Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Этот
неизбежный процесс усложнения духовно-художественной жизни общества, особенно
на современных этапах развития, требует не только разных подходов к изучению
одних и тех же явлений, к изучению разных сторон одного явления. Он требует
также обобщения всего того, что сделано в разных областях художественной
практики, в науках, изучающих художественные процессы. Генерализация многих
форм художественной деятельности и деятельности, связанной с ней необходима и
по другим причинам. В частности, обществу важно выяснить, сколь многообразна
художественная сфера, насколько распространены отдельные ее формы и в каком они
находятся состоянии; степень их изученности; каков социальный эффект тех или
иных форм; каковы тенденции их развития [16].
Современный
уровень знания позволяет рассматривать художественную культуру с позиций
структурного анализа. Однако полнота и разносторонность исследования в этом
случае возможны только при условии комплексности подхода. Комплексность в
данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней
художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но, что
особенно важно, привлечение к исследованию различных областей знания:
искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики и др.
Исследование всей совокупности фактов поможет составить представление о подходе
к изучению художественной жизни общества с позиций культурологии. Этот подход
предполагает полноту и всесторонность исследования сложных взаимосвязей
различных художественно-социальных явлений [22].
Художественная
культура — явление широкое. Она может быть рассмотрена как процесс освоения
того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено в наследство
прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные
памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и
способы освоения и др.). Художественная культура может быть представлена и как
социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность
профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества,
функционирование художественных центров и т.п.), как специфическая область
распространения (система художественного образования, средства массовой
информации, театры, кино, музеи и т.п., количественные и качественные изменения
их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения
в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных
процессов и т.д.) [23].
Таким
образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс
или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Определив понятие и
структуру художественной культуры, в следующей главе остановимся на вопросах развития
личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки.
1.2 Развитие личности
ребенка средствами искусства в работе библиотеки
Интегративным
компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие
виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо
максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей
целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной
гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность,
быть не может.
Большое
значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности
признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных
педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями,
позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно
сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей
[12].
Понятие
«художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его
результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений
действительности и произведений искусства. Художественная деятельность вообще и
искусство как ее специализированное выражение возможны потому, что существуют
эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение всегда
присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в
художественном восприятии.
Важное место
по формированию у детей художественного вкуса и способностей эстетическому
восприятию окружающего мира отводит библиотека, создавая целостную картину
(образ) мира через восприятие искусства, отражающего постоянно меняющийся мир и
человека в нем. В детской библиотеке создается эстетическая, нравственная,
информационная среда, которая формирует интересы детей, ценностные ориентации,
развивает творческие способности детей.
Младший
школьный возраст – время, когда ребенок непосредственно, эмоционально
воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. С
детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру,
которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на
нее. Духовная культура – достояние каждого человека, и освоение ее –
обязательный компонент формирования личности [11].
Именно в это
время закладываются основы духовности личности. В этот период возможно
формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения
ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В
связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике
от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития
личности в библиотеке.
В.А.
Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. «Этот мир должен
окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование
– одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение». Он был твердо
убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к
логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать
эстетическое видение мира [20, с.42].
Художник,
создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит
эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения
художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому
занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших
средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности,
поскольку в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и вместе
с тем чувственно привлекательным и желаемым, конкретным проявлением
человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо
[16].
Искусство по
своей природе вызывает эстетическое чувство – удивления и восхищения его,
искусства, способностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять
и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сделано в художественном
произведении. Искусство дает возможность испытать разные по характеру и
направленности душевные состояния [9]. Эстетическое наслаждение – это сложный
духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях:
радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством, созданным
художником, потрясении открывшимся невиданным ранее миром [15].
Приобщение к
искусству в контексте библиотеки формирует уважительное отношение к нему,
понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия
каждого его вида.
Детская
библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала
ребенка. Для этого в библиотеке проводятся различные мероприятия, организуются
творческие встречи, оформляются выставки. При составлении сценария библиотекари
стараются максимально использовать книгу, иллюстрацию, портрет, мультфильмы,
диафильмы, музыкальные фонограммы, грим, элементы костюмов, маски литературных
героев.
Используя в
комплексе и интегрируя один вид искусства в другой, библиотекарь формирует
литературный, музыкальный, эстетический вкус, развивает многогранно личность
ребенка, воспитывая с детства настоящего ценителя литературы, музыки, театра.
Этому способствуют выставки: «Ура! Карнавал!!! (карнавальные маски), «Парад
алле» (арена цирка в работах детей), «Русская изба» (избы сделаны из разных материалов),
«Я – художник-иллюстратор» (рисунки детей по литературным произведениям), «Искусство
в нашем городе. Фонари. Ажурные ограды» (макеты ажурных оград и фонарей города),
«Вселенная в четырех стенах» (выставка-панно), «Маска, маска…» (театральные маски).
Информация о театре, музыке, живописи способствует формированию художественного
вкуса детей.
Каждый из
видов искусства обладает своим художественно-образным языком, спецификой
воссоздания действительности, которая в свою очередь определяется особенностями
тех или иных жизненных явлений и обстоятельств. Не все стороны жизни подвластны
изображению в каком-то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не
может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть
выражено средствами живописи. Иными словами, для воспроизведения той или грани
действительности в искусстве достаточно средств художественной выразительности
того или иного вида искусства, но для создания в нашем восприятии целостного
образа мира или обобщенного образа эпохи недостаточно какой-либо одной формы их
отражения. Для этого необходим синтез различных видов искусства. Синтез в
данном случае надо понимать как неделимый сплав, как многообразие в единстве
представлений, как само искусство, которое является единой формой отражения
действительности, но делится внутри себя на виды [12].
Следовательно,
искусство является источником постижения духовной культуры как прошлого, так и
настоящего. Его широкое вовлечение в школьную практику дает учащимся
возможность составить более целостное представление о мире, об особенностях
мировой, русской и родной культур, специфике их взаимодействия и взаимовлияния,
создать благоприятные условия для эстетического развития учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |