Курсовая работа: Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками
Одним из
важных условий развития художественного вкуса является своевременное
формирование изобразительных способностей и графических знаний, умений, навыков
художественно-графической культуры у детей младшего школьного возраста, т.к.
именно художественно- графическая культура является одним из важнейших
компонентов общей визуальной культуры человека [4].
Работа
библиотеки по изодеятельности должна соответствовать следующим принципам:
·
формирование
у детей представлений о том, что любое изображение – это отражение реальных
предметов окружающей действительности и социальных явлений;
·
тесная
взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской
деятельности – предметной, игровой, учебной, трудовой и общения;
·
эмоциональная
включенность ребенка в процесс создания изображений;
·
воспитание
у детей эстетической культуры;
·
развитие
речи как составной части процесса формирования изобразительной деятельности.
Вся система
занятий строится на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.
Посредством различных форм и методов работы в библиотеке можно понять
особенности эстетического освоения мира писателем, художником, композитором.
Кроме того, через искусство можно определить уровень и характер эстетических
запросов современного человека, который пропускает произведение искусства через
призму своего восприятия.
Процесс
художественного воспитания, представляет собой сочетание трех основных видов
деятельности: знакомство с художественными произведениями (потребление
искусства), приобретение искусствоведческих знаний и собственно художественное
творчество. Успешность развития креативности в процессе художественного
воспитания будет зависеть кроме прочего и от сбалансированного сочетания этих
трех видов художественно-творческой деятельности [13].
Художественно-творческая
деятельность, как смысл любой деятельности, дает ребенку возможность не только
отстраненного восприятия духовной и материальной культур, но и чувство
сопричастности, чувство самореализации, возможность освоения мира не только
через его постижение, но и через его преображение. Процесс и результат
художественно-творческой деятельности становятся не собственно целью, а, с
одной стороны, средством познания мира, а с другой – средством для более
глубокого эмоционального выражения внутренних чувств самого творящего ребенка.
При этом художественно-творческая деятельность ребенка предполагает все этапы
познания мира, присущие взрослым: созерцание, размышление и практическую
реализацию замысла [8].
Детская
библиотека открывает ребенку культуру, одновременно является пространством
«между» ребенком и культурой, обеспечивающим их взаимодействие – пространством,
аккумулирующем последствия деятельности ребенка в культуре, и пространством,
открывающим для ребенка его ценность как деятеля культуры, так как он
генерирует идеи о себе, продуцирует новые смыслы [19].
Сопровождая
ребенка в культуре от постижения уникальности своего «Я» до осмысления «Я» в
масштабах мира, детская библиотека открывает вместе со своим читателем феномен
бытия в культуре как личностную ценность. Мир библиотеки гармонично сочетает в
себе все сферы согласия, предлагает формы и средства свободного общения
трансляции культуры от человека к человеку [19].
Специфика
библиотеки такова, что при желании можно увидеть, услышать и понять другого
человека. В условиях библиотеки есть возможность выбора тех форм деятельности,
которые более всего будут соответствовать интересам и индивидуальности
читателя. Библиотеки стремятся определить пути и способы организации
обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом
эстетические и содержательные аспекты, а также создание комфортной библиотечной
среды.
Рассмотрев
вопросы развития личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки, в
следующей главе обратим внимание на психолого-педагогические особенности
младших школьников в отношении художественной культуры.
2 Психолого-педагогические
особенности младших школьников
2.1 Особенности интереса
и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры
В развитии
ребенка одно из важных мест наряду с развивающими играми, общением с природой,
музыкальным образованием занимает чтение. Книги расширяют кругозор детей, учат
их мыслить, развивают речь, память, воображение. Книги в чтении детей выполняют
следующие функции:
1.
Детская
книга как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и
комфортного для него коммуниканта, который не оттолкнет, не обидит и не
обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая
возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок
набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его
словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и
знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми.
2.
Книга
для детей - важный ресурс самопознания и психокоррекции. Читая о разных трудных
жизнях и судьбах, сопереживая героям, то сравнивая, то отождествляя себя с
ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность
корректировать свои жизненные установки. Одновременно книга способствует и
эмоциональному высвобождению: противоречивые порой эмоции детей приобретают
определенную форму и смысл под воздействием художественной реальности.
3.
Эстетическая
и креативная функции чтения. Книга способна пробудить в ребенке чувство
прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное
многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную
творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение
творческих реакций очень важно для ощущения детьми жизненной перспективы в
собственных глазах [24].
Обозначим психолого-педагогические
основы литературно-творческих способностей младших школьников. Художественно-творческая
деятельность проявляется как одаренность в музыкальных способностях ребенка, и
в способности к актерскому мастерству, к изобразительной деятельности, и
литературному творчеству и т.д. Художественно-творческая одаренность
проявляется, прежде всего, как подчеркивают психологи, в нестандартном видении
мира, нешаблонном мышлении.
Психологической
основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей
к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Под
литературно-творческими способностями детей большинство ученых понимают
формирование способности мыслить словесно-художественными фразами. Если
читатель не представляет себе то, о чем читает, если у него не возникает
никаких ассоциаций с собственным жизненным или читательским опытом, у него не
возникает чувства эмоционального отношения к читаемому, то тогда такое чтение
не является полноценным, и при таком чтении не может быть никакого
литературного и общего развития [20].
Психолог Л.
Выготский выделяет следующие характерные черты детского творчества. Ими
являются: комбинированная фантазия; эмоциональный подход, искренность чувств;
отражение переживаний, вызванных жизненными ситуациями, переработка
впечатлений; несовершенство, вызванное отставанием письменной речи от устной [20,
с.46].
Литературное
творчество детей традиционно воспринимается и оценивается взрослыми, главным
образом, с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для
развития и воспитания ребенка. Оно неразрывно связано с духовным развитием
личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих способностей следует
рассматривать как средство формирования духовно богатой личности,
ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения
и самореализации [12].
Побуждение
ребенка к литературному творчеству ведет к развитию читательских способностей
ребенка. «От маленького писателя к большому читателю» - так многие представляют
себе этот путь.
Многие
специалисты утверждают, что литературное творчество – яркое непосредственное
вначале, иссякает, исчезает по мере взросления у большинства детей, если не
создавать особые психолого-педагогические условия для его развития [16]. Опыт
экспериментально-педагогической работы показывает, что все дети обладают
достаточными предпосылками для развития литературно-творческих способностей, но
уровень этих способностей и умений неодинаков. Дети, у которых обнаруживаются
склонности к литературному творчеству, нуждаются в психологической поддержке и
одобрении со стороны родителей, руководителей детским чтением, друзей и
сверстников. Эта мысль, многократно акцентируемая в литературе, требует к себе
внимания библиотекарей.
Внимательным родителям
и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и
направлениях, активизирующих литературное творчество: развитие жизненных
впечатлений, познание окружающего мира, познание людей, себя, развитие дара
слова, в том числе развитие речи путем систематических упражнений, основанных
на принципах последовательности, сознательности, самостоятельности, наглядности;
помочь ребенку самореализоваться в литературном творчестве, и обеспечить успех
в его творческих начинаниях [13].
Специфика
работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость заниматься развитием
разнообразных литературно-творческих, читательских и сочинительских
способностей, при этом отметим, что роль книги и чтения в формировании духовных
ценностей детей младшего школьного возраста трудно переоценить. Чтение –
сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения,
памяти юного читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого
процесса является обогащение личности человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |