Курсовая работа: Творчество и герои В.С. Маканина
Внешность человека может многое
сказать о нем - о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах,
привычках, качествах характера. Л.А. Юркин считает, что в портрете персонажа
есть три главные черты: первые - природные, вторые - характеризуют его как
социальное явление (одежда и способ ее носить, манера держаться и т.д.), а
третьи - это выражение лица, которое свидетельствует о переживаемых чувствах.
"Но лицо, фигура, жесты могут не только "говорить", но и "скрывать",
либо просто не означать ничего, кроме самих себя. Поэтому художественный
портрет зачастую почти не поддается прочтению" [9; с.296].
Он же отмечает, что при соответствии
в жизни внешнего и внутреннего позволяет писателю использовать наружность
персонажа при создании его как обобщенного образа. Персонаж может стать
воплощением одного какого-либо свойства человеческой натуры, которое доминирует
как свойство его поведения и требует для него определенной внешней выраженности.
Портрет персонажа в современном
литературоведении понимается в узком и широком смысле.
Словесный портрет в узком смысле
- это непрерывная описательная цепочка, объёмом в одно предложение и более. Словесный
портрет в широком смысле - это вся совокупность этих описательных цепочек,
относящихся к описанию какого-либо персонажа.
В связи с этим выделяют компактный
и рассредоточенный словесный художественный портрет.
Компактный словесный портрет -
единичное портретное описание: один раз описав внешность своего персонажа,
писатель может не обращаться к ней на протяжении некоторого времени.
Рассредоточенное портретное
описание представляет собой неоднократное периодическое обращение к внешности
персонажа в ходе повествования
Словесный художественный портрет
многофункционален. В рамках художественного произведения он может выполнять
самые разные функции, в соответствии с функциональной наполненностью
художественного текста вообще. Социальная, философская, нравственная,
религиозная и другая направленность текста получает своё отражение в словесном
портрете как важном композиционном элементе художественного произведения.
Используя художественный портрет
как средство создания художественного образа, каждый писатель преследует свою
определенную цель, а значит, в тексте художественного произведения каждое
конкретное портретное описание персонажа будет иметь свою функцию. Так,
характерологическая функция и оценочная ведут читатели к пониманию характера
персонажа и способствуют раскрытию идейно - художественного содержания
произведения.
В эстетической функции
выражается связь содержания и формы, без которой не может быть создан
художественный образ. Систематизирующее свойство эстетической функции
заключается в том, что через неё проходят все прочие функции, то есть в чистом
же виде эстетическая функция просто не существует.
Таким образом, внешнее описание
персонажа является не условностью создания художественного образа, а очень
важным способом раскрытия его психологических средств, а значит, и более
углубленному пониманию замысла всего художественного текста.
Глава II. Творчество и
герои В.С. Маканина
"Человек выбирает или не
выбирает (по Сартру) - это верно. Но про этот свой выбор (Сартру вопреки)
человек, увы, понимает после. (Понимает, когда выбора уже нет, сделан. Когда
выбор давно позади) Развилка пути, скажу я проще. Развилка, стремительно
промелькнувшая и полуосознанная... вот и весь наш выбор!".
Владимир Семенович Маканин,
"Андеграунд, или Герой нашего времени".
Роман "Андеграунд, или
Герой нашего времени" обозначил новую, особую веху в творчестве В.С. Маканина.
С одной стороны, его можно рассматривать как итоговый роман поскольку он вобрал
в себя все ключевые и фабульные элементы, мотивы, сюжетные ходы, устойчивые
повествовательные структуры, которые были всему творчеству писателя, начиная с
литературного дебюта - романа "Прямая линия" опубликованного в 1965 г.
С другой стороны, роман стал своеобразным откликом писателя на изменяющийся
мир, в центре книги - человек и время, или человек во времени.
Родился Владимир Семенович 13
марта 1937 в городе Орске. Окончил математический факультет Московского
государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского.
Преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших курсах
сценаристов и режиссёров. После окончания Высших курсов сценаристов и
режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве "Советский писатель".
Вел семинар прозы в Литературном институте им.А.М. Горького. В 1985 г. стал
членом правления Союза писателей СССР, в 1987 г. вошёл в редколлегию журнала
"Знамя". Возглавлял жюри Национальной литературной премии "Большая
книга". Лауреат Госпремии России (2000), Лауреат Пушкинской премии (ФРГ) фонда
Тепфера, Лауреат премии Москва-Пенне, Лауреат литературной премии "Русский
Букер" (1993), Лауреат литературной премии "Большая книга" (2008).
В настоящее время писатель живет и работает в Москве.
Дебютировал В.С. Маканин в
российской литературе в 1965 году, когда вышло его первое произведение роман
"Прямая линия". Затем в 1971 году увидела свет повесть "Безотцовщина".
Впоследствии на протяжении двадцати лет практически каждый год выпускал по
новой книге - большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так
и новые произведения. Объектом пристального внимания исследователей его
творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал
тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных
представителей так называемого "поколения сорокалетних". Хотя в своей
работе, "Запах своей тропы", посвященной творчеству В. С Маканина,
критик-литературовед, Алла Максимовна Марченко пишет о том что: "писатель
всегда стоял особняком от "колонны "сорокалетних" (Р.Т. Киреев,
А. Ким, В.Н. Крупин, А.Н. Курчаткин). … Маканин не из принципа держится на
отшибе, это состояние само по себе для него органично, и, следовательно,
никакого особого мужества такая позиция и не требует. В ином тут дело: не
годится маканинская тропа для коллективного по ней передвижения - скукожится
она от топота множества дружных ног, правильно и в меру быстро шагающих,
испугается правильности и исчезнет, и золото спрячет, и запах затаит…" [4;]
В творчестве писателя
исследователи отмечают несколько периодов. В начале своего творчества В.С. Маканин
продемонстрировал объективизм взгляда на жизнь, публицистичность,
однозначность, определенность авторской точки зрения. Пафос его творчества
вполне совпадал с приподнято-одноплановой категоричностью 60-х годов. В 1965
году В.С. Маканин пишет роман "Прямая линия " и повести "Безотцовщина",
"Солдат и солдатка", "Повесть о старом поселке", "На
первом дыхании", "Старые книги", "Простая истина". Эти
произведения тесно связаны с традициями романтической, "исповедальной"
прозы 1960-х годов.
Но непритязательность раннего В.С.
Маканина была обманчивой. В основе перечисленных произведений - простые
житейские истории, но почти в каждой из них ощущается встроенный потенциал
притчи. Вот, к примеру, бытовая повесть "Безотцовщина". Следователь
Юра Лапин - бывший детдомовец. Основой его натуры становится потребность
заботиться о бывших и новых однокашниках, особенно ущербных или оступившихся. Комната
Лапина превращается в "коммуну", в перевалочный пункт, где его
товарищи по судьбе набираются сил и опыта перед окончательным выходом в
самостоятельную жизнь. Лапин бескорыстно заботиться о своих подопечных, тратит
на них время и силы, согревает их теплом своей души, отказывается ради них от
устройства личной жизни. И в результате - остается в одиночестве. "Птенцы"
один за другим покидают гнездо, где они оперились, шумное жилище Лапина пустеет.
Пустота заползает и в душу героя. Он расплатился веществом своей жизни за
благополучие друзей - а сам умалился, стушевался, начал словно бы таять. Отданное
не возвратилось." [3; с.21].
В произведениях, написанных в
70-е годы уже нет этой однозначности взглядов писателя. Так, повесть "Ключарев
и Алимушкин", рассказ "Голубое и красное" широко обсуждается
критикой. Писателя упрекают в невыявленности авторской позиции. Теперь Маканин
принципиально антиромантичен. Иллюзии 60-х годов рассеялись. Российский
литературный критик, литературовед Б.И. Роднянская определила творчество
Маканина этого периода как "социальное человековедение". Маканин принципиально
отказывается от позы "судии" по отношению к своим героям ("не
судите" - это генеральная нравственная установка писателя), отказывается и
от завершенных "образов героев" и завершенного повествования (живая
жизнь и судьба живого человека принципиально незавершимы) - от всего, что
традиционно ассоциировалось с понятием "литература".
Семидесятые годы отмечены у В.С.
Маканина резкой сменой героя, проблематики и авторской позиции. В фокусе
повествования писателя - новый герой, не слившийся с родным социумом. Это
средний человек среднего возраста, под сорок, семейный. И этот герой - просто
некий (условно обозначенный) современный человек: "Ключарев был научный сотрудник,
кажется, математик - да, именно математик. Семья у него была обычная. И
квартира обычная. И жизнь тоже, в общем, была вполне обычная..." [2; с.31].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |