Курсовая работа: Творчество и герои В.С. Маканина
Особую роль играют ремарки,
раскрывающие читателю образ повествователя, как в оценках других персонажей,
так и в своих собственных. Нередко даже встречаются обращения
героя-повествователя к самому себе. Примерами таких ремарок могут быть
следующие: "Сторож не официальный, по договоренности и за малые деньги. Я
никто. Но им спокойней", "... мое "я" (самолет, теряющий в
воздухе горючее) требует, чтобы я действовал уже напрямую", "... у
Соболевых замечательная квартира в четыре комнаты, с большой ванной и с
гигантским телевизором (я, правда, не люблю ни ТВ, ни полудрему в теплой воде)",
"Комната двадцатых годов. Как заготовка. Видок на будущее: можешь малевать...
(Рисуй, но не говори себе и другим, что начинаешь заново)", "девчушка
(как же ее звали?) шла по улице... ") и другие.
Таким образом, Владимир Маканин,
как будто играя словами, все время заставляет читателя обратиться к этим
маленьким деталям человеческой души, собирать по этим кусочкам целостную
картину каждой из представленных личностей, обратить внимание на их поведение,
образ жизни и вообще увидеть тот ужасный мир лжи, преступлений, неверности, в
котором мы живет. В этом контексте каждую из ремарок можно рассматривать не
просто как необходимое уточнение или дополнение, а как некую философско-нравственную
категорию, помогающую понять истинные чувства и переживания героев в данный
момент, в данной ситуации.
В связи с вкраплением Владимиром
Маканиным в текст романа драматических элементов, саму композицию произведения
можно рассмотреть и как полноценный драматический текст. Интересным
представляется то, что формально "Андеграунд" делится на пять частей,
каждая из которых имеет в своем составе несколько глав. То есть в романе
читатель сталкивается с игрой автора в классическую пятиактовую драматургию. При
этом каждая из частей вполне может выступать как самостоятельное, вполне
завершенное произведение. И лишь метод монтажа, заимствованный и использованный
Маканиным, позволяет соединить все эти пять частей воедино под общим началом
как произведение эпического и драматического жанра.
Заключение
"Оглянулся. Венедикт
Петрович оглянулся, чтобы увидеть меня с расстояния. (Понимал, что я тоже вижу
его). Оттолкнул их. И тихо санитарам, им обоим как бы напоследок: не
толкайтесь, я сам. И даже распрямился, гордый, на один этот миг российский
гений, забит, унижен, затолкан, в говне, а вот ведь не толкайте, дойду, я сам!"
Владимир Семенович Маканин,
"Андеграунд, или Герой нашего времени".
Проза Владимира Семеновича
Маканина привлекает многих читателей, что связано с темами и проблемами,
которые поднимает в произведениях писатель, так актуальными в современном мире.
Маканин очень удивительным образом показал глазами героя-повествователя пороки
и слабости людей, переходящие из сферы личного и индивидуального в сферу
всеобщного и вечного. Но вместе с тем писатель служит не просто обличителем
пороков всего общества, а, прежде всего, показывает высокую цель искусства,
большое значение в жизни любого человека настоящей любви, дружбы и высоких
нравственных ценностей, всегда показывающим нам правильный путь.
В своей работе я стремилась показать,
как менялся главный герой в произведениях В.С. Маканина с течением времени в
зависимости от происходящих изменений в обществе. А так же обосновать связь
романа "Андеграунд или герой нашего времени" с русской классический литературой.
Критик и писатель Татьяна Никитична
Толстая выразила мысль о том, что " особенность Маканина выражается в его
любви, жалости и понимании любого человека: и нелепого, и несчастного, он
любит, потому что страдает, потому что никогда не безнадежен... В этом смысле
Маканин именно очень русский и глубоко традиционный писатель. Его пристальный
взгляд, ирония, насмешка, не помехи для главного чувства, главной ценности - любви".
[8; с.101]. Выбранный метод исследования
данного вопроса - анализ текста романа "Андеграунд, или Герой нашего
времени", а так же обзор критических работ, посвященных данному
произведению позволил решить задачу, стоящую в курсовой работе - на примере
романа В.С. Маканина показать один из взглядов современной литературы на образ
своего современника.
Сделаем выводы по данной работе:
1. В.С. Маканин поднимает
вопросы, которые существуют в любой стране, в любом государстве, у любого
народа. Но вопросы эти окрашены глубокой философией русского человека,
переживаниями за тех людей, которые находятся с тобой рядом. Возвышая отдельную
личность, осознавая ценности отдельной человеческой жизни, Владимир Семенович
Маканин повествует о возрождении нашей Родины и невозможности угасания всех ее
красот и ценностей.
2. Роман "Андеграунд, или
Герой нашего времени", можно поставить рядом с лучшими образцами русской
классической литературы.
3. В романе предстает
реалистическая галерея наших современников, их бытописание.
4. Язык произведения ярок,
жизненно достоверен.
1. Маканин, В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени. / М.: Вагриус,
2003.
2. Маканин, В.С. Ключарев и Алимушкин.
/Роман, рассказы. М., 1979.
3. Амусин, М.Ф. Не-юбилейное. К 70-летию Владимира Маканина. М.Ф. Амусин,
// Звезда. - 2007. №3.
4. Марченко, А.М. Владимир Семенович Маканин. Запах своей тропы.
5. Маканин В.С. Отставший. Повести и рассказы/ Художественная литература;
М., 1988
6. Немзер, А.С. Замечательное десятилетие.
О русской прозе 90-х годов. А.С. Немзер // Новый Мир. - 2000. №1.
7. Аннинский, Л.А. Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература
"серединного" человека. Маканин В.С. Избранное/. М.: Советский писатель.
1987. с.6)
8. Степанян, К.А. Голос, летящий в купол (о прозе Маканина). К.А. Степанян
// Вопросы литературы - 1988, № 2 с. 206).
8. Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учебное
пособие И.К. Сушилина. - М, 2001
9. Юркин Л.А. Введение в литературоведение: Учебное пособие Л.А. Юркин.
- М, 2000.
10. Семыкина, Р.С. И. Локусы подполья в романе В. Маканина. Р.С. И Семыкина
// Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения 2008 - №4.
11. Токмаков, В. Н.В.С. Маканин: Писатели
рано или поздно станут одиночками. В.Н. Токмаков, интернет журнал Ликбез (http://www.lik-bez.ru/) – 2009.
|