Курсовая работа: Творчество и герои В.С. Маканина
Он не захотел, потому что
считал, что его книги соответствуют его времени, а пришло новое время. В этом
драма. Его тексты, как он сам знает, не на все времена. Он опоздал... Слава его
не ждет. Сказанное им слово, как он считает, осталось в ушедшем времени, так и
не родившись. Судьбы разные... Необходимо соответствовать своему времени, но
существует опасность слишком с ним слиться, тогда время тебя же и сжирает, ты
бесследно исчезаешь вместе с ним." [8;].
"…мол, нет тут
удивительного для лица нынешнего человека, хочешь, не хочешь вобравшего в себя
весь наш век. Как норма. Как правило. То есть уже как свычное правило, лицо,
личико наше в один миг меняется от гуманного к свирепому.
Владимир Семенович Маканин,
"Андеграунд, или Герой нашего времени".
Надо сказать, что жанр портрета
современника (заявленный уже в названии) является характерной особенностью
творчества В. С Маканина. "Андеграунд, или Герой нашего времени " в
особенности показывает преемственность, являясь продолжением линии портретов - от
повести "На первом дыхании (Портрет молодого человека)", повести
"Валечка Чекина" и романа "Предтеча". Многочисленные
психологические портреты рождаются в романе "Андеграунд, или Герой нашего
времени " на протяжении всего повествования, и автор их - герой-повествователь
Петрович. Роман на определенном этапе творчества В.С. Маканина как бы
подытоживает портретную стратегию автора, показывает лица своих современников. Те
герои, о которых В.С. Маканин писал в ранее в своих произведениях, перешли в
роман "Андеграунд, или Герой нашего времени ".
Одна из тем романа "Андеграунд,
или Герой нашего времени" это проблема художника, живущего в "переломную"
эпоху, и в связи с этим попытка ответить на вопрос "как быть писателем".
Поэтому неслучаен у В.С. Маканина выбор главного героя, которого можно назвать
героем - повествователем. Это основной прием в организации повествовательной
структуры романа. Выбор героя-повествователя необычен не только с точки зрения
своего положения в окружающем его мире, но и с точки зрения своего положения в тексте.
Петрович становится в какой-то мере автором.
Своеобразный авторский статус персонажа
подтверждает и тот факт, что Петрович по профессии - писатель, который претендует
не только на то, чтобы стать героем времени, но и на то, чтобы обладать особым знанием
о своем времени. Что мы узнаем о нем? Петрович является нам писателем, но
писателем без книг. Он выходец из советского андеграунда, искусства,
отказавшегося от какого-либо участия в советской действительности,
противопоставившего себя официозу. В реальном советском андеграунде были
большие писатели и люди высокого нравственного и гражданского долга. Петрович
принадлежал андеграунду, его не печатали, как и всех его собратьев,
преследовали, но даже в эпоху перестройки, в эпоху конца государства,
уничтожившего его брата, он не только не хочет напечатать прежние свои вещи, но
и отказывается от творчества вообще, в отличие от недавних собратьев по "подполью",
активно и радостно бросившихся навстречу переменам.
Сам себя Петрович называет
"безалаберным писателем андеграунда", как бы в шутку. Но на самом
деле таковым его действительно можно назвать. Не было в его жизни порядка, не
было направленности и движения вперед. Все только по течению, но никак не
против. Писательская судьба героя не складывается. И не складывается не по вине
редакторов, которые не печатают его произведения, а по вине самого Петровича,
который просто очень легко "сдается". Он все время как будто
отступает назад и в конечном итоге оказывается на самом "дне" жизни. Основные
физиологические потребности стали смыслом его жизни. Сначала он теряет "чудесную
работу в НИИ", отправляясь "по подсказке" работать на
склад-сарай в Подмосковье. "Тишь. Безлюдье. Знаковый момент! - мне повезло
увидеть, и дано было ощутить, как широко (напоследок) может распахнуться
пространство", - говорит Петрович [1; с.88]. Но ничего прекрасного увидеть
ему так и не удалось: "Коморка была холодна, мала и убога; а едва масляный
нагреватель заработал, из углов, как ожидалось, стало припахивать ядреной мочой.
Всюду, что ни говори, следы предшественников" [1; с.89]. Но и здесь
Петрович смиряется с проказами судьбы, свыкается со всеми обстоятельствами
своей жизни. "Я дичал. Я мог разучиться произносить слова, - признается
Петрович. - Я впадал в обморочное состояние, как только вспоминал, что в
следующем месяце тоже тридцать дней. Я поскуливал..." [1; с.90-91]. В
общаге Петрович также "плывет" по течению. Здесь даже у него
складывается "карьера" сторожа, начатая совершенно случайно - с
просьбы знакомой Зои приглядеть за квартирой. Он становится, своего рода,
"подпольным человеком", если сравнивать с героями Ф.М. Достоевского. Однако
это совершенно два разных типа "подпольных людей". У Ф.М. Достоевского
- это человек внутренних переживаний, мук личностной рефлексии, человек с
трагической судьбой. У В.С. Маканина же - это человек социальный, входящий в
мир жестокой борьбы "за выживание" и примиряющийся с правилами игры
этой борьбы. Герой-повествователь смиряется с такой жизнью, и его точка зрения
выражается в ироническом высказывании: "Отшельник - это внутренний
эмигрант. Едва кончаются отшельники, как раз и начинаются эмигранты. Эмигрантов
сменяют диссиденты. А когда испаряются диссиденты, заступает андеграунд" [1;
с.31].
Однако об андеграундной жизни
читатель узнает не только на основе жизни самого Петровича, его судьбы, но он
смотрит на этот мир глазами самого героя-повествователя. В некоторых случаях
Петрович очень объективно обрисовывает всю ситуацию жизни многих людей, которые
только внешне находятся на высшей социальной ступени, а на самом деле они стоят
рядом с ним, на одной черте этой андеграундной жизни. В этом и состоит
особенность созданного Владимиром Семеновичем Маканиным образа рассказчика.
3.2 Галерея героев "времени
смены эпох" в романе В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего
времени".
Сюжет романа составляют сцены из
жизни "российской общаги" и портреты ее социальных типов. Следует
отметить, что жанр портрета современника (заявленный уже в названии) является
характерной особенностью творчества писателя, который рисует широкую галерею
образов людей конца 90-х годов XX века глазами своего главного
героя. О.В.С. Маканине., как создателе целой галереи типов говорил еще критик Л.
Аннинский, уточняя, что в творчестве писателя мы имеем дело с "чередой
быстро сменяющихся штриховых силуэтов" [6; с.6]. Это высказывание весьма
точно обрисовывает и систему персонажей романа. Всех персонажей можно разделить
на две группы. Одна из них - это представители андеграунда, вторая - общажные
жители. Среди "агэшников" можно выделить брата главного героя,
Венедикта Петровича, писателей Вик Викыча и Михаила, стукача Чубисова, они не раз
появляются в тексте, участвуют в развитии сюжета. Среди общажников трудно
выделить кого-то отдельно, так как все жители принципиально похожи друг от друга.
Так, общажная подруга Петровича, Зинаида практически ничем не отличается от
бывшего боевого офицера Акулова: оба они не способны понять героя, но жаждут при
этом понимания и любви. Отличаются они лишь степенью агрессивности. На первый взгляд,
эти группы персонажей находятся в отношениях жесткого противопоставления, но при
ближайшем рассмотрении оказывается, что оба эти пространства выстроены по одним
и тем же законам: это замкнутые, коммунальные сообщества, в которых есть четкое
деление на своих и чужих. Представители обеих групп - маргиналы, находящиеся на
периферии культуры и социума. Все персонажи романа распределены по ячейкам
"общаги". "Общага", в представлении Петровича, является своеобразной
метафорой всего российского мира, как бесконечное пространство (нескончаемые
коридоры) бездуховности, обезличенности, существования по устоявшемуся шаблону,
по зову простейших инстинктов. Это бедный, близкий к казарменному быт, общий
ритм жизни, исключительная поглощенность людей материальными заботами,
отсутствие духовных интересов. Примечательна картина начала трудового дня у
общажников: "Невыспавшиеся (я вижу), торопятся на работу женщины <…>
мужики, что с ними рядом, серые, нечесаные, припухшие и без желания жизни. Мелкие,
угрюмые люди, не способные сейчас шевельнуть ни рукой, ни мозгами <…>
люди, как оболочки, пусты и продуваемы и, чтобы хоть сколько, то помнить себя
<…> они должны беспрерывно и молча курить, курить, курить<…> им
невыносимо <…> работать трудно; жить трудно; курить трудно..." [1; с.
195-196].
Перед нами проходят истории инженера
Курнеева, ревнивца, пришедшего к Петровичу посетовать на жену-изменницу и
спросить совета, как сохранить семью, "маленького человека" Тетелина,
неожиданно скончавшемуся, когда почти осуществилась мечта его жизни - он
приобрел в торговой палатке кавказцев твидовые брюки. В сознании Петровича
сложилась мысль о делении людей на обыкновенных и исключительных, о том, что
"агэшники" - гении ("Пушкин и Петрович - гении братья... [1; с.65]),
а они, "общажники", "совки", оставшиеся совками и с
наступлением социальной "Нови". "Общажники в большинстве своем
уже дома, вернулись с работы - и сейчас же за стол к тарелке, к супу с мяском; или
к телевизору. Их кисловатый жилой дух, заполнивший жилье (я его чую), густ,
смачен, напирает и уже выступил наружу в коридор на внешней стороне дверей,
узнаваемый, как варфоломеевский крест. Им не до бытия: им надо подкормиться. (Новости
ТВ - та же подкормка. Им бросают, как сено коровам)" [1; с.55].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |