткань»
художественного произведения, мало вооружить его теоретическими знаниями
(особенностями жанров, средствами выразительности и т.д.), необходимо, чтобы
эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только
работа в отношении художественной культуры с младшими школьниками, в полной
мере способствует воспитанию эстетически развитого читателя, способного к
пониманию художественной литературы, читателя, который может получать
непосредственное эмоциональное наслаждение прочитанным, оценивать прочитанное с
разных точек зрения (точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев
произведения).
Заключение
Подведем
итоги. Особое место в деятельности библиотек занимает художественная культура,
которая представляет собой совокупность процессов и явлений
духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению
произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической
ценностью. Структура художественной культуры включает в себя много разнородных
элементов, но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют
определенную целостность.
Интегративным
компонентом художественной культуры является искусство, которое включает литературу,
живопись, музыку, театр и т.д. В контексте библиотеки приобщение к искусству
формирует уважительное отношение к нему, осознания его особенностей, понимание
его непреходящей ценности.
Возрастает
роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются
программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей
потребностям и запросам детей, и к организации их читательской деятельности,
продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора. Внимательным родителям
и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и
направлениях, активизирующих литературное творчество младших школьников.
Специфика работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость
использования форм и методов библиотечного обслуживания.
По формированию
художественной культуры, в библиотеке № 4 используются разные формы работы,
наиболее эффективные из них часы искусства, литературные салоны, сказочные
театры, литературно-музыкальные композиции, слайд-вечера, и др., которые
создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты
участников мероприятий. Работа по программе эстетического воспитания «Войди в
мир искусства» помогает целенаправленно развивать художественную культуру,
через систему развивающих заданий, направленных на формирование навыков
восприятия и анализа произведений искусства.
Таким
образом, детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого
потенциала ребенка, и является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным
заказом современности.
Список литературы
1.
Варганова,
Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности : сб. статей
международного науч.-практ. семинара / Г.В. Варганова. – М. : РШБА, 2007. – 256
с.
2.
Гершунский,
Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. – М. : Совершенство,
1998. – 345 с.
3.
Голдырева,
Е. Читаем классику вслух / Е. Голдырева // Библиотека. – 1999. - № 6. – С.
17–18.
4.
Домаренко,
Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е.В.
Домаренко. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 80 с.
5.
Дорогова,
Л.Н. Художественная культура и формирование творческих способностей воина. - М.
: ВПА, 1981. – 347 с.
6.
Желонкина,
Д. Спасибо, музыка, тебе : эстетическое воспитание в библиотеке / Д. Желонкина
// Библиотека. – 2005. - № 11. – С. 41.
7.
Збаровская,
Н.В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитационного
моделирования / Н.В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2002. – 117 с.
8.
История
мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф.С. Капица. – М. : Слово,
1998. – 610 с.
9.
Каган,
М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – 386 с.
10. Крылова, Н.Б.Формирование
художественной культуры : чтение и библиотеки / Н.Б. Крылова //
Библиотековедение. – 2007. - № 3. – С. 69-72.
11. Любителям чтения о книгах
и библиотеках : хрестоматия. – М. : Академия, 1993. – 290 с.
12. Малахова, И.А. Развитие
личности: художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск :
Белорусская наука, 2003. – 139 с.
13. Мартынова, В.Б. Тихо!
Рисуют и музицируют дети : эстетическое воспитание / В.Б. Мартынова //
Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 83-85.
14. Матлина, С. Возрождая
утраченное / С. Матлина // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 67-68.
15. Мещерякова, М.И.
Литература в таблицах и схемах : Теория. История : словарь / М.И. Мещерякова. –
М. : Айрис-Пресс, 2002. – 257 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |