рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками  
Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками

Блок 3. Знакомство с искусством графики.

5.  Игра-путешествие «Муза Дибира». О материалах по технике графики и ее изобразительных возможностях (занятие проводится в форме сказочного повествования).

6.  Час искусства «Что умеет графика». Выразительные средства графики (линия, штрих, силуэт, пятно).

Блок 4. Знакомство с русским фольклором посредством сказочной живописи В.М. Васнецова.

7.  Театрализованная программа «Богатырское» сердце и «богатырская» музыка. Занятие-театрализация, построенное на слайдах (репродукциях) с картин В. Васнецова М. Врубеля, сказочных и былинных сюжетах, на музыке А. Бородина, использовании элементов былинной речи и драматизации (обряда посвящения в богатыри, встречи богатырей народом).

8.  Игровое занятие. «Тайна славянских узоров», или «Как красну девицу Марьюшку замуж выдавали». Тема занятия – символика славянского орнамента: заключенный в нем образ мироздания.

9.  Путешествие в галерею «Как художники смеются и плачут». Занятие проводится на экспозиции Третьяковской галереи и посвящено бытовой картине.

10.  Час изобразительного творчества «Художник: путешественник и странник». Тема занятия – пейзажная живопись И. Шишкина, А. Куинджи.

11.  Интеллектуальная итоговая игра «В мире искусства».

Также в библиотеке был проведен курс занятий художественной грамотности «Искусство и художественный труд», целью которого является саморазвитие и развитие личности ребенка младшего школьного возраста в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Выделим основные задачи:

1. расширение общекультурного кругозора детей;

2. развитие качеств творческой личности, умеющей:

- ставить цель,

- искать и находить решение в жизни ребенка проблемах,

- осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт,

- находить речевое соответствие эстетическому контексту;

3.  знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

4.  формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации творческого замысла.

Задачи реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Программа курса состоит из трех блоков:

Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетический контекст, в котором раскрываются данные понятия.

Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии. Материал этого блока направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.

Третий блок – трудовая деятельность. Входящие в него основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых является овладение основами технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – таким как эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность и целесообразность.

Предлагаемые в курсе виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы; иллюстрации и аппликации- иллюстрации к тем произведениям, которые дети изучают на библиотечных занятиях; образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов; театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы; рисунки на заданные и свободные темы.

Данные занятия с детьми, построенные в контексте искусства, направлены на развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

За познанием следует творческая деятельность по освоению эстетических представлений и основ искусства через продуктивную деятельность в виде работ по изобразительному искусству, художественному труду, театрализации и музицированию.

Таким образом, главная задача библиотекаря детской библиотеки – воспитывать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать «в ткань» художественного произведения, мало вооружить его теоретическими знаниями (особенностями жанров, средствами выразительности и т.д.), необходимо, чтобы эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только работа в отношении художественной культуры с младшими школьниками, в полной мере способствует воспитанию эстетически развитого читателя, способного к пониманию художественной литературы, читателя, который может получать непосредственное эмоциональное наслаждение прочитанным, оценивать прочитанное с разных точек зрения (точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев произведения).


Заключение

Подведем итоги. Особое место в деятельности библиотек занимает художественная культура, которая представляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Структура художественной культуры включает в себя много разнородных элементов, но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют определенную целостность.

Интегративным компонентом художественной культуры является искусство, которое включает литературу, живопись, музыку, театр и т.д. В контексте библиотеки приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, осознания его особенностей, понимание его непреходящей ценности.

Возрастает роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей потребностям и запросам детей, и к организации их читательской деятельности, продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора. Внимательным родителям и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и направлениях, активизирующих литературное творчество младших школьников. Специфика работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость использования форм и методов библиотечного обслуживания.

По формированию художественной культуры, в библиотеке № 4 используются разные формы работы, наиболее эффективные из них часы искусства, литературные салоны, сказочные театры, литературно-музыкальные композиции, слайд-вечера, и др., которые создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Работа по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства» помогает целенаправленно развивать художественную культуру, через систему развивающих заданий, направленных на формирование навыков восприятия и анализа произведений искусства.

Таким образом, детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, и является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.


Список литературы

1.  Варганова, Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности : сб. статей международного науч.-практ. семинара / Г.В. Варганова. – М. : РШБА, 2007. – 256 с.

2.  Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 345 с.

3.  Голдырева, Е. Читаем классику вслух / Е. Голдырева // Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 17–18.

4.  Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е.В. Домаренко. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 80 с.

5.  Дорогова, Л.Н. Художественная культура и формирование творческих способностей воина. - М. : ВПА, 1981. – 347 с.

6.  Желонкина, Д. Спасибо, музыка, тебе : эстетическое воспитание в библиотеке / Д. Желонкина // Библиотека. – 2005. - № 11. – С. 41.

7.  Збаровская, Н.В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2002. – 117 с.

8.  История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф.С. Капица. – М. : Слово, 1998. – 610 с.

9.  Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – 386 с.

10.  Крылова, Н.Б.Формирование художественной культуры : чтение и библиотеки / Н.Б. Крылова // Библиотековедение. – 2007. - № 3. – С. 69-72.

11.  Любителям чтения о книгах и библиотеках : хрестоматия. – М. : Академия, 1993. – 290 с.

12.  Малахова, И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск : Белорусская наука, 2003. – 139 с.

13.  Мартынова, В.Б. Тихо! Рисуют и музицируют дети : эстетическое воспитание / В.Б. Мартынова // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 83-85.

14.  Матлина, С. Возрождая утраченное / С. Матлина // Библиотека. – 2000. - № 11. – С. 67-68.

15.  Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах : Теория. История : словарь / М.И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2002. – 257 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

рефераты
Новости