Курсовая работа: Творчество и герои В.С. Маканина
Курсовая работа: Творчество и герои В.С. Маканина
Оглавление
Введение
Глава I. Портрет как средство создания образа в
художественной литературе
Глава II.
Творчество и герои В.С. Маканина
2.1 Биография писателя
2.2 Эволюция героя в творчестве В.С. Маканина: от
"Валечки Чекиной" и ""Предтечи" до Петровича в
"Андеграунде нашего времени"
Глава III. Создание образа современника 90-х годов ХХ века
в романе В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени"
3.1 Образ повествователя в романе В.С. Маканина
"Андеграунд, или Герой нашего времени"
Глава IV. Роман
В.С. Маканина - продолжение традиций русской классической литературы
4.1 Связь современной русской
литературы с традициями русской классики
4.2 Роман "Андеграунд, или Герой нашего времени"
- продолжение русской классической литературы
4.3 Человек андеграунда - "подпольщик", или Герой
нашего времени?
4.4 Особенности языка романа В.С. Маканина
Заключение
Список использованной литературы
"Век и конец века на
евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец
одного мировоззрения, одной веры одного способа общения людей и начало другого мировоззрения,
другой веры, другого способа общения. В Евангелии сказано, что при таком
переходе от одного века к другому будут всякие бедствия: предательства, обманы,
жестокости и войны, и по причине беззакония охладеет любовь. Я понимаю эти
слова не как сверхъестественное пророчество, а как указание на то, что когда та
вера, тот склад жизни, в котором жили люди, будут заменяться иным, когда будет
отпадать отжившее старое и замещаться новым, неизбежно должны будут происходить
большие волнения, жестокости, обманы, предательства, всякого рода беззакония, и
вследствие этих беззаконий должна охладеть любовь, самое важное и нужное для
общественной жизни людей свойство."
"Конец века" Лев
Николаевич Толстой 19 сентября 1905 г.
Сегодня, в начале XXI века,
стремительно меняется жизнь, а вместе с ней, безусловно, и мировоззрение
человека. Это находит отражение и в современном литературном творчестве. "Маленький
человек", "лишний человек", "нигилист" и другие
традиционные типы героев классической литературы трансформируются в прозе
современных писателей. Каким же будет литературный герой нового времени, какие
коррективы вносит и еще будет вносить само время, новое мышление в человеческий
тип? Сложно ответить на этот вопрос, прошло слишком мало времени. Но уже
сегодня можно отметить, что время положительных литературных героев-маяков
практически ушло, а их место занимают столичные топ-менеджеры, провинциальные
революционеры, жители Рублевки, деревенские алкоголики и прочие. Если
очерчивать временные рамки второй половины XX века, то
надлежит сказать, что этот временной интервал начинается от 50-х годов XX века и заканчивается 2000 годом, вмещая в себя очень разные
эпохи. Начало его ознаменовано смертью И. В Сталина, "хрущевской оттепелью",
середина - эпоха "застоя", окончание - развал СССР, смена
общественного уклада в России. Рассматривая в данной работе образ героя
современной литературы, остановимся на времени 90-х годов XX
века. Причина - слишком разных "героев своего времени" рисовала нам
литература второй половины XX века, и рассмотреть все
типажи в одной работе не возможно. Кроме того, 90 - е годы стали одними из
самых ярких в истории страны за всю вторую половину двадцатого века. Закончился
гигантский общественно-политико-экономический эксперимент, в тени которого протекала
вся история России в двадцатом веке. Произошла социальная революция, смена
экономических формаций, смена жизненных ориентиров и ценностей. В условиях
кризиса современного общества, когда разрушились прежние ценностные понятия,
основы прежней морали и принципы общественной жизни, именно в творчестве
современных писателей, в частности Владимира Семеновича Маканина, происходит
возврат к традициям гуманистического искусства, утверждение нравственных основ
литературы.
Творчество Владимира Семеновича Маканина
(13 марта 1937) составляет одну из интересных и ярких страниц современной
литературы. Лауреат престижной премии Букера в 1996 году за повесть "Стол,
покрытый сукном и с графином посередине" и Государственной премии в
области литературы и искусства за роман "Андеграунд, или Герой нашего
времени" и повесть "Кавказский пленный", писатель признан
ведущими литературными критиками - Л.А. Аннинским, А.С. Немзером, А.М. Марченко,
И.Б. Роднянской, Л.И. Сараскиной, - одним лидеров отечественной словесности. Критики
называют Маканина интеллектуальным, умозрительным, жестоким по отношению к
читателю писателем, который не гонится за дешевой популярностью. Его произведения
требуют огромного труда от читателя. Почти все пишущие о нем единодушны,
пожалуй, в одном: писателю чуждо морализаторство, нравоучительство. Сюжет и
центральные конфликты маканинского романа отталкиваются от русской классической
литературы. Говоря о рецензиях, на роман В. С Маканина "Андеграунд, или
Герой нашего времени, необходимо отметить, что А.С. Немзер в своей статье
"Замечательное десятилетие: О русской прозе 90-х годов", подводя
"литературные" итоги эпохи, назвал роман в числе тридцати лучших
прозаических сочинений 1990-х годов. [5; с.17-18]. Конец XX
- го века, это время, в котором живут герои романа В.С. Маканина "Андеграунд,
или Герой нашего времени"". В этом времени живут герои произведений Виктора
Олеговича Пелевина ("Generation „П“"), Татьяны Никитичны Толстой и Наталии
Никитичны Толстой ("Сёстры"). И во всех этих произведениях ставится вопрос,
как всё происходящее в стране влияет на личность и духовность людей, как
изменяются люди под действием внешних обстоятельств, когда "общественная
жизнь безжалостно уничтожает, унижает, коверкает, приспосабливает к себе
личность, не оставляя ей, кажется, никаких шансов, а личность (увы, не всякая)
- в какой-то предельной точке - все же остается свободной". [5; с.17-18].
Так в "Generation „П“"
перед нами предстает история карьерного роста выпускника Литературного
института Вавилена Татарского, а объект, против которого направлен роман - это потребительское
общество, которое управляет человеком с помощью средств массовой информации, добиваясь
именно той реакции, которой хотят добиться: купить ненужную вещь, проголосовать
за ненужного правителя. Сюжет сборника прозы Н.Н. Толстой и Т.Н. Толстой "Сёстры"
- рассказы о сознании человека, ловко приспосабливающегося к бытию. Жизнь
нехороша, но жить как - то надо. И на другом полюсе от всех них находится - Петрович,
герой романа В.С. Маканина, который живет, руководствуясь лозунгом: "Не
стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды мир прогнется под нас".
Взяв за объект исследования
данных вопросов в курсовой работе произведения Владимира Семеновича Маканина,
одного из самых известных писателей современной России, в том числе и его роман
"Андеграунд, или Герой нашего времени", я ставлю целью данной работы
- найти особенности в описании героя и окружающих его персонажей в романе
"Андеграунд, или герой нашего времени", выявить родственность
произведений В. С Маканина с произведениями русской классической литературы.
Задачей исследования в
данной работе - поиск ответов на следующие вопросы: кто он, Петрович, главный
герой романа? Герой времени, "божий эскорт человечества" или темное
"подсознание общества. Почему он остается в подполье андеграунда?
Предмет исследования - роман
В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени".
В работе решаются следующие
задачи:
обозначить характер эволюции героя
в творчестве В. С Маканина;
выявить особенности отношений автора
и героя в романе "Андеграунд, или Герой нашего времени".
выявить связь романа В. С
Маканина с произведениями русской классической литературы.
В качестве методов решения
данных вопросов применяется анализ текста романа "Андеграунд, или
Герой нашего времени", а так же анализируются критические работы,
посвященные данному произведению.
Проблема создания образа
персонажа была и остается одной из главных в литературном творчестве. Портрет
персонажа относится к числу основных средств создания образа и может
рассматриваться как один из аспектов этой проблемы. Тем не менее, словесный
художественный портрет - достаточно сложное явление, не имеющее однозначной
трактовки. Поэтому одной из главных задач исследователей является изучение
системы стилистических приемов и выразительных средств, которые используются
для более точного выражения содержания художественного произведения, и создания
портрета, в частности. Литературный персонаж - это обобщение и в то же время
конкретная личность. Он свободно движется в мире художественного произведения и
органично входит в него. Поэтому создать образ персонажа - это значит не только
"наделить его чертами характера и сообщить ему определенный строй мыслей и
чувств, но и "заставить нас его увидеть, услышать, заинтересоваться его
судьбой и окружающей его обстановкой" [9; с.296].
Портрет персонажа - это описание
его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение его
поведения, манеры держаться, мимики, походки, жестов.
Но портретное описание персонажа
может отсутствовать, и тогда, как указывает исследователь Л.А. Юркин,
представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств,
поступков, речевой характеристики. Но в тех произведениях, где портрет
присутствует, он может стать одним из главных способов создания литературного
образа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |