Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Самое широкое
применение в практике работы детских библиотек нашли игровые формы и методы.
Игра – основная форма активности ребенка. По мнению отечественных психологов и
педагогов, в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.
Именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка,
подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Д.Б.
Эльконин). Игра является источником развития и создает зону ближайшего развития
(Л.С. Выготский). С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную
роль, не только фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя и входя
в нее, он раскрывает, обогащает, углубляет свою собственную личность. В игре
собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности». В
процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет, что и обеспечивает
трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе
развития индивида, уже имеющаяся форма социальных отношений наполнятся
содержанием [8].
Рассмотрим,
как игра взаимодействует с книгой и чтением. Сначала выделим то, что оказывает
положительное влияние на приобщение ребенка к книге, на формирование устойчивой
потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого
читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный,
эстетический опыт народа, отраженный в литературных произведениях.
Во-первых,
это огромные возможности игры в эстетическом воспитании, поскольку игра как
самоценность и игра как средство связаны генетически с эстетической
деятельностью. Творческое чтение предполагает наслаждение чтением, способность
эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанный на
художественном образовании; интерес к литературному процессу, к жизни книги и
литературы.
Во-вторых,
очень важен эмоциональный компонент в полноценном восприятии литературного
произведения. Именно игра является эмоционально насыщенной. В игре все события
как бы пропускаются через переживания. Игра развивает эстетические чувства
ребенка, его способность радоваться упорядоченности, организованности,
гармоничности движения, пластики, слова, звука, цвета – в собственных действиях
и действиях других. К осознанию идеи произведения ребенок идет через искусство,
а сопереживание неотделимо от мысленного содействия. Оно возникает у детей
младшего школьного возраста чаще и легче всего тогда, когда в произведении есть
внешнее действие, которое ребенок может воспроизвести мысленно или в игре.
Импровизированный
детский театр, детская самодеятельность в большинстве случаев возникают под
влиянием прочитанной книги и наиболее ярко проявляются в играх-беседах с
персонажами книг и в играх-драматизациях. Дети, разыгрывая сценки из любимых
сказок, рассказов, глубже познают мотивы поведения героев, у них развиваются
творческие способности, умение общаться друг с другом, обогащается словарный запас,
совершенствуется речь [4].
В
библиотечной практике нашли широкое применение ролевые и
познавательно-развлекательные игры, моделирующие определенные ситуации,
игры-соревнования и комплексные массовые мероприятия (например, конкурсы
знатоков различных жанров литературы, читательские конференции в форме деловой
игры, литературные турниры, театрализованные представления). Также часто
используются в библиотеке, дидактические литературные игры, - разновидность игр
с правилами, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами
литературы, углубления восприятия прочитанного, приобщения к самостоятельному
чтению, формированию культуры чтения. Дидактические игры тренируют память,
мышление, воображение; повышают интерес к тексту произведения, дают возможность
лучше запомнить их названия, авторов, имена героев.
Популярными
формами и методами игровой досуговой деятельности, направленных на формирование
читательского интереса и культуры чтения стали следующие:
ü
литературный
театр (синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное
чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных
произведений);
ü
литературная
композиция по произведениям детских поэтов и писателей;
ü
литературные
- эстафета; гостиная; маскарад; вернисаж; подиум; карнавал;
ü
музей
литературных героев;
ü
сказочные
турниры;
ü
праздники
книги и др.
Большинство
библиотек стремится определить пути и способы организации обслуживания
читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и
содержательные аспекты. Открываются литературные гостиные,
литературно-музыкальные салоны, проходят бенефисы местных авторов,
слайд-вечера, пресс-конференции, презентации книг.
Приобщение школьников
к искусству в самых разных формах, а особенно в форме художественно-творческой
деятельности, является актуальной задачей современной системы воспитания
главным образом потому, что в процессе художественной деятельности:
Ø
развивается
креативность как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для
успешной реализации любой продуктивной деятельности;
Ø
постигается
сущность процесса создания художественного произведения и происходит познание
его глубинных идей, адекватное восприятие;
Ø
углубляется
изучение программного материала предметов эстетического цикла; углубляется
изучение программного материала предметов эстетического цикла;
Ø
повышается
уровень духовной культуры младших школьников;
Ø
совершенствуются
нравственно-эстетические качества личности, обогащенной общением с шедеврами
мирового искусства;
Ø
эффективнее
и плодотворнее осуществляется процесс саморазвития, самовоспитания и
самоактуализации личности детей. Эта задача реализовывается путем проведения
различных циклов мероприятий, направленных на развитие у детей художественного
вкуса и духовной культуры [12].
Таким
образом, союз литературы и живописи, книги и музыки, слова и театрального
действия в большей степени содействует возвышенному восприятию художественной
культуры. Чем глубже сила эмоциональных переживаний, вызванных произведением
искусства, тем эффективнее процесс превращения нравственно-эстетических понятий
в личную убежденность [23].
Формы
библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста рассмотрим на
примере библиотеки №4 МУК ЦБС г. Кунгура. Вот уже несколько лет библиотека работает
по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства». Цель программы:
формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений
изобразительного искусства и архитектуры; формировать творческую личность,
ориентирующуюся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями
изобразительного искусства. Основные задачи:
1.
Гармонически
развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями
изобразительного искусства (с упором на коллекцию Государственной Третьяковской
галереи), при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность,
эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.
2.
Формировать
художественный вкус.
3.
Воспитывать
нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения
изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.
4.
Воспитывать
начала музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и
благоговейное отношение к произведениям искусства, к музейным памятникам,
осознание взаимосвязи культуры внешней и внутренней.
Для того,
чтобы дети усвоили содержание программы, необходимо комплексное воздействие при
приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к
самостоятельной детской изобразительной деятельности таких смежных видов
искусств, как художественное слово, музыка, пластическое движение, драматизация
(при возможности и театрализация).
Методика
работы нацелена на активизацию детей, на получение от них эмоциональной отдачи.
Поэтому ведущий метод – игровой. В начале занятий, в гости к ребятам проходят
два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый воплощает собой мир
культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка – этакий непоседливый
недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале курса дети просто
общаются с обоими персонажами, при этом библиотекарь корректирует культуру
этого общения: уважительное и даже светское обращение к Коту и строго
аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети могут уже сами взять их роли и
провести своеобразный диспут. Занятия с куклами позволяют не просто закреплять
материал, но и способствуют повышению культуры общения.
В процессе
каждого занятия библиотекарь применяет не только вопросно-ответный метод, но и
путем выстроенных вопросов подталкивает ребят к самостоятельным открытиям и
ответам.
Все занятия
годового курса разделены на блоки.
Блок 1. Общее
знакомство с главными видами изобразительного искусства и различными типами
музея как «обители муз».
1. Театрализованная встреча
«Волшебная сила искусства» - общее знакомство с основными видами
изобразительного искусства через «подарки фей», которые они прислали детям:
живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.
2. Детский спектакль «Музей
– дом, в котором живут музы». Архитектурные прообразы музея – «храм», «дворец»,
«замок». Типология музеев – общая и «неожиданная»: «музей-монастырь»,
«музей-парк», «музей-остров».
Блок 2.
Знакомство с искусством скульптуры.
3. Беседа «Пластический язык
скульптуры». Как смотреть скульптуру, как научиться «слушать» ее и
разговаривать с ней.
4. Слайд-шоу «О наших
братьях меньших» (занятие проводится на слайдах, репродукциях, открытках).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |