Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Чтение
побуждает личность к творчеству, независимо от того, в чем это творчество будет
в дальнейшем проявляться. Проходя школу сотворчества вместе с авторами книг, у
человека появляется потребность в самовыражении. Не случайно, что желание
писать, рисовать, импровизировать, познавать, созидать рождается у человека в
процессе детского чтения [1].
Все
достоинства детского чтения исходят из первоосновы литературы – языка. Читая,
человек погружается в речевую стихию. Именно из слова, из его образности, он
черпает духовную жизнь. Слово с его смысловыми и чувственными оттенками,
богатством интонаций и значений раскрывает читателю богатство мира и его
собственной души, учит речевому самовыражению в письменной и в устной форме.
Влияние
лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание
читателей, в особенности юных, огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей,
эти книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале,
нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей,
прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной
природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.
Художественная
литература развивает эмоционально-чувственную сферу детей и их познавательную
активность, мотивирует осмысление жизни, содействует рефлексии, формирует
ценностные ориентации младших школьников, их речевую культуру [1].
Считая чтение
основным способом вхождения в культуру, необходимо выстраивать работу по
повышению качества чтения. Исследовательская деятельность учащихся, участие в
творческих и интеллектуальных конкурсах, играх, создание комфортной для чтения
среды в библиотеке – все способствует погружению детей в мир научных,
художественных, публицистических текстов. Текст играет системообразующую роль в
формировании гуманистических установок растущей личности.
Детское
чтение как ценность культуры – явление неоднозначное и переменчивое. Оно
зависит от качества читаемой литературы и от уровня восприятия читателя. Чем
выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия,
- с другой, тем более глубокий след оставляет чтение в сознании читателя.
Читая, человек получает из книги новые знания и новые впечатления, но, получая,
он не просто складирует их в свою память, а отвечает на них – отдает книге свои
мысли, свои чувства, свои образы. Субъективный элемент получения-отдачи,
называемый иногда читательской рефлексией, и определяет ценность чтения. Чем
значительнее он, тем и сильнее влияние книги на читателя. В нем, очевидно, и
скрыта та духовная сила чтения, которая является зерном национальной культуры
[1].
Отметим, что детям
очень не хватает внимания со стороны взрослых к их читательским интересам.
Авторитет родителей и педагогов, библиотекарей в этом возрасте еще достаточно
высок, чтобы повлиять на увлечения ребят, помочь им в выборе книг. Вот почему
значение библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является
определяющим. Расположив к себе ребенка улыбкой, добрым отношением,
библиотекарь создает атмосферу доверительного отношения с ним и, следовательно,
получает возможность влиять на него, развивать.
Несмотря на
то, что читатели семи – десяти лет отличаются по технике чтения, уровню
начитанности, кругу чтения, интересам, их объединяет особый «детский» этап читательского
развития [11].
Ребенок в
этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации,
источник знаний. И научно-познавательная, и художественная книга воспринимаются
без выделения специфических функций. Нет заметной дифференциации в чтении
девочек и мальчиков. И те, и другие одинаково любят книги о животных,
растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в
чтении занимает сказка – литературная и народная, приключения, рассказы русских
писателей, стихи. В круг чтения младшего школьника включаются первые
энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается
сначала с помощью взрослых, а потом самостоятельно [12].
Задача
библиотекаря – развивать диалектичность мышления ребенка, избегать
прямолинейных оценок персонажей, побуждать детей к объемному видению
прочитанного. Не следует бояться того, что сердце юного читателя отдано
озорному персонажу, а не умному. По отношению к отрицательному персонажу у
ребенка тоже срабатывает неосознанная диалектика. Отрицательные образы рождают
в душе читателя положительный эффект. Библиотекарю надо лишь помочь правильно
почувствовать отношение писателя к персонажу. Оценку же ему дает сам читатель.
И еще одна
особенность восприятия младшими школьниками обращает на себя внимание –
способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение
– думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи
считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским
опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего
развития.
Специфика
восприятия 8-9-летних читателей такова, что все многообразие переживаний ребенок
выражает одним словом «нравится».
Так в
совместных поисках детей и взрослых совершаются нравственные и эстетические
открытия.
Для успешного
привлечения детей к чтению необходимо знать их читательские интересы: какие
книги пользуются среди них наибольшим успехом, что именно привлекает детей в
книгах, как воспринимается ими литературный герой, и какое воспитательное
воздействие он оказывает.
Анализ чтения
помогает обнаружить, что требует изменения, что надо поддержать и развить, что
мешает росту читателей. Библиотекарю важно знать, как сами младшие школьники
начинают сознавать мотивы чтения – для чего они читают книги, что от них ждут,
какие духовные потребности оно удовлетворяет. Мотив – это важное связующее
звено между потребностью в чтении, удовлетворяющими эту потребность книгами.
Если формированию мотивов не уделяется должного внимания, то не происходит
развития и усложнения потребностей. Не происходит формирования читательского
интереса [15].
Возрастает
роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются
программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей
потребностям и запросам детей, которые нуждаются не только в получении
конкретного документа, но и в организации их читательской деятельности, продуманного
досуга, общения, формирования культурного кругозора.
Взаимодействие
библиотеки и читателя-школьника строится на принципах «педагогики
сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого
интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления
осуществляется с помощью инновационных и традиционных методов личностного и
читательского развития.
В последнее
время изменилась среда взаимодействия ребенка с культурой и чтением, условия ее
восприятия и воспроизводства. Для ребенка необходима особая сфера, специальный
институт, где возможно моделирование, свободное и безопасное, собственного
бытия в культуре как в органичной среде природосообразной деятельности. Детская
библиотека может стать той средой, которая поддержит ребенка как субъекта
диалога в отношении художественной культуры.
Тем самым,
определив особенности интереса и потребностей младших школьников в восприятии
художественной культуры, в следующей главе мы остановимся на библиотечном
обслуживании читателей – детей в области художественной культуры и
проанализируем формы работы с детьми младшего школьного возраста на примере библиотеки
№ 4 МУК ЦБС г. Кунгура.
2.2 Библиотечные формы
обслуживания читателей – детей в области художественной культуры
Формированию
у детей художественного вкуса и способностей к эстетическому восприятию
окружающего мира способствуют разные формы и методы работы с детьми в детской
библиотеке. На мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сферы
изобразительного искусства, музыки, поэзии и др.), проявляется стимул
приобщения к высокому искусству, получение эстетического удовольствия,
наслаждение от встреч с прекрасным.
Моральный
стимул способствует активизации и реализации потребности читателей делать
добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на
высокие нравственные цели и ценности.
Задача
эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в библиотеке должна
сводиться к постоянному развитию в ребенке интеллектуального и эмоционального
начал и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к
художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на
расширении сферы проявления его эстетических потребностей [19].
Участие
школьников в художественно-творческой деятельности предполагает развитие
активности, самостоятельности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и
волевой сфер в процессе общения с искусством. Приобретение знаний, развитие
умений и навыков в области художественной деятельности осуществляется с учетом
формирования у детей потребности проявления способности самостоятельно решать
творческие задачи, что активизирует развитие креативности [23].
Массовые
формы работы вовлекают читателей-детей в процесс взаимодействия, общения, и творчества.
Литературные салоны, вечера-размышления, литературно-музыкальные композиции
создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты
участников мероприятий. Так, при работе с литературной классикой используется
метод комментированного чтения с элементами поиска. Цели метода – развить
навыки самостоятельного исследования; помочь ощутить вкус научного поиска;
ввести в круг чтения детей новые, выходящие за рамки школьной программы пласты
литературного наследия; научить видеть в литературном тексте мысль, требующую
от читателя ответных интеллектуальных усилий; дать возможность почувствовать за
строками личность автора, его судьбу, радости и страдания [5].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |